Пекин-2008: Bird’s Nest и Watercube
Птичье Гнездо и Водный Куб —
из чего, кем и как это делалось

 1 698
Из 31 новых и перестроенных объектов для Олимпиады-2008 в Пекине самыми известными называют Национальный Олимпийский стадион «Птичье Гнездо» и аквацентр «Водный Куб», ставших новыми архитектурными достопримечательностями столицы Китая

«Птичье гнездо» — главная арена игр-2008
Главный стадион Игр-2008 находится в Олимпийской деревне, на северо-восток от городской оси север-юг, которая проходит через площадь Тяньаньмэнь, Забытый город и башни «Барабанов и колоколов», занимая площадь 258000  м2 при 204000 м2 полезной площади. Крыша седлообразной формы имеет эллиптический план с осями 313 и 266 м. Высота стадиона — 69,2 м от нулевой отметки. Наружная поверхность фасада отклонена от вертикали приблизительно на 13°. Стадион имеет 11000 м2 подземных помещений с водонепроницаемыми стенами.
Объект предназначен для проведения больших спортивных соревнований, разного рода массовых зрелищ и собраний, и в этом качестве он будет использоваться и после Игр. Именно на этом стадионе состоялись церемонии открытия и окончания XXIX-х Летних Олимпийских Игр. Он расположен буквально рядом с аквацентром «Водный Куб».

Герцог и де Мюрон (Herzog & de Meuron), одна из знаменитейших архитектурных фирм, размещена в Базеле, в глубинке Швейцарии. Ее основатели познакомились еще семилетними школьниками, первая международная известность к ним пришла благодаря изысканному орнаментированию и проработке деталей их модернистских зданий. Говоря языком архитекторов, Герцог и де Мюрон обрели признание своими новациями и необычными фасадными оболочками, как, например, из тканых лент из меди или из поликарбонатных панелей с отпечатанными фотографическими изображениями на них. Партнеры давно начали экспериментировать с необычными облицовочными материалами, считая, что пора потеснить обычные для модернистской архитектуры сталь, стекло и бетон.

Строительство «Птичьего Гнезда» обошлось Китаю (в нынешних ценах) более чем в полмиллиарда долларов США и заняло более пяти лет. Первоначальная смета $423 млн. была превышена и в золотом эквиваленте окончательные затраты превысили цену за 25 тонн (!) 24-каратного золота (в сопоставимых ценах за период строительства).
Птичьим гнездом он назван из-за особой конструктивной формы своих стен и седлообразной крыши.
Когда в результате конкурсного отбора была выбрана именно такая форма, г-н Джуанг Жаойе (Guang Zhaoye), председатель конкурсной комиссии прокомментировал ее так: «Конструкция представляет собой совершенное сочетание элегантности и простоты. Каждая часть конструкции стадиона весьма функциональна».
Видимая хаотичность стальных конструкций на самом деле подчинена сложному набору правил из теории сопротивления материалов, которые определили геометрию металлоконструкций.
Посадочные места сконструированы так, чтобы все зрители были как можно ближе к арене, где происходят действия, имея при этом максимально открытый обзор.
Строительство этого стадиона началось в марте 2004 г. после церемонии закладки фундамента в рождественский сочельник в декабре 2003 г. А в 2002  г. правительственные чины Китая пригласили для участия в конкурсе известнейших архитекторов со всего мира. Победителями конкурса стали обладатели приза Прицкера (Pritzker Prize) швейцарские архитекторы фирмы Герцог и де Мюрон (Herzog & de Meuron).

Arup — ведущий мировой провайдер инжиниринговых, конструкторских, планировочных, проектно-конструкторских, консалтинговых услуг в строительстве и по управлению строительными проектами по всем аспектам и видам строительства. Фирма представлена в обеих Америках, в Австралии, в Восточной и Юго-Восточной Азии, по всей Европе и на Ближнем Востоке, имеет более 10000 сотрудников в 92 представительских офисах в 37 странах. Проекты Arup осуществлялись в более чем 160 странах мира.

Suntech Power — одна из ведущих мировых компаний по использованию солнечной энергии и крупнейший в мире производитель солнечных модулей. Имеются четыре производства: в Вукси, Ляоянге, Квингнае и Шанхае (Китай). В компании занято более 4000 работников по всему миру.

Строительство было заморожено в связи с обрушением терминала 2E в Парижском аэропорту им. Чарльза Де Голля, имевшего подобную конструкцию, как и Национальный стадион в Пекине. После ревизии и некоторой модификации конструкции, строительство возобновилось. В январе 2008, в связи с ненадлежащей техникой безопасности для строителей, строительство было приостановлено, тем более что погибло как минимум 10 строителей. Пекинские чиновники подтвердили 2 смертельных случая, 1 серьезную травму и 3 травмы легкой степени тяжести.
Один из ведущих современных китайских художников Ай Вейвей (Ai Weiwei) был в этом проекте художественным консультантом Герцога и де Мюрона по дизайну интерьера и тесно сотрудничал с инженерами-строителями из ArupSport, проектировавшими стадион совместно с Архитектурной исследовательской конструкторской группой Китая (China Architecture Design & Research Group).
При строительстве стадиона Arup курировала и выполняла как общестроительные, так и специальные работы, связанные со спортивной архитектурой, инжинирингом по механике, электричеству и вентиляции, акустикой и противопожарной безопасностью, освещением спортивной арены.
После окончания строительства в период комплектации, этот стадион был оснащен типовыми солнечными панелями, объединенными в фотовольтаическую систему Solar PV производства Suntech Power. Кроме того, «Птичье Гнездо» обладает наиболее совершенной в мире бестеневой всенаправленной системой рассеивания освещения и съемными сидениями.
Геометрия опорных конструкций определена специальными компьютерными программами расчета от Arup. Стадион имеет семь этажей и три яруса сидений. Стальная крыша 330 м в длину и около 220 м в ширину была закончена в октябре 2006  г. Снаружи сверху она покрыта рядом панелей из пластика ETFE, и, как только эта стадия была выполнена, снизу крыша была «подбита» акустической мембраной, отражающей и поглощающей звук и шум на трибунах, создавая комфортную звуковую среду.
Архитектурные и отделочные работы внутри стадиона проводились в тоже время, что и наружная отделка и «кровельные» работы.

ETFE — аббревиатура пластика из этилен-тетрафторэтилена (Ethylene tetrafluoroethylene), полимера на основе фторуглерода. Торговое название (марка) «Tefzel». Он был создан для использования в качестве коррозионно- и атмосферостойкого покрытия, сохраняющего прочность в широком диапазоне температур. К тому же, он имеет высокую температуру плавления, стоек к возгоранию и не эмитирует токсические вещества при своем горении.

«Шипучий» и «пенящийся пузырями» Национальный Аквацентр
Аквацентр занимает площадь более чем 65000 м2 и размещает сейчас 17000 зрительских мест (будет снижено до 6000 после Игр). Под перекрытием находится 32000 м2. Аквацентр предназначен для соревнований по плаванию, прыжкам в воду, синхронному плаванию и водному поло в рамках Олимпиады. После Игр центр будет открыт для спортивно-оздоровительных целей в т.ч. рядовых посетителей. «Водный Куб» был с самого начала спроектирован австралийской архитектурной фирмой PTW Architects при последующем участии CSCEC International Design и Arup своим строительным подразделением Arup Engineers, осуществлявшем проектирование и строительство.

Металлоконструкции были построены CSCEC (China State Construction Engineering Corporation — китайской государственной инженерно-строительной корпорацией). Вместе со стальным свободнонесущим каркасом, «Водный Куб» представляет собой крупнейшую в мире конструкцию с покрытием ETFE — более 100000 м2 подушек из ETFE, которые имеют толщину стенки всего около 0,2 мм. «Облицовка» надувными подушками из ETFE, которые имеют бoльшие светопропускание и теплопроницаемость, чем традиционное стекло, позволяет снизить эксплуатационные расходы на 30% за счет энерго­сбережения (дневное освещение и кондиционирование).
Наружные стены представляют собой разновидность т.н. структуры Ви­ейра-Фе­лана (Weaire-Phelan structure) — пену, образованную мыльными пузырями. Основа сформирована несколькими срезами через массив пены, причем отдали предпочтение т.н. пене Кельвина (Kelvin foam) потому, что, строго говоря, форма Виейра-Фелана более сложна, и, в результате, это более нерегулярная органическая структура, чем срезы по пене Кельвина.
Экологически дружественные технологии и материалы были использованы для строительства самого здания и для снижения эксплуатационных расходов впоследствии. Было внедрено 69 новых экономичных энергетических схем, включая солнечные, ветровые и геотермальные установки, схемы по экономии воды, вторичного применения (рисайклинга) воды для технических нужд, экономичного освещения, отопления и других инженерных нужд.

Однако эти два строения вместе стали «сердцем» Олимпиады-2008 и отражают стремление китайской философии к гармоничности и балансу. Круговая форма Национального стадиона символизирует небеса, в то время как расположенный рядом Аквацентр — отражение китайского символа Земли. Пузыри и голубой цвет стен водного стадиона символизируют воду, красный же цвет стен Национального стадиона «Птичье Гнездо» — огонь. Эти четыре стихии ведут обворожительный визуальный диалог между собой.
Видимые с высоты птичьего полета над Олимпийской деревней цветочные клумбы между диполем «Водный Куб» — «Птичье Гнездо» формируют ландшафт в виде гигантского символа «инь-янь», сплетения мужского и женского начал в китайской традиционной философской символике. В этом китайские архитекторы видят глубокий смысл и предпосылки для благоприятной «энергетики» самой местности, где после окончания Игр будут проводиться спортивные соревнования и оздоровительные мероприятия.

«Специальный приз за наиболее совершенную работу в секции «Атмосфера» присуждается австралийской архитектурной фирме PTW Architects, китайской группе CSCEC + Design и фирме Arup за проект Национального Плавательного центра, Олимпийская деревня, Пекин, Китай. Проект демонстрирует ошеломляющее решение, как хорошо продуманная трансформация и взаимопроникновение молекулярной науки, архитектуры и феноменологии, как посредника между опытом и теорией через интуицию, может создать воздушную и даже эфемерную атмосферу для персонального отдыха на воде».

Выдержка из доклада жюри-2008,
присуждающего официальный Приз
IX-ой международной архитектурной выставки METAMORPH на Венецианском Биеналле, 2008 г.


Текст: Сергей Шовкопляс
Фото: Xiaming, Ma Yubing и JP

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее