`Эко-готика`: стильные окна и двери

 7 485

В наше время трудно кого-нибудь чем-нибудь удивить. В оформлении интерьеров применяются всевозможные стили и подходы – от барокко и хай-тека до деревенского (кантри, баухаус, рустикаль, азиатские, японские, индийские, африканские, арабские стилизации) с многочисленными их «национальными» фольк-вариациями. Все деревенские стили очень разные внешне, но объединяющая их черта – использование натуральных, природных и традиционных материалов и в конструкциях, и для отделки. Искусственно рожденный в прошлом веке стиль ар-деко тоже тяготеет к применению дерева, стали, стекла, камня с природной или с изощренно обработанной текстурой поверхности.

В оформлении интерьеров даже без ярко выраженной национальной окраски теперь все чаще применяют материалы из природного сырья с естественной текстурой. Когда в интерьере есть преобладание таких материалов и отделки «а ля натюрель», то говорят, что это эко-стиль, т.е. экологический, априори полезный для здоровья.

 

Выход из номера

Выход из номера

 

Выход из номера на третьем этаже на освещаемую естественным светом атриума террасу и коридор с живыми пальмами. Емкости для земли для них заглублены в нижний этаж в своеобразные «колодцы».

Грубо оштукатуренные стены покрашены макловицами белой акриловой краской, имитируя известковую побелку. Пол отделан керамической плиткой с неровными краями и фактурой изношенного плитняка.

 

Двери
Двери и дверные проемы были необычной, часто неправильной, несимметричной формы. Кажется, именно форма дверей задает весь интерьер. Двери изготовлены из натуральной цельной (!) доски «в шпунт» с врезанными «в ласточкин хвост» раскосами. Уплотнение – кожаный ремень, свернутый трубкой навыворот и натянутый вокруг выреза «в четверть» по периметру двери.

Косяки – из цельного бруса. Петли, ручки и замки – ручная ковка. Тем не менее, замки оснащены электромагнитным приводом запирания с RFID-определителем «хозяйской руки». Сам же RFID-ключ выдается жильцу с брелоком из куска толстой тисненой кожи с неровными «обгорелыми» краями.

Ограждение
Ограждение из ручного кованного, нарочито неровного металла направляет вниз, на второй этаж с искусственным освещением.

 

Хотя я не понимаю, чем уж намного полезнее для самочувствия окажутся, скажем, приклеенные синтетическим клеем фактурные обои на флизелиновой основе с тканевым виниловым орнаментом, но с вплетенными джутовыми волокнами или камышовыми стеблями, по сравнению с простыми бумажными обоями, зато разрисованными зайчиками и белочками, приклеенными обыкновенным КМЦ – тоже ведь природа!

Мой «эко»-пессимизм поубавился, а внутреннее положительное отношение к хай-теку сильно пострадало после посещения одного маленького отеля под названием Сан-Габриель в городке Обербаерн, Южная Бавария. Отель реконструировали всего пару лет назад из унылого здания складского помещения возле транспортной развязки и съезда с автобана Мюнхен-Зальцбург, вскоре он получил четыре звезды и был включен в глобальную туристическую сеть отелей.

 

Служебная дверь

Свеча

 

Служебные дверки и лючки из дерева тонированы терракотовой краской.

В нишах расположены свечи, которые горят с вечера всю ночь.

Светильник
Кованые масляные светильники-факелы, зажигаемые в основном по праздникам, удачно дополняют интерьер. Они же обрамляют перила ограждения.

По низу стены размещены люминесцентные светильники, свет от которых направлен вниз, прямо на пол.

На белой полосе вдоль стены размещены с разбежкой в метр-полтора утопленные в пол точечные светильники, направленные вверх. Обычно они горят все время там, где нет естественного света, и повсюду, но только ночью.

 

При перестройке дом перепланировали, укрепили изнутри стальными конструкциями, построили новое деревянное перекрытие для крыши из глиняной черепицы, заменили ветхие деревянные междуэтажные перекрытия железобетонными, заново проложили все инженерные коммуникации (канализация, водопровод, сантехника, электропроводка, телефон, вентиляция, отопление, компьютерная сеть), полностью спрятав их в утолщенные при реконструкции стены за гипсокартонными объемными декорациями. Но самое главное при реконструкции отеля – это уникальные двери и окна, выполненные в стилизации под готику. В отеле вообще нет ни одной одинаковой двери!

 

Интерьер

Интерьер

 

Деревянная конструкция
Старые деревянные конструкции (с возрастом в несколько веков) на видных местах не только не удаляли, а наоборот, «открыли», перед этим тщательно их законсервировав, удалив труху и грибок.

Коридор и проходы к номерам на втором этаже освещается только искусственно.

Натриевые лампы с желтым светом, постоянно освещающие эти проходы, придают интерьеру еще более необычную пластику.

На фото, снятых со вспышкой, видны те же интерьеры, но как бы они выглядели при естественном освещении – стены и сводчатые потолки коридоров напоминают вырубленные в камне пещеры.

Дверной проем
Дверные проемы здесь утратили всякую симметричность. Здесь нет ни одной одинаковой двери или лючка! Поверхности стен и потолка причудливо «перетекают одна» в другую, образуя лабиринт подземелья. Свет из пола вдоль стен напоминает языки пламени, и, проходя по коридору, невольно обходишь эти «горячие точки».

Самые «бойкие» углы ниш (с точки зрения долговечности), предусмотрительно выполнены в виде полуколонн из тесаного камня. Некоторые проемы украшены фресковой орнаментальной росписью. В одной из таких ниш упрятан суперсовременный гидравлический лифт с отделкой из нержавейки и зеркал. Гидравлика позволила обойтись без лифтовой камеры наверху, благодаря чему сделана светопрозрачная крыша над коридором третьего этажа и лифтовой шахтой.

 

Интересную роль отвели светильникам в направленных к полу нишах из термостойкого пластика, встроенных в оштукатуренные стены. Это – выходы отопительных каналов-воздуховодов. В зимнее время теплый воздух подается по ним и направляется в пол, сначала растекаясь по нему, а затем поднимаясь вверх и обогревая помещение.

Помимо натриевых ламп, в нишах смонтированы маломощные инфракрасные трубчатые нагреватели, сориентированные на пол. Конечно, если такой нишевый светильник направлен на мебель, например, на стол, то ИК-грелка из него вынута. ИК-подогрев используется по-разному – в демисезонный период, когда централизованное отопление не включено, вдобавок к централизованному или по желанию – кнопка его включения имеется в каждом номере.

Таким образом, нигде в помещениях и коридорах не видно отопительных батарей – в древности средневековые замки тоже отапливали горячим воздухом, распределенным по сложным системам ответвлений от крупных нагревателей – зальных каминов. Камины нагревали излучением пламени непосредственно то помещение, где они размещались, а воздух для других комнат нагревался в специальных каналах, которые обвивали дымоход камина, заднюю и боковую стену очага, и он поднимался на верхние этажи.

Объемность стен внутри достигнута с помощью пенопластовых утеплителей, зашитых гипсокартоном снаружи и оштукатуренных «по-крестьянски» – грубо, без затей, но старательно и с ощущением добротности. Этими конструкциями имитированы пещеры и подземелья, в виде которых выполнены коридоры в отеле.

 

 

Жилые помещения (номера отеля) также освещены только снизу желто-горячим светом, а днем – еще и через небольшие окна с плотными полотняными шторами. Чтобы рассмотреть подробности цветового решения интерьера пришлось применить вспышку. Тогда стало видно, что цветовая гамма – типична для готики. Это стены, окрашенные терракотовой краской по свежей штукатурке, из-за чего грубая поверхность имеет причудливые разводы и пятна светлой и более насыщенной терракоты. Наливной пол окрашен красно-бордовой краской «по свежему» слою самовыравнивающегося состава, чем подчеркнуто имитируется ручная работа при изготовлении глинобитного цветного пола.

На полу выложены полосы орнамента из керамической плитки, порезанной на фрагменты из неравных по размеру ромбов и параллелограммов. Орнамент в виде колоска идет полосами, ограничивает и зонирует помещение, отделяя зону отдыха от спальной зоны и проходов, напоминая при этом края ковра. Зеркало, дверь шкафа и дверь в ванную – все имеют по-разному стрельчатый вид, что характерно для готики

Раковина
Раковина темно-дымчатого цвета из массивного литого стекла ручной работы при подсветке снизу точечным направленным желтым светом загорается яркими огнями. Ее гладкая, но неровная поверхность вспучена множеством пузырей и каверн в толще стекла. При подсветке они причудливо рассеивают и испускают свет, а при дневном освещении на гладких вздутиях и среди видимых пузырей раковины на ней не видны капли и мыльные следы, которые маскируются прожилками и видимыми вздутиями в стекле.

Дверца душевой ниши
Дверцы душевой ниши (тоже стрельчатой) выполнены из декоративного стекла ручной работы с вплавленным орнаментом по верхнему краю стекла. При этом стекло – ламинированное, с полированными кромками и шлифованными фасками. Встроенный вверху, у самой душевой головки, светильник создает световой овал на боковой стенке душевой кабины, которая утоплена в стену ванной комнаты возле двери.

Дверь
Дверь выполнена из цельной (не клееной) доски-сороковки на шпунт с коваными грубыми петлями и хитроумным кованым же замком ручной работы с щеколдой и задвижкой. Держатели для полотенец – квадратные в сечении колотые штыри, вбитые в отверстия на двери. Это просто деревянные гвозди – такими гвоздями сбита вся деревянная мебель в номере.

Оконные шторы
Окно прикрывается полотняными груботкаными шторами, петлями, надетыми на кованый прут, который удерживается в гнутых кованых держателях-костылях, вбитых в деревянные балки, на которое опирается перекрытие крыши.

Деревянные балки тщательно обработаны и покрыты пропиткой, которая полностью сохраняет естественный внешний вид свежестроганого дерева, несмотря на то, что это влажное помещение.

Потолок
Подбивка крыши служит потолком в номере, верхняя точка – на высоте около шести метров, где подсвечиваются декоративные уступы на стене.

Словом, объем в номере при скромной площади – громадный. Поэтому кровать обрамлена паланкином из такого же полотна, что и шторы. Так уютнее. Кровать с двух сторон зашита широкими досками. Все очень тщательно обработано. А затем на лицевые поверхности досок специально нанесены шерхебелем длинные лунки – имитация ручной выделки. Лунки-полосы специально тонированы, затем вся поверхность еще раз тщательно ошкурена.

Кровать
В изголовье кровати вмонтированы точечные светильники. Только благодаря ним в номере вечером можно что-то почитать. В остальном – повсюду в номере золотистый-красноватый полумрак, который усиливается терракотовым отсветом стен.

 

Этот отель стал излюбленным местом для местных и заезжих буржуа, что видно по примостившимся на стоянке дорогим авто. Два ресторана итальянской кухни и пиццерия, тоже выполненные в стиле средневековья, дополнительно привлекают постояльцев и отдыхающих.

 

Интерьер

 

О мебели, которая была изготовлена специально для каждого номера, нужно говорить особо.

Она изготовлена из массива, траченного древоточцем. Это последний писк. Отверстия, которые проели жучки, не закрываются – разными способами древесина санируется от жучка. Такие отверстия – теперь служат «торговая маркой» эко-стиля – не только готики, но и других, деревенских его форм, от кантри до арабского. Наличие таких отверстий – особая цена древесине – значит, она не обрабатывалась химикатами-инсектицидами при росте.

Интерьер
Вместительные емкости шкафов поглотили всю электронику и одежду. Если закрыть стрельчатые дверцы на кованых петлях – в комнате на виду не окажется ничего чужеродного стилю.

Авторы интерьера стремились создать ощущение готики, прежде всего, за счет формы проемов, дверей, дверок и формы зеркала. В немалой степени поддержанию «готичности» способствует освещение.

Окно
Окно представляет особый интерес.

Это составная конструкция из дубового профиля с тремя выбранными четвертями на раме и сосновыми накладками по периметру. Именно через них вбиты кованые петли, поддерживающие дубовую поворотную створку без переплета с одинарным остеклением.

Сложный профиль, очевидно, исполняет роль лабиринтного щелевого уплотнения и позволяет обойтись только одним контактным уплотнителем – шнуром, сшитым из кожаного ремня, вывернутого наружу и скобами прикрепленного к пазу по периметру створки.

Поворотная ручка прибита к створке снаружи через накладку. Поворачиваясь, выступ на ручке входит в зацепление с клиновой поверхностью скобы, глубоко вбитой в раму, тем самым плотно притворяя створку. Вся эта фурнитура – тоже кованая. Регулировки выполняются разного рода шайбами и прокладками. Но, видимо, все работает исправно, как и сотни лет назад.

Современность в конструкции окна заключена именно в створке – там вместо стекла установлен однокамерный стеклопакет. На фото видно, что створка повернута вовнутрь помещения, и стеклопакет закреплен к ней не только рейкой – катет шва замазки составляет 3-3,5 см, и пока шов не растрескался. Возможно, это объясняется очень глубокой посадкой рамы в тело стены и широким козырьком ската крыши, так что атмосферные осадки просто не попадают на окно.

 

Несмотря на кажущуюся грубость, нарочитую простоту стиля, в отделке действительно были применены природные, натуральные материалы и натуральная, естественная цветовая гамма. Конечно, при реконструкции не обошлось без современных технологий, однако синтетики на виду нигде не было. Только дерево, камень, известь, керамика, стекло, металл и чувство стиля – это составляющие эко-готики.

Показательно, что перечисленные отделочные материалы весьма характерны и для стилей хай-тек и для баухаус, только в другой пропорции и в другой цветовой гамме.

 

 

Прямо напротив выхода из отеля виден другой образец экостиля – немецкий баухаус.

А сам отель Сан-Габриэль выглядит этаким оплотом надежности. Окна верхних этажей – ни дать, ни взять – средневековые бойницы. По четырем углам здания расположены вход в отель, два ресторана и пиццерия.

Репликар марки Морган Плюс V8
Современный репликар марки Морган Плюс V8 у входа в отель, где нынешние буржуа должны ощутить себя такими, каковыми были их предки в средневековье – кто рыцарем, а кто и его слугой.

В метрах четырехстах от ресторана находится склад древесины, из которой делают эко-мебель: огромные доски с толщиной от 60 до 120 мм сушатся под навесом в естественных условиях несколько лет, причем, не снимая коры. За это время часть досок будет существенно потрачена жучком. А сами доски будут цениться многократно дороже, чем «скороспелка» из промышленных сушилок.

Солнечная энергетическая установка
«Все перемешалось в доме Облонских» - на крыше рядом со складом древесины, принадлежащих мастерской по ручному изготовлению деревянных окон и дверей, размещена новейшая солнечная энергетическая установка.

Но это примета практического воплощения экологической доктрины, столь популярной в Германии – использование чистых продуктов, чистых материалов и чистой энергии.

 

Может в этом и состоит секрет нынешней популярности эко-готики и хай-тека, как и других эко-стилей, где стремятся использовать природные материалы в соответствии с зеленой доктриной: «использование чистых продуктов, чистых материалов и чистой энергии»?

Сергей Шовкопляс,

Обербайерн, Германия,

октябрь 2007 г.

Смотрите также:
Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567
Ролети GANT Termo з прихованим коробом

Новое и лучшее