Принцип Парето и трудовая дисциплина

 2 635
Применение принципа Парето универсально. При правильном построенном анализе, принцип Парето можно применять для оптимизации различных управленческих процессов, например, повышения производительности и результатов труда и обучения. В данной работе показано, что анализ на основе принципа Парето можно применять даже для улучшения процесса обучения.

Вильфредо Парето (1848–1923) — известный итальянский экономист и социолог — родился в Париже. С детства он свободно разговаривал на итальянском и французском языках, но при этом ощущал себя гораздо больше итальянцем, чем французом. Парето получил гуманитарное и техническое образование. Закончив политехнический университет в Турине, он получил диплом инженера. В 1869 г. защитил диссертацию на тему «Основные принципы равновесия твердых тел».

В 1897 г. Парето начал читать курс социологии в Лозаннском университете параллельно с преподаванием политэкономии.

Изучая экономическое развитие Англии в XIX веке, Парето обнаружил, что большая часть доходов и материальных ценностей принадлежит меньшинству людей в исследованных группах. Такое соотношение между величиной дохода и численностью группы людей он описал математически [1]:

log N = log A + m log x

где N — количество людей, получающих доход выше, чем х; А и m — константы.

Формула Парето показывает, что материальные ценности среди людей распределяются неравномерно. К такому же выводу пришел американский экономист М. Лоренц, показав зависимость в 1907 г. на диаграмме. Оба ученых утверждают, что в большинстве случаев наибольшая доля благ (доходов) принадлежит небольшому числу людей [2].

Более того, обнаруженная схема дисбаланса остается неизменной для статистических данных, относящихся к различным периодам времени и различным странам. Будь то данные по Англии за любой период ее истории или доступные Парето данные по другим странам за разные периоды времени. Схема снова и снова повторяется, причем с математической точностью.

Реально на исследования Вильфредо Парето обратили внимание только в 40-х годах прошлого века, когда Джозеф Джуран и Ричард Кох сформулировали его идеи в виде закона, который сейчас называют «Закон Парето» или «Принцип 80/20».

Из Принципа 80/20 следует, что обычно 20% приложенных усилий дает примерно 80% результата, а 80% труда приносит лишь 20% отдачи. Это значит, что большая часть затрачиваемых усилий на достижение цели не приближает к ней. Человек может очень много работать, стремясь к поставленной цели, однако большая часть труда может оказаться малорезультативной. Быть трудоголиком — не грех, однако это не значит, что трудоголик быстро приближается к цели.

Множество примеров подтверждает справедливость Принципа 80/20: 20% ассортимента продукции дают обычно 80% от общего объема продаж в денежном выражении, 20% покупателей и клиентов обеспечивают 80% прибыли магазина, учреждения, только 20% студентов способны учиться на «хорошо» и «отлично», 20% преступников совершают особо тяжкие преступления и т.д.

Принцип 80/20 будет работать всегда и везде, если не прилагать сознательных, настойчивых и массированных усилий по его преодолению [3].

Принцип 80/20 имеет огромную важность по той причине, что он противоречит тому, что мы привыкли считать логичным. Мы вправе ожидать, что все факторы имеют приблизительно одинаковое значение. Что все клиенты одинаково для нас ценны. Что каждая сделка, каждый продукт и каждый вырученный от продажи рубль так же хороши, как и другие. Что все работники отдельно взятой категории приносят приблизительно одинаковую пользу. Что любые день, неделя или год одинаково важны для нас. Что все наши друзья одинаково ценны. Что ко всем бумагам или телефонным звонкам должно относиться с одинаковым вниманием. Что образование, полученное в одном университете, имеет такую же ценность, что и образование, полученное в другом. Что все проблемы проистекают из множества причин, так что не стоит даже стараться искать среди них несколько ключевых. Что все возможности одинаково ценны, поэтому неважно, какую из них мы выберем.

Принцип 80/20 говорит о том, что если мы изучим и проанализируем два набора данных, относящихся к причинам и результатам, то, скорее всего, получим картину несбалансированности. Численно этот дисбаланс может составлять 65/35, 70/30, 75/25, 80/20, 95/5 или 99,9/0,1, или принимать любые другие значения.

Для выявления причин возникшей проблемы обычно строят диаграмму Парето. Зная главные причины, можно начинать решать проблему.

Пример

Руководители факультета МТД УГЛТУ обеспокоены низкой успеваемостью студентов 1-го курса, зачисленных на факультет в 2010 г. Требуется определить основные причины и с чего начать решение указанной проблемы.

Выделим основные параметры учебного процесса.

  1. Доля среднего балла по ЕГ от максимального балла Д1 = 133/300 = 0,44. Доля преподавателей со степенями и званиями, от общего числа преподавателей, работающих с 1-м курсом Д2 = 15/19 = 0,74.
  2. Доля сданных зачетов в срок Д3 = 488/691 = 0,7.
  3. Доля студентов аттестованных в середине семестра в срок Д4 = 0,66.
  4. Посещаемость лекций Д5 = 0,78.
  5. Прочие параметры Д6 = 0,14.

Приведенные данные занесем в таблицу 1 в порядке увеличения значимости параметра.

Таблица 1. Результаты регистрации данных по параметрам учебного процесса для построения диаграммы Парето

Результаты регистрации данных по параметрам учебного процесса для построения диаграммы Парето

По данным таблицы построим диаграмму Парето (рис. 1). По оси ординат диаграммы откладывается процент доли параметра по каждому параметру от общей суммы. На диаграмму можно нанести кумулятивную кривую (рис. 2), отражающую накопленный процент параметров.

Диаграмма Парето
Рис. 1. Диаграмма Парето

Кумулятивная кривая на диаграмме Парето

Рис. 2. Кумулятивная кривая на диаграмме Парето

Из рис. 2 следует, что кумулятивная кривая растет почти пропорционально, все приведенные параметры учебного процесса оказывают на процесс почти одинаковое значение. Между тем, закон Парето указывает, что при правильной организации процесса должна наблюдаться резко выраженная несбалансированность параметров процесса. Должен быть один параметр, оказывающий существенное влияние на учебный процесс.

Представим себе, что факультет набрал бы абитуриентов со средним баллом по ЕГ 250; тогда величина параметра была бы не 0,44, а 0,83. Этот параметр резко бы выделялся среди указанных и оказал бы исключительное влияние на учебный процесс.

Для поиска существенных параметров желательно составить несколько диаграмм с различными параметрами. Это позволит взглянуть на суть проблемы по-новому, наблюдая явление с разных точек зрения.

Рассмотрим параметры (таблица 1): посещаемость лекций, аттестовано студентов в срок в середине семестра и доля сданных зачетов в срок. Эти параметры зависят от трудовой дисциплины на факультете. При хорошей трудовой дисциплине значения указанных параметров будут высокими. Составим новую таблицу (таблица 2), объединив в ней указанные параметры в один «Трудовая дисциплина».

Таблица 2. Результаты регистрации данных по параметрам учебного процесса для построения диаграммы Парето

Результаты регистрации данных

Новая диаграмма Парето показана на рис. 3. На нее нанесена кумулятивная кривая, показывающая накопленные проценты по параметрам.

Диаграмма Парето с наложенной на нее кумулятивной кривой

Рис. 3. Диаграмма Парето с наложенной на нее кумулятивной кривой

Диаграмма Парето показывает, что трудовая дисциплина оказывается ключевой при существующей организации учебного процесса. Повышение успеваемости на факультете следует начать с улучшения трудовой дисциплины преподавателей и студентов. Этот показатель следует увеличить до 80%. Тогда и при невысоком среднем балле ЕГ поступивших студентов можно добиться желаемой успеваемости.

Библиографический список

  1. Савинков С. Закон Парето или Принцип 80/20. http://www.f-abp.ru/kino.php.
  2. Разу М.Л. Диаграмма Парето. http://www. elitarium.ru /2009/05/ 29/diagramma_pareto.html.
  3. Кох Закон Р. Парето или Принцип 80-20 [Текст] Ричард Кох (Richard Koch); http://www.elitarium.ru/2004/07/08/page,2, zakon_pareto_ili_princip_8020.html.

Глебов И.Т. (УГЛТУ), Бурцева К.А. (УРФУ), г. Екатеринбург, РФ. По материалам доклада на VI Международном Евразийском симпозиуме «Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент XXI века», Екатеринбург, РФ, 2011 г.

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее