ПОЛЬША: Анализ рынка деревянных окон

 4 451

Экспорт-импорт
В 1995-2000 гг. отрасль деревянных столярных изделий экспортировала около 1/5 своей продукции. В 2002 году это количество увеличилось до 30%, т.к. уменьшение внутреннего спроса вызвало повышенную активность в поиске других рынков сбыта (Польша является и импортером столярных изделий, но размеры импорта относительно небольшие).
В 2002 году было экспортировано почти 150 тыс. тонн оконных деревянных изделий на сумму около 200 млн. дол. США. Рост экспорта в 1995-2002 гг. был почти двукратным, причем в тоннажном выражении несколько выше, чем в долларовом. В 1995-99 гг., когда конъюнктура на строительном и инвестиционном рынках была высокой, а производство строительных столярных изделий выросло с 6,5 млн. м2 до 10 млн., экспорт был почти стабильным. Предприятия были более ориентированы на внутреннего потребителя, чем на внешнего. Наибольший прирост экспорта приходился на 2000-2002 гг., когда уменьшался внутренний спрос.
Импорт оконных деревянных изделий в 2002 г. составлял 24 тыс. тонн, а расходы по этой статье — около 48 млн. дол. США. На 1000 долларов, полученных за экспортированные изделия, приходилось около 250 долларов импорта.
В годы благоприятной конъюнктуры на строительном рынке импорт возрастал, но углубляющийся экономический спад в строительстве ограничил спрос, в результате чего было импортировано меньше изделий.
Крупнейшими потребителями польских деревянных столярных изделий являются страны Европейского союза, на которые приходится почти 90% экспорта. Из них около половины было поставлено на немецкий рынок. Значительными потребителями также являются Великобритания и Франция. Меньшее количество польских изделий покупают Дания, Испания, Голландия, Бельгия. В страны Центральной и Восточной Европы продаются менее 10% польских деревянных столярных изделий. Потребителями польской продукции являются также Чехия, Венгрия и Украина.

Рис. 1 Экспорт оконных деревянных изделий

 
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
Экспорт
(в тыс. тонн)
78,0
74,9
83,7
106,1
111,4
126,3
130,5
148,0
Экспорт
(в млн.
дол. США)
107,7
115,2
123,4
138,1
142,6
143,2
156,0
195,0
Источник: Главное управление статистики (ГУС) внешней торговли
* расчеты на основании трех кварталов

Рис. 2 Рост производства и экспорта строительных столярных изделий
(в 1995 году — 100 %)

В период ухудшения коньюнктуры в строительстве производители строительной столярки не имели сбыта своих изделий на отечественном рынке и были вынуждены ограничивать производство, а ориентация на экспорт увеличивалась.

Рис. 3 Импорт оконных деревянных изделий

 
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
Импорт
(в тыс. тонн)
8,2
14,6
18,5
28,1
33,1
30,0
24,9
24,0
Импорт
(в млн.
дол. США)
18,5
31.3
39.2
57,0
62,2
52,7
46,2
48,0
Источник: Главное управление статистики (ГУС) внешней торговли
* расчеты на основании трех кварталов

Рис. 4 Рост импорта деревянных оконных изделий (в 1995 г. —100%)

В середине 90-х годов крупнейшими поставщиками деревянных столярных изделий в Польшу были страны Евросоюза (более 70% импорта) и Центральной и Восточной Европы (около 20%). Однако до 1999 г. импорт из ЕС возрастал, а начиная с 2000 г., последовательно уменьшался. Зато в восточном направлении после нескольких лет очень умеренного роста импорта наступило его ускорение. В результате в настоящее время более 50% импорта в Польшу поступает из стран ЕС и около 40% — с восточных направлений.

Различие цен
Сравнение цен, полученных за экспортированные изделия и уплаченных за импортируемые, свидетельствует о том, что:
1) цены на мировых рынках в 1995-2002 гг. проявляли тенденцию к уменьшению;
2) стоимость экспортированных изделий ниже, чем импортированных.
Цены на столярные изделия уменьшались одинаково как в странах Евросоюза, так и в странах Центральной и Восточной Европы, однако проявлялись большие различия уровня цен, а также темпов их изменений.
На рынках ЕС цены на оконные деревянные изделия были более стабильными и ниже, чем на рынках стран Центральной и Восточной Европы. Зато на восточных рынках до 1999 г. цены явно проявляли тенденцию к уменьшению.

Рис. 5 Экспорт деревянных оконных изделий по направлениям

 
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
Экспорт
(в тыс. тонн)
78,0
74,9
83,7
106,1
111,4
126,3
130,5
148,0
Страны Евросоюза
73,4
68,6
76
98,5
104,8
118,7
117
130,0
Страны Центральной
и Восточной Европы
4,0
5,7
6,6
6,1
4,8
5,2
9,5
13,0
Источник: Главное управление статистики (ГУС) внешней торговли
* расчеты на основании трех кварталов

Рис. 6 Импорт деревянных оконных изделий по направлениям

 
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
Импорт
(в тыс. тонн)
8,2
14,6
18,5
28,1
33,1
30,0
24,9
24,0
Страны Евросоюза
5,9
10,3
13,9
22,0
25,3
20,8
13,2
14,0
Страны Центральной
и Восточной Европы
1,6
2,3
2,7
3,4
5,4
7,0
10,2
9,0
Источник: Главное управление статистики (ГУС) внешней торговли
* расчеты на основании трех кварталов

Рис. 7 Стоимость экспортированных и импортированных изделий

Рис. 8 Стоимость изделий, импортированных в ЕС и в восточном направлении

Что дальше?
Спрос на столярные изделия обусловлен потребностями строительства новых зданий, а также реконструкцией существующего фонда. В действующую программу польского правительства “инфраструктура — ключ к развитию” заложен рост жилищного строительства, строительства автострад, которое повлечет за собой возведение объектов вдоль дорог, а также обновление многих областей экономики. Вспомогательные средства Евросоюза будут направлены и на развитие инфраструктуры. Но, по мнению экспертов, 2003 год еще не принесет изменений в инвестициях и строительстве.
Дефицит жилья в Польше оценивается в 1,5-2 млн., а уровень строительства нового жилья невысок. Обычно в эксплуатацию ежегодно сдается 90-100 тыс. квартир. Согласно предложениям правительства, в 2004 г. будет построено 140 тыс. квартир.
Жилищный фонд в Польше оценивается в 12 миллионов квартир. По статистическим данным сроков эксплуатации жилищного фонда, около 10% квартир — это жилье, сданное в эксплуатацию после 1990 г., а большая часть фонда нуждается в реконструкции. Из-за роста стоимости энергоносителей подлежат замене негерметичные окна.

Рис. 9 Стоимость деревянных оконных изделий на мировых рынках

 
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002*
Средние цены, получаемые за
экспортируемые изделия
в дол. США/ за 1 тонну)
- Страны Евросоюза
- Страны Центральной
и Восточной Европы
1380

1288

3062
1537

1391

3127
1475

1339

2752
1302

1214

2562
1284

1240

2107
1133

1078

2179
1195

1104

2191
1290

1185

2224
Средние цены, получаемые за
импортируемые изделия
в дол. США/ за 1 тонну)
- Страны Евросоюза
- Страны Центральной
и Восточной Европы
2267

2310

2225
2137

2085

2685
2117

2042

2450
2026

1992

2475
1880

1850

2020
1759

1701

1900
1854

2002

1671
2018

2108

1920
Источник: Главное управление статистики (ГУС) внешней торговли
* расчеты на основании трех кварталов

Основываясь на польских нормах соотношения количества окон к жилой площади, считается, что в существующем жилищном фонде есть около 70 млн. окон. Если учитывать общественные и промышленные здания, то их число более чем в два раза выше. Эксперты расходятся в оценках количества окон, требующих замены. Но даже без учета этих расхождений их число очень большое.
Анализ, проводимый различными центрами, свидетельствует о том, что польский рынок характеризируется огромными потребностями в новых оконных изделиях.
В вопросе о пропорциях применения других видов материалов будут иметь решающее значение такие факторы, как эксплуатационные затраты и эстетика изделий, стоимость ремонта, цена, экологическая безопасность, региональные преимущества.
Вступление Польши в структуры Евросоюза дает польским предприятиям шанс, но несет в себе и угрозу. Следствием участия в интеграционных процессах является открытость рынков, а торговое сальдо зависит, прежде всего, от конкурентных возможностей предприятий.
Польша на международных рынках уступает во многих областях развитым странам. Росту экспорта не благоприятствовала не только низкая конкурентоспособность изделий, но также их недостаточное продвижение на заграничные рынки. И только плохая конъюнктура польской экономики и спад спроса на рынке привели к росту количества экспорта как фактору, активизирующему экономику.
Последние годы показали, что предприятия, выпускающие деревянные оконные изделия, завоевывают все более прочные позиции на иностранных рынках и наверстывают отставание от развитых стран по качеству и современности столярных изделий.
Если будут приняты решения в области поддержки экспорта и развития польского производства в соответствии с заявлениями правительства, то экспорт может стать значительным фактором, развивающим производство.


София Борковска

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.
Алюмінієві профілі Profilco

Новое и лучшее