Статья не публикуется!

Анализ импортной составляющей российского рынка многослойного стекла (строительного триплекса)

 1 718
Анализ импортной составляющей российского рынка многослойного стекла
(строительного триплекса)

Основные понятия
Термин «триплекс» (от лат. triplex — тройной) применяется по отношению к простейшему многослойному стеклу из двух пластин стекла, склеенных между собой полимерным материалом.
Строительный триплекс — это уникальный конструкционный материал с широкими возможностями для использования. Сферы его применения постоянно расширяются: это не только остекление фасадов зданий, но и оформление интерьеров, производство мебели, промышленное и торговое оборудование. Триплекс рекомендован к применению для остекления административных, общественных и жилых зданий, транспортных средств, т.е. там, где возникает острая необходимость защитить жизнь человека и материальные ценности. Триплекс является обязательным к применению при остеклении горизонтальных частей здания (крыш, козырьков, зенитных фонарей, куполов), при устройстве лестничных ограждений, стеклянных ступеней, полов.


Диаграмма 1. Динамика изменения
объема импорта триплекса в РФ
в 2005-2007 гг., тыс. м2


Диаграмма 2. Сезонность импорта триплекса
в натуральном выражении

Диаграмма 3. Частота использования триплекса
по толщине предприятиями-заказчиками


Диаграмма 4. Формат ламинированного
триплекса, импортируемого российскими
предприятиями

Общая характеристика импорта
Для анализа были использованы данные внешнеторговых потоков за период с 2005 по 2007 г.г. Федеральной таможенной службы России (ФТС РФ), в статье приводятся округленные данные.
В течение 2005-2007 г.г. наблюдалась устойчивая тенденция к замещению импортом продукции отечественных производителей. Объем ввоза строительного триплекса за три рассматриваемых года увеличился в разы. Можно предположить, что столь высокие показатели определяются, прежде всего, дефицитом внутреннего рынка. На Диаграмме 1 видно, что динамика импорта рассматриваемого товара имеет стабильно восходящий тренд.
Рассматривая помесячную динамику потоков импорта строительного триплекса в Российскую Федерацию, можно сделать заключение, что она имеет ярко выраженную сезонную детерминанту. Ниже представлены данные сезонности поставок в показателях % от среднемесячного объема.
Как видно из диаграммы, максимальный объем импорта приходится на октябрь, что вполне соответствует логике развития стандартного строительного цикла. Существенным фактором в картине статистических показателей четвертого квартала календарного года, несомненно, влияя на его доминирующую позицию, является закрытие в этот период финансовой отчетности российскими предприятиями (следствие так называемого «эффекта отложенной регистрации»).
Наименее напряженным периодом с точки зрения плотности входящих потоков триплекса является первый квартал — в январе-марте наблюдается затишье, традиционное для многих как промышленных, так и потребительских рынков, ­ежемесячные объемы ввоза в течение этого периода не превышают 30-40% среднемесячного уровня.
Интересно проанализировать частоту использования импортного триплекса российскими покупателями в зависимости от его толщины (использованы данные 1 полугодия 2007 года). Диаграмма 3 отражает удельный вес предприятий, использующих триплекс того или иного вида в общей численности импортеров, а не соотношение объемов закупок в зависимости от толщины стекла.
Наиболее часто предметом сделок, предполагающих участие зарубежных производителей, является стекло вида 3.3.1. — его закупают почти 80% предприятий, формирующих входящий поток триплекса. Следующей по популярности разновидностью является стекло 4.4.1. (51% покупателей). Также значительным числом импортеров используется триплекс 6.6.1. (33%) и 4.4.2. (26%). Удельный вес покупателей триплекса прочих разновидностей не превышает 10% (см. Диаграмму 3).
Существенным дополнением к анализу импортной составляющей рынка строительного стекла будет сообщение о структуре ввозимого ламинированного триплекса по формату полотна (приводимые данные извлечены из внутреннего исследования компании, на момент проведения которого статистика по ВЭД за 2-е полугодие 2007 года еще не была закончена, поэтому сравнивается период 2005 — 1 пол. 2007 г.г.).
Собственная методика анализа данных таможенной статистики позволила получить следующие данные. В натуральном выражении наибольший объем ввозимого ламинированного триплекса приходится на многослойное стекло формата LES и JUMBO. Последние представлены в структуре импорта приблизительно в равных пропорциях, однако стекло размера JUMBO несколько уступает размеру LES по объемам закупки. Столь явное доминирование крупноформатного триплекса объясняется простотой транспортировки и широтой возможностей покупателя по дальнейшей обработке и форматированию листов данного размера.


Диаграмма 5. Распределение объемов импорта триплекса по странам происхождения за 2005 г.
в натуральном выражении

Диаграмма 6. Распределение объемов импорта триплекса по странам происхождения за 2006 г.
в натуральном выражении

Диаграмма 7. Распределение объемов импорта триплекса по странам происхождения за 2007 г.
в натуральном выражении


Диаграмма 8. Распределение объемов импорта триплекса по регионам-импортерам за 2005 г.
в натуральном выражении

Состав импорта по происхождению товара
Далее приводится анализ структуры импорта ламинированного триплекса в зависимости от страны происхождения товара. Для анализа использован временной интервал 2005-2007 г.г. (см. Диаграммы 5-7).
Статус основного зарубежного поставщика триплекса в РФ в 2005-2007 г.г. принадлежал Чехии, ее доля в объеме внешних поставок сократилась в течение рассматриваемого периода на 7% (с 55% до 48%). Вторым по величине партнером России в области обеспечения триплексом является Германия. Ее доля изменяется в пределах 16-19% от общего объема импорта рассматриваемой категории. Необходимо также отметить уверенную экспансию турецких производителей — в период с 2005 года удельный вес поставок из Турции увеличился с 2 до 13% в относительном выражении. Несомненно, тенденциозным выглядит наращивание доли китайских производителей, которые вышли на российский рынок в 2006 году и смогли за год увеличить свое присутствие до 2%.
Если говорить о ситуации в целом, то закупки триплекса РФ осуществляет преимущественно с западноевропейскими компаниями — представители стран Азии пока не играют значимой роли в данном сегменте стекольного рынка.
По статистике ВЭД за 2005-2007 г.г., основными регионами-импортерами триплекса в течение этого периода являлись Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург. Доля внешних закупок, которые осуществлялись предприятиями, размещенными в этих регионах, колебалась на уровне 88-96%.
Тенденцией выглядит последовательное увеличение доли внешних закупок, приходящихся на московские компании. На протяжении указанного периода, рост этой доли составил 19%, в результате чего она выросла с 14% до 33%.
Лидерство Санкт-Петербурга, а также Москвы и Московской области вполне объяснимо тем, что именно в этих регионах объемы строительства как жилых, так и коммерческих объектов значительно выше, чем в остальных. Именно здесь сосредоточены основные производители стеклопакетов, стеклопанелей и прочих видов продукции, предполагающих использование и переработку строительного триплекса.


Диаграмма 9. Распределение объемов импорта триплекса по регионам-импортерам за 2006 г.
в натуральном выражении

Диаграмма 10. Распределение объемов импорта триплекса по регионам-импортерам за 2007 г.
в натуральном выражении

Выводы
Российский рынок строительного триплекса развивается достаточно активно, что объясняется ростом сопряженных рынков: жилой и коммерческой недвижимости, рынка металлопластиковых окон, а также повышением требований к уровню безопасности и наличием программ и требований по защите населения от травматизма осколками стекла при возникновении чрезвычайных ситуаций. При этом насыщение рынка может произойти лишь в среднесрочной перспективе (5-6 лет).
В течение 2005-2007 г.г. наблюдалась устойчивая тенденция к замещению импортом продукции отечественных производителей. Причем объем импорта увеличивался как в абсолютном, так и в относительном выражении. Столь высокие показатели импорта определяются дефицитом предложения со стороны внутреннего рынка, и можно с уверенностью утверждать, что потребность в импорте многослойного стекла (строительного триплекса) сохранится в течение нескольких ближайших лет.


Невская Н.Н.,
генеральный директор
ООО «СтеклоКонсалтинг»,
г. Москва, РФ
Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее