Основные понятия
Термин «триплекс» (от лат. triplex — тройной) применяется по отношению
к простейшему многослойному стеклу из двух пластин стекла, склеенных между
собой полимерным материалом.
Строительный триплекс — это уникальный конструкционный материал с широкими
возможностями для использования. Сферы его применения постоянно расширяются:
это не только остекление фасадов зданий, но и оформление интерьеров, производство
мебели, промышленное и торговое оборудование. Триплекс рекомендован к
применению для остекления административных, общественных и жилых зданий,
транспортных средств, т.е. там, где возникает острая необходимость защитить
жизнь человека и материальные ценности. Триплекс является обязательным
к применению при остеклении горизонтальных частей здания (крыш, козырьков,
зенитных фонарей, куполов), при устройстве лестничных ограждений, стеклянных
ступеней, полов.
Диаграмма 1. Динамика изменения объема импорта триплекса в РФ в 2005-2007 гг., тыс. м2 |
Диаграмма 2. Сезонность импорта триплекса в натуральном выражении |
Диаграмма 3. Частота использования триплекса по толщине предприятиями-заказчиками |
Диаграмма 4. Формат ламинированного триплекса, импортируемого российскими предприятиями |
Общая характеристика импорта
Для анализа были использованы данные внешнеторговых потоков за период
с 2005 по 2007 г.г. Федеральной таможенной службы России (ФТС РФ), в статье
приводятся округленные данные.
В течение 2005-2007 г.г. наблюдалась устойчивая тенденция к замещению
импортом продукции отечественных производителей. Объем ввоза строительного
триплекса за три рассматриваемых года увеличился в разы. Можно предположить,
что столь высокие показатели определяются, прежде всего, дефицитом внутреннего
рынка. На Диаграмме 1 видно, что динамика импорта рассматриваемого товара
имеет стабильно восходящий тренд.
Рассматривая помесячную динамику потоков импорта строительного триплекса
в Российскую Федерацию, можно сделать заключение, что она имеет ярко выраженную
сезонную детерминанту. Ниже представлены данные сезонности поставок в
показателях % от среднемесячного объема.
Как видно из диаграммы, максимальный объем импорта приходится на октябрь,
что вполне соответствует логике развития стандартного строительного цикла.
Существенным фактором в картине статистических показателей четвертого
квартала календарного года, несомненно, влияя на его доминирующую позицию,
является закрытие в этот период финансовой отчетности российскими предприятиями
(следствие так называемого «эффекта отложенной регистрации»).
Наименее напряженным периодом с точки зрения плотности входящих потоков
триплекса является первый квартал — в январе-марте наблюдается затишье,
традиционное для многих как промышленных, так и потребительских рынков,
ежемесячные объемы ввоза в течение этого периода не превышают 30-40%
среднемесячного уровня.
Интересно проанализировать частоту использования импортного триплекса
российскими покупателями в зависимости от его толщины (использованы данные
1 полугодия 2007 года). Диаграмма 3 отражает удельный вес предприятий,
использующих триплекс того или иного вида в общей численности импортеров,
а не соотношение объемов закупок в зависимости от толщины стекла.
Наиболее часто предметом сделок, предполагающих участие зарубежных производителей,
является стекло вида 3.3.1. — его закупают почти 80% предприятий, формирующих
входящий поток триплекса. Следующей по популярности разновидностью является
стекло 4.4.1. (51% покупателей). Также значительным числом импортеров
используется триплекс 6.6.1. (33%) и 4.4.2. (26%). Удельный вес покупателей
триплекса прочих разновидностей не превышает 10% (см. Диаграмму 3).
Существенным дополнением к анализу импортной составляющей рынка строительного
стекла будет сообщение о структуре ввозимого ламинированного триплекса
по формату полотна (приводимые данные извлечены из внутреннего исследования
компании, на момент проведения которого статистика по ВЭД за 2-е полугодие
2007 года еще не была закончена, поэтому сравнивается период 2005 — 1
пол. 2007 г.г.).
Собственная методика анализа данных таможенной статистики позволила получить
следующие данные. В натуральном выражении наибольший объем ввозимого ламинированного
триплекса приходится на многослойное стекло формата LES и JUMBO. Последние
представлены в структуре импорта приблизительно в равных пропорциях, однако
стекло размера JUMBO несколько уступает размеру LES по объемам закупки.
Столь явное доминирование крупноформатного триплекса объясняется простотой
транспортировки и широтой возможностей покупателя по дальнейшей обработке
и форматированию листов данного размера.
Диаграмма 5. Распределение объемов импорта триплекса по странам происхождения за 2005 г. в натуральном выражении |
Диаграмма 6. Распределение объемов импорта триплекса по странам происхождения за 2006 г. в натуральном выражении |
Диаграмма 7. Распределение объемов импорта триплекса по странам происхождения за 2007 г. в натуральном выражении |
Диаграмма 8. Распределение объемов импорта триплекса по регионам-импортерам за 2005 г. в натуральном выражении |
Состав импорта по происхождению товара
Далее приводится анализ структуры импорта ламинированного триплекса в
зависимости от страны происхождения товара. Для анализа использован временной
интервал 2005-2007 г.г. (см. Диаграммы 5-7).
Статус основного зарубежного поставщика триплекса в РФ в 2005-2007 г.г.
принадлежал Чехии, ее доля в объеме внешних поставок сократилась в течение
рассматриваемого периода на 7% (с 55% до 48%). Вторым по величине партнером
России в области обеспечения триплексом является Германия. Ее доля изменяется
в пределах 16-19% от общего объема импорта рассматриваемой категории.
Необходимо также отметить уверенную экспансию турецких производителей
— в период с 2005 года удельный вес поставок из Турции увеличился с 2
до 13% в относительном выражении. Несомненно, тенденциозным выглядит наращивание
доли китайских производителей, которые вышли на российский рынок в 2006
году и смогли за год увеличить свое присутствие до 2%.
Если говорить о ситуации в целом, то закупки триплекса РФ осуществляет
преимущественно с западноевропейскими компаниями — представители стран
Азии пока не играют значимой роли в данном сегменте стекольного рынка.
По статистике ВЭД за 2005-2007 г.г., основными регионами-импортерами триплекса
в течение этого периода являлись Москва и Московская область, а также
Санкт-Петербург. Доля внешних закупок, которые осуществлялись предприятиями,
размещенными в этих регионах, колебалась на уровне 88-96%.
Тенденцией выглядит последовательное увеличение доли внешних закупок,
приходящихся на московские компании. На протяжении указанного периода,
рост этой доли составил 19%, в результате чего она выросла с 14% до 33%.
Лидерство Санкт-Петербурга, а также Москвы и Московской области вполне
объяснимо тем, что именно в этих регионах объемы строительства как жилых,
так и коммерческих объектов значительно выше, чем в остальных. Именно
здесь сосредоточены основные производители стеклопакетов, стеклопанелей
и прочих видов продукции, предполагающих использование и переработку строительного
триплекса.
Диаграмма 9. Распределение объемов импорта триплекса по регионам-импортерам за 2006 г. в натуральном выражении |
Диаграмма 10. Распределение объемов импорта триплекса по регионам-импортерам за 2007 г. в натуральном выражении |
Выводы
Российский рынок строительного триплекса развивается достаточно активно,
что объясняется ростом сопряженных рынков: жилой и коммерческой недвижимости,
рынка металлопластиковых окон, а также повышением требований к уровню
безопасности и наличием программ и требований по защите населения от травматизма
осколками стекла при возникновении чрезвычайных ситуаций. При этом насыщение
рынка может произойти лишь в среднесрочной перспективе (5-6 лет).
В течение 2005-2007 г.г. наблюдалась устойчивая тенденция к замещению
импортом продукции отечественных производителей. Причем объем импорта
увеличивался как в абсолютном, так и в относительном выражении. Столь
высокие показатели импорта определяются дефицитом предложения со стороны
внутреннего рынка, и можно с уверенностью утверждать, что потребность
в импорте многослойного стекла (строительного триплекса) сохранится в
течение нескольких ближайших лет.
генеральный директор
ООО «СтеклоКонсалтинг»,
г. Москва, РФ