Статья не публикуется!

Развитие системы технического регулирования и перспективы рынка листового стекла в России

 1 337
Строительный комплекс, являющийся основным потребителем листового стекла, сейчас с большими трудностями преодолевает последствия экономического кризиса, в связи с этим чрезвычайно сложно прогнозировать развитие ситуации на строительном рынке РФ.

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО РФ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

По данным Росстата, в 2010 г. в РФ было введено в эксплуатацию 714,1 тыс. квартир общей площадью 58,1 млн. м2 (97% к уровню 2009 г.) [5, 6], в 2011 г. ожидается ввод 63 млн. м2 (по оценкам Минрегионразвития России). Правительством РФ 17 декабря 2010 г. утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы [4], основными целями которой являются:

  • формирование рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

    Общий объем финансирования Программы в 2011–2015 годах составит 620,69 млрд. руб.
    Министерством регионального развития РФ 30 декабря 2010 г. были утверждены Контрольные показатели по вводу жилья по субъектам РФ на период 2011–2015 годов и индикативные показатели по вводу жилья по субъектам РФ на 2016–2020 годы. [10]
    Председатель Правительства РФ В.В. Путин 3 февраля 2011 г. на совещании в г. Кирове, посвященном развитию жилищного строительства в регионах, заявил: «По сути, мы определяем новые подходы и более высокие ориентиры в жилищной политике. Прежде всего, нам нужно окончательно преодолеть последствия кризиса и вновь начать активно наращивать объемы жилищного строительства. За предстоящие пять лет нужно добиться роста в 1,5 раза — с 58 млн. м2 в 2010 году до 90 млн. м2 в 2015-м. Всего же за период действия программы должно быть построено почти 370 млн. м2 жилья. Следует добавить, что уже в 2016 г. планируется выйти на объем строительства 100 млн. м2 в год, а к 2020 г. — 142 млн. м2.


    Рис. 1. Динамика ввода жилья за период до 2020 года (данные Министерства регионального развития Российской Федерации)

    Серьезный рост масштабов строительства нам нужен, чтобы сформировать баланс спроса и предложения, тем самым гарантировать предсказуемость жилищного рынка, застраховать его от рисков ценовых скачков, обеспечить стабильность, еще лучше — снижение цен на жилье, значит, и реальную перспективу для граждан обзавестись своей квартирой или домом». [9]

    СИТУАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ: МНЕНИЯ И ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

    По мнению специалистов, замедление темпов строительства было вызвано не общей кризисной ситуацией, а специфическими особенностями системы строительства и недостатками системы его финансирования, сложившимися в России. [7]
    По оценкам специалистов, в ближайшей перспективе произойдет изменение структуры жилищного строительства (в том числе в результате увеличения доли бюджетного финансирования) — отказ от объектов бизнес-класса в пользу домов эконом-класса с меньшей площадью квартир и меньшим уровнем цен. Снизится и предложение, но его структура, напротив, изменится в пользу высококачественного жилья. Жилье эконом-класса получит статус муниципального и не выйдет на открытый рынок.
    В условиях восстановления платежеспособного спроса при сокращенном объеме строительства и предложения жилья может начаться медленное повышение цен на жилье до уровня, обеспечивающего рентабельность девелопмента. Средняя доходность строительного бизнеса снизится и в дальнейшем не вернется на те нецивилизованные уровни, на которых она была вчера. Крупные игроки, выжившие на рынке, расстанутся со своей агрессивной стратегией и будут лучше просчитывать варианты бизнеса. В целом рынок сделает новый серьезный шаг в становлении и развитии.
    Более определенно высказался Брюно Лафон, председатель совета директоров и генеральный директор французской группы Lafarge, который в интервью газете «Ведомости» на вопрос: Вы прогнозируете к 2014 г. восстановление российского строительного рынка? — ответил: «Предсказать довольно трудно. Обычно я очень осторожно высказываюсь на эту тему. Но я точно знаю, что российский строительный рынок восстановится, и по объемам он будет больше, чем в 2007 г.» [11]

    ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА ДЛЯ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

    Основными последствиями кризиса для стекольной промышленности стали:

  • изменение структуры спроса: потребители, стремясь снизить стоимость строительства, выбирают более дешевые строительные материалы и конструкции, в том числе за счет снижения характеристик остекления по энергоэффективности и безопасности./p>

    Широкое распространение получила практика установки на объектах различного назначения светопрозрачных конструкций, по теплофизическим характеристикам не соответствующих природно-климатическим условиям конкретного региона строительства.

  • сокращение инвестиционных программ, в том числе отказ от реализации планов строительства заводов листового стекла./p>

    В июле 2010 г. вследствие полного ограничения подачи энергоносителей было остановлено производство на стекольном заводе «Востек» (Тверская область). В сложившейся ситуации большинство компаний отказалось от реализации заявленных ранее проектов и только 2 из них были завершены:

  • в декабре 2009 г. — ОАО «ЮгРос­Продукт» запустило линию по производству флоат-стекла небольшой мощности;
  • в мае 2010 г. — ООО «Эй Джи Си Флэт Гласс Клин» запустило линию по производству флоат-стекла мощностью 1000 т стекла в сутки.


    Рис. 2. Прогноз объемов потребления листового стекла на период до 2020 года (проект Стратегии развития промышленности строительных материалов)

    Минрегионразвития России в феврале 2010 г. был представлен проект Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года [12], в основу которого были положены Контрольные показатели по вводу жилья.
    По инновационному варианту развития экономики РФ, в 2020 году относительно 2010 года прогнозируется увеличение потребления листового стекла — в 2,3 раза, по инерционному варианту — в 1,8 раза.
    В соответствии с инновационным вариантом развития экономики РФ потребление листового стекла к 2020 году возрастет до 517,1 млн. м2, что потребует ввода в эксплуатацию дополнительных мощностей по производству листового стекла в объеме 324,6 млн. м2.
    Представленные в проекте Стратегии оценки роста потребления листового стекла, чтобы стать ориентиром для стекольной промышленности, требуют дополнительной проработки и детализации по видам продукции (стекло с покрытием, стеклопакеты, стекло закаленное и многослойное и др.). В расчете на восстановление российского строительного рынка после 2012 г. практически одновременно начато строительство 2-х новых стекольных заводов в Республике Татарстан и Ростовской области (Табл. 1).
    По имеющейся информации, ОАО «ЮгРосПродукт» (Ставропольский край) также рассматривает вопрос о строительстве 2-й линии по производству флоат-стекла. В 2008–2010 гг. частный заказчик (индивидуальное жилищное строительство и замена окон в действующем жилом фонде) стал основным потребителем оконных конструкций на рынке (до 70%), что обеспечило достаточно высокий уровень потребления листового стекла и изделий из него.

    ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ ПОВЫШЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО ОСТЕКЛЕНИЯ ОБЛАДАЕТ ВЫСОКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ РАЗВИТИЯ, ТАК, НАПРИМЕР, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДОЛЯ СТЕКЛОПАКЕТОВ СО СТЕКЛАМИ С НИЗКОЭМИССИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ СОСТАВЛЯЕТ ПРИМЕРНО 15% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА.

    Непосредственное влияние на расширение применения светопрозрачных конструкций (СПК), удовлетворяющих повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности, оказывают:

    1. развитие законодательной базы РФ в области энергосбережения и технического регулирования;
    2. актуализация СНиП и ГОСТов, введение повышенных требований по энергосбережению и безопасности в нормативно-технические документы;
    3. обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований по энергосбережению и безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» был принят Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а требования энергетической эффективности последовательно были внесены:

  • в закон «О техническом регулировании» (Федеральный закон РФ от 18 июля 2009 г. № 189-ФЗ);
  • в «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2010 г. № 235).

    Принята Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р), которая в рамках подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде» предусматривает проведение комплексного капитального ремонта многоквартирных жилых зданий с учетом требований энергетической эффективности.

    АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

    В целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утверждены:

    1. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р) — 91 документ, в том числе: 8 — ГОСТ, 83 — СНиПа.
    2. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ (Приказ Росстандарта от 01 июня 2010 г. № 2079) — 123 ГОСТа.

    В настоящее время Министерством регионального развития РФ с участием Национального объединения строителей проводится работа по актуализации действующих СНиП и ГОСТ, 83 СНиП будут актуализированы до 1 июля 2012 г., в том числе СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».
    Важнейшей задачей на перспективный период является дальнейшая гармонизация национальных стандартов с международными стандартами ИСО и СЕН.

    АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

    По инициативе Союза Стекольных Предприятий создан Технический комитет по стандартизации «Стекло» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июня 2009 г. № 1963). Союзом Стекольных Предприятий была принята Программа разработки комплекса национальных стандартов для стекольной промышленности на период 2008–2011 гг., предусматривающая разработку новых и переработку действующих стандартов, всего 62 стандарта.
    На увеличение объемов потребления стекла с низкоэмиссионным «мягким» покрытием непосредственно влияют принимаемые решения по повышению теплозащитных характеристик светопрозрачных конструкций, устанавливающие более высокие нормативы, примером этого является Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2010 г. № 900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. № 536-ПП».
    Следует повысить теплозащитные качества наружных ограждающих конструкций до уровней не ниже, установленных таблицей 2.

    Указанным требованиям отвечают светопрозрачные конструкции, в которых светопрозрачное заполнение (стеклопакет) и непрозрачная часть оконного блока являются гармонично утепленными. Предполагается, что таким образом может быть существенно расширен рынок инновационной продукции (стеклопакетов со стеклом с низкоэмиссионным «мягким» покрытием, профильных систем с высокими теплофизическими характеристиками и др. продукции). Указанные виды продукции имеются в продуктовой линейке многих российских компаний.
    В 2004–2008 гг. контроль за соблюдением требований нормативно-технической документации по энергосбережению и тепловой защите зданий был снижен по следующим причинам:

    1. Разработчиками Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. № 184–ФЗ «О техническом регулировании» требования по энергосбережению и теплозащите, которые в предыдущие годы являлись основным направлением развития строительного комплекса и предприятий стройиндустрии, не были включены в число обязательных требований по безопасности (Статья 6. Цели принятия технических регламентов).
    2. В связи с упразднением Госстроя России (Управления технического нормирования, стандартизации и сертификации в его составе) в этот период не выполнялись функции общего руководства и координации разработки нормативно-технических документов в строительстве.

    В течение 2009–2010 гг. в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» было произведено реформирование строительного комплекса на принципах саморегулирования, созданы саморегулируемые организации (СРО) строительного комплекса, а затем Национальные объединения изыскателей (НОИЗ), проектировщиков (НОП) и строителей (НОСТРОЙ). В рамках Национального объединения строителей создана система стандартизации НОСТРОЙ, в 2011 г. разрабатываются стандарты организации (СТО), устанавливающие требования к качеству и результатам строительных работ, контролю их соблюдения, обеспечивающие в конечном итоге безопасность объектов капитального строительства.
    [13] По инициативе Координационного совета отрасли «Светопрозрачные конструкции» (создан 8 июня 2010 г., в состав входят: Союз производителей полимерных профилей, Союз Стекольных Предприятий, НО «Ассоциация продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры», компании–производители оконных и фасадных конструкций) в рамках системы стандартизации НОСТРОЙ разрабатывается блок стандартов «Светопрозрачные ограждающие конструкции зданий и сооружений»:

  • Часть 1. Технические требования к конструкции окон и их проектированию;
  • Часть 2. Технические требования по монтажу окон. Порядок выполнения, сдача–приемка работ, правила и методы контроля;
  • Часть 3. Обследование технического состояния светопрозрачных конструкций в натурных условиях.

    За короткий период предстоит создать целостную систему правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных конструкций нового поколения. [14]

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ*

    Принятые в 2009 г. Федеральные законы РФ [1,2,3] переводят требования по энергосбережению и безопасности в строительстве зданий и сооружений в число обязательных и приоритетных, соответственно, новые повышенные требования должны быть введены в национальные стандарты на оконные и балконные дверные блоки, фасадные системы и их компоненты.
    Сложившаяся в настоящее время система нормативно-технической документации на СПК, основу которой составляет Комплекс стандартов на оконные и балконные дверные блоки, обеспечивает производство и обращение продукции на рынке (требования к конкретным видам продукции и проведение сертификационных испытаний).
    Вместе с тем отсутствуют документы, в которых были бы определены требования к проектированию и выбору оконных конструкций для зданий и сооружений различного назначения с учетом многообразия природно-климатических условий, нагрузок и воздействий, действия других факторов.
    Как показал опыт прошедших событий, акцент исключительно на разработку и введение в действие стандартов не решает вопросов, связанных с технически обоснованным применением светопрозрачных конструкций нового поколения на строительных объектах.
    Принятие новых федеральных законов и реформирование строительного комплекса на принципах саморегулирования создают предпосылки выхода отрасли из кризиса в обновленном виде, что позволит обеспечить рост потребления инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности.

    Использованные источники

    1. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» http://www.rg.ru/2009/11/27/lamp.html
    2. Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 30.12.2009 N 384-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ) http://www.consultant.ru/popular/techreg/
    3. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» http://www.rg.ru/2009/1 2/31/stroy.html
    4. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 гг. (утв. Постановлением правительства РФ от 17 декабря 2010 г.)
      http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=109742
    5. О жилищном строительстве в 2009 году http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/21.htm
    6. О жилищном строительстве в 2010 году http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/22.htm
    7. [7] Спад на рынке строительства и продажи жилья в России. Стерник г.М. «Журнал Новой экономической ассоциации», № 3–4/2009, с. 185–207.
    8. Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р) http://government.ru/gov/results/13912/
    9. Материалы совещания «О развитии жилищного строительства в регионах» под руководством Председателя Правительства РФ В.В.Путина (г. Киров, 3 февраля 2011 г.) http://premier.gov.ru/visits/ru/14038/events/14037/
    10. [10] Контрольные показатели по вводу жилья по субъектам РФ на период 2011–2015 годов и индикативные показатели по вводу жилья по субъектам РФ на 2016–2020 годы http://www.minregion.ru/activities/housing_policy/reg/methods/759.html
    11. «Нужно быть русскими в России и китайцами — в Китае», — Брюно Лафон, председатель совета директоров и генеральный директор французской группы Lafarge. Интервью газете «Ведомости», № 154 (2672), 19 августа 2010.
    12. Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года (проект разработан Министерством регионального развития России в соответствии с поручением Правительства РФ от 4 мая 2006 года № ДМ-П45-1969).
    13. Приоритеты НОСТРОЙ — реализация программы стандартизации объединения. Л.С.Баринова, заместитель руководителя Аппарата НОСТРОЙ, С.В. Пугачев, директор департамента технического регулирования НОСТРОЙ. Бюллетень Национального объединения строителей, № 7, 2010.
    14. Российский оконно-фасадный рынок: программа консолидации на 2010–2012 гг. А.Ю. Белоедов, С.И. Тихомирнов, Л.М. Шахнес. Журнал «СтройПРОФИль», №4 (82) 2010.

    Л.М. Шахнес, Союз Стекольных Предприятий, РФ. Тезисы доклада на Glass Performance Days, который состоится 17–20 июня 2011 г. (Тампере, Финляндия)

  • Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

    Новое и лучшее