Статья не публикуется!

Российский оконно-фасадный рынок:
программа консолидации на 2010–2012 гг.

 1 579
Руководители компаний–лидеров рынка светопрозрачных конструкций РФ в настоящее время обсуждают вопрос о создании новой общественной организации, но никто пока не озвучил программу, на основе которой следует объединяться. Это стало главной темой данной статьи, которая публикуется в порядке обсуждения для участников рынка в РФ, в то же время описание состояния оконного рынка и некоторая статистика может быть интересной для специалистов и участников рынка в других странах, а концептуальные положения могут пригодиться участникам отраслевых ассоциаций стран–соседей ввиду схожести очень многих проблем.

В планах развития на 2008 год и перспективу руководители компаний закладывали высокие темпы роста оконно-фасадного рынка, рассчитывая на сохранение сложившихся тенденций, решения принимались на основе масштабных планов жилищного и гражданского строительства, а также результатах многочисленных маркетинговых исследований [5, 16].
Однако в действительности ситуация на российском рынке развивалась по другому сценарию, кризис в строительной отрасли привел к сокращению объемов жилищного строительства во 2-й половине 2008 г. и в течение 2009 г. В результате Минрегионразвития РФ пересмотрел итоговые показатели ввода жилья на 2009–2010 гг. и до 2012 года (табл. 1). Выход на показатели 2008 года ожидается лишь в 2012 году.
Ситуация усугубляется еще и тем, что кризис по времени совпал с очередной реформой строительной отрасли — переходом с 1 января 2010 г. к саморегулированию, текущая деятельность строительного сообщества была связана с организацией СРО и получением компаниями свидетельств о допуске к определенному виду (или видам) работ [11], а не с разработкой программы развития массового жилищного строительства.
Несмотря на то, что руководители и специалисты строительного комплекса по-разному оценивают причины, следствия и перспективы выхода отрасли из кризиса [6, 7, 8, 9, 10], в главном их мнения совпадают: экономический кризис — хороший момент для перемен, для принятия важных решений, обновлений и пересмотра ситуации.
Вместе с тем следует отметить очевидное нежелание объективно говорить о проблемах отрасли (подав­ляющая часть публикаций и аналитических материалов имеет заказной характер), в качестве откровений воспринимаются такие оценки, как например:
«Самое главное изменение на рынке риелторских услуг — переориентация на покупателя. Если ранее около половины сделок совершались в инвестиционных целях, то сегодня основной потребитель недвижимости и, соответственно, наших услуг — это физическое лицо, решающее свои жилищные проблемы: семьи, которые, переезжая, улучшают условия жизни. И это максимально приблизило весь рынок к пересмотру принципов работы, ведь, покупая и продавая квартиры десятками при перегреве рынка, риелторы отошли от клиентоориентированности, они фактически стали брокерами по продаже ценных бумаг. На мой взгляд, слава богу, что это произошло: наш рынок сейчас становится клиентоориентированным, таким, каким он и должен быть.» [8]
«В России изменилась структура спроса, в частности, выросла заинтересованность населения в жилье эконом-класса и малоэтажном жилье. Однако возведению небольших и дешевых зданий мешает ряд проблем и среди них — отсутствие законов об индивидуальной застройке, жилищных ко­оперативах, стройсберкассах.» [11]
В связи с отсутствием программы развития массового жилищного строительства, базирующейся на государственно-частном партнерстве для наращивания объемов жилищного строительства и формирования цивилизованного рынка недвижимости с учетом обязательств государства перед отдельными социальными группами населения, в настоящее время чрезвычайно сложно прогнозировать развитие ситуации на строительном рынке.
Производство СПК, являясь «ведомой» отраслью, зависит от потребностей строительной отрасли, которые в ближайшей перспективе будут определяться эффективностью практических действий по преодолению кризиса.
В условиях кризиса производителям СПК в целях сохранения позиций на рынке рекомендуются достаточно очевидные решения:

  • постоянный мониторинг рынка;
  • оптимизация издержек производства;
  • ориентация на частного заказчика (основного потребителя оконных конструкций на рынке в 2008–2009 гг. в РФ);
  • производство облегченных так называемых «объектных систем».
    Не отрицая важности указанных вопросов, предлагается рассмотреть ряд проблем, которые предстоит консолидированно решать оконному бизнес-сообществу, в их числе:
    1. актуализация нормативной базы оконно-фасадной индустрии;
    2. продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности;
    3. противодействие недобросовестной конкуренции.

    1. Актуализация нормативной базы оконно-фасадной индустрии

    Политика в отношении применения энергоэффективных СПК в строительстве в последние годы характеризовалось непоследовательностью, которая была обусловлена следующими факторами:

  • Федеральный Закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не включал энергосбережение в число обязательных требований по безопасности (Статья 7).
  • Изменением структуры управления строительной отраслью, отсутствием координации работ в области энергосбережения в строительстве и ЖКХ РФ.
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 09.06.2006 г. № 70 «Об отмене постановления Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 02.02.1998 № 18-11 «О теплозащите строящихся зданий и сооружений» фактически отодвинул вопросы энергосбережения на 2-й план.
  • Отсутствием экономической заинтересованности участников ин­вес­ти­ционно-строительного процесса в реализации мероприятий по энергосбережению при проектировании, строительстве и эксплуатации жилых зданий.
    Принятые же в 2009 г. Федеральные законы РФ [1, 2, 3] переводят требования по энергосбережению и безопасности в строительстве зданий и сооружений в число обязательных и приоритетных, соответственно, новые повышенные требования должны быть введены в национальные стандарты на оконные и балконные дверные блоки, фасадные системы и их компоненты.

    1.1. Пересмотр действующих и разработка новых национальных стандартов
    Предстоит пересмотреть действующие и разработать новые национальные стандарты, которые обеспечат производство, обращение на рынке и применение СПК, удовлетворяющих предъявляемым требованиям по энергосбережению и безопасности, в том числе на оконные блоки и балконные двери; фасадные светопрозрачные конструкции; материалы и комплектующие; стекло и стеклопакеты; методы определения эксплуатационных характеристик и др.
    Подлежат пересмотру базовые стандарты (ГОСТ 23166-99 Блоки оконные. Общие технические условия; ГОСТ 30674-99 Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия; ГОСТ 24700-99 Блоки оконные деревянные со стеклопакетами. Технические условия; ГОСТ 24866-99 Стеклопакеты клееные строительного назначения. Технические условия), также должны быть разработаны новые стандарты (ГОСТ Р Светопрозрачные ограждающие конструкции. Классификация. Методы расчета и испытаний; ГОСТ Р Фасадные светопрозрачные конструкции. Общие технические условия; ГОСТ Р Устройства поворотные, откидные и поворотно-откидные для оконных и балконных дверных блоков противовзломные. Технические условия).
    В связи с повышенными требованиями по энергосбережению в первую очередь должна быть изменена классификация изделий по показателю приведенного сопротивления теплопередаче (ГОСТ 23166-99 Блоки оконные. Общие технические условия).
    По данным АПРОК, значения результатов испытаний по оценке эксплуатационных характеристик светопрозрачных конструкций в соответствии с ГОСТами, принятыми в отрасли, могут различаться друг от друга на 25% и более (Информационное письмо № 30 от 25.05.06. Рекомендации по оценке технических характеристик светопрозрачных конструкций на территории России).
    Столь высокий разброс значений результатов испытаний вызван недостатками применяемых методов испытаний и ограниченными техническими возможностями приборов и оборудования, которыми оснащены испытательные лаборатории, не позволяющими обеспечить требуемую точность результатов.
    Данное положение практически обесценивает действия компаний, направленные на повышение теплофизических характеристик светопрозрачных конструкций, чем с успехом пользуются недобросовестные производители.
    В связи с этим требуется пересмотреть ГОСТ 26602.1-99 Блоки оконные и дверные. Методы определения сопротивления теплопередаче, и соответственно требования к технической оснащенности испытательных лабораторий.

    1.2. Гармонизация норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства
    «В качестве вектора развития на ближайшее время хотел бы назвать необходимость гармонизации законодательства, норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства», — из выступления Д.А. Медведева на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшейся 20 января 2010 года в г. Липецке.
    В Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте Р Ф по модернизации и технологическому развитию экономики России (г.  Липецк, 20 января 2010 г.) включено указание:
    е) подготовить проект межправительственного соглашения «О техническом регулировании» с государствами — участниками Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также предложения по поэтапному переходу на единую систему технического регулирования и поэтапной гармонизации национальных законодательств в области технического регулирования; срок — 1 апреля 2010 г.
    В процессе пересмотра действующих и разработке новых национальных стандартов необходимо предусмотреть их гармонизацию со стандартами Республики Беларусь и Республики Казахстан1.

    Таблица 1

    2. Продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повы­шенным требованиям по энергосбережению и безопасности

    В продвижении на российском рынке современных СПК необходимо учитывать специфические особенности конкретных групп потребителей, основными среди которых являются частные и корпоративные заказчики.
    2.1. Информирование различных групп населения данными об эффективности применения современных светопрозрачных конструкций (энергосбережение, безопасность, комфорт и экология)
    В настоящее время из числа участников инвестиционно-строительного процесса в энергосбережении экономически заинтересован преимущественно конечный потребитель, который оплачивает жилищно-коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, газ, электроэнергия и пр.). Сегодня частный заказчик является основным потребителем СПК (доля индивидуального домостроения составляет 47,7%; замена окон, остекление балконов и лоджий в действующем жилом фонде превышает потребности нового строительства в оконных и балконных дверных блоках)2, именно на эту категорию потребителей должна быть направлена так называемая «социальная» реклама.
    «Социальная» реклама эффективности применения современных СПК должна быть акцентированной, содержательной и разнообразной, включая:

  • разработку макетов щитов и баннеров, размещение наружной рекламы;
  • разработку брошюр и буклетов, издание массовым тиражом и распространение;
  • создание рекламных роликов для показа на телеканалах;
  • разработку концепции и запуск специализированной программы «Энергосберегающие СПК» на телевидении;
  • проведение специальных акций и мероприятий.

    1 Примечание редакции. В Украине утвержден и действует «Технический регламент строительных изделий, строений и сооружений», введенный Постановлением Кабмина Украины от 20.12.06 №1764, который разработан с учетом требований Директивы Совета Европы 89/106/ЕЕС от 12.12.1988 г. Таким образом, все нормативно-техническое регулирование и национальные стандарты Украины в области строительства (и введенные, и разрабатываемые, в том числе по окнам, дверям и фасадам) гармонизируются с законодательством и регламентами ЕС (подробнее см. «Окна. Двери. Витражи. Бизнес-Выпуск», 2010 г., стр. 42–44, 45–48).
    2 Примечание редакции. По оценке Ассоциации Украинских Производителей Светопрозрачных Конструкций (АУПСК) в 2009 г. в Украине соотношение замененных светопрозрачных конструкций (СПК) в действующем жилом фонде в полтора раза превысило метраж СПК, установленных в новом строительстве (см. «Окна. Двери. Витражи. Бизнес-Выпуск», 2010 г., стр. 56–57).


    2.2. Создание целостной системы правовой, организационно-методи­ческой и нормативно-техни­ческой документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных конструкций (СПК) нового поколения
    Корпоративный заказчик, в отличие от частного, не является конечным потребителем и экономически не заинтересован в реализации мероприятий по энергосбережению, поэтому воздействие на эту группу потребителей следует осуществлять путем контроля за соблюдением в проектных решениях нормативных требований по энергосбережению, создания условий, обеспечивающих их выполнение в практике строительства.
    Как показало прошедшее время, акцент исключительно на разработку и введение в действие стандартов не решает вопросов, связанных с грамотным применением СПК нового поколения на строительных объектах. В последнее время получила широкое распространение практика установки на объектах различного назначения СПК нового поколения, не соответствующих по теплофизическим характеристикам природно-климатическим условиям конкретного региона.
    В первую очередь это вызвано упрощенным подходом к остеклению зданий, сложившимся в предшествующие годы, когда проектирование остекления сводилось к выбору конструкции из типоразмерного ряда оконных блоков по ограниченному перечню исходных данных: тип здания (жилое, общественное), высота и площадь помещения.
    С другой стороны, упрощенный подход к остеклению зданий обусловлен неопределенным правовым статусом СПК, которые, согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, не включены в состав общего имущества.
    Анализ состояния правовой, ор­га­низационно-методической и норма­тивно-технической документации на стадиях жизненного цикла СПК нового поколения показывает, что существующая документация не представляет собой целостную систему, в полной мере учитывающую особенности проектирования, производства, приемки-сдачи и эксплуатации СПК (табл. 2).

    2.2.1. Проектирование зданий и сооружений
    Тенденции в строительстве и архитектуре (возрастание этажности зданий, площадей наружного остекления, широкое применение стеклянных конструкций внутри зданий, расширение ассортимента и увеличение размеров применяемых элементов остекления и расширение функций), применение СПК нового поколения требуют введения в состав проектной документации самостоятельного раздела «Светопрозрачные ограждающие конструкции зданий».
    Целесообразно разработать раздел «Светопрозрачные ограждающие конструкции зданий» (заполнение оконных и дверных проемов, остекление балконов и лоджий, фасады) для включения в новую редакцию Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а также СНиП «Проектирование светопрозрачных ограждающих конструкций зданий» (должны быть учтены требования к СПК, в настоящее время содержащиеся в многочисленных нормативно-технических документах)3.

    3 Примечание редакции. Приказом Минрегионстроя Украины № 476 от 06.11.09 с 01.05.10 вводится в действие ДСТУ-Н БВ.2.6-83:2009 «Конструкции зданий и сооружений. Свод правил по проектированию светопрозрачных элементов ограждающих конструкций». Дополнительно в Украине при проектировании СПК, в том числе оконных и дверных конструкций с применением стекла, следует учитывать ряд нормативных документов типа ДБН, ДСТУ (ГОСТ) и ДСТУ (EN), см. перечень в Табл. 4, «Окна. Двери. Витражи. Бизнес-Выпуск», 2010 г., стр. 43.

    2.2.2. Сдача–приемка завершенного строительством объекта
    Разработка, согласование и утверждение Методических рекомендаций по оценке состояния светопрозрачных конструкций при сдаче-приемке завершенного строительством объекта, представление в Главную инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора.

    2.2.3. Строительно-техническая экспертиза светопрозрачных конструкций
    Разработка, согласование и ут­верждение Методических рекомендаций по проведению строительно-технической экспертизы светопрозрачных конструкций, согласование с компетентными организациями, использование МР при подготовке экспертов по СПК, тиражирование и доведение до региональных организаций защиты прав потребителей.

    2.2.4. Эксплуатация, сервисное обслуживание и ремонт светопрозрачных конструкций
    Уточнение правового статуса светопрозрачных конструкций, разработка норм технической эксплуатации на СПК нового поколения, материалы и комплектующие, их включение в состав действующих нормативно-технических документов, регламентирующих вопросы технической эксплуатации жилых и общественных зданий.

    Таблица 2. Состояние правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных ограждающих конструкций (СПК) нового поколения

    * 2.
    В состав общего имущества включаются:
    г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

    3. Противодействие недобросовестной конкуренции

    В последнее время производители окон постоянно сталкиваются со стремлением заказчика устанавливать на объектах более дешевые оконные конструкции: при соблюдении формальных требований (предъявление сертификата соответствия) выбирается поставщик, который выставляет минимальную цену. Следует отметить, что заказчик, не обладая специальными знаниями, зачастую упрощенно подходит к выбору конструкции и изготовителя окон.
    При таком подходе у недобросовестных изготовителей возникает соблазн предъявить на обычную продукцию сертификат соответствия с повышенными теплофизическими характеристиками и, не вкладывая средства в техническое перевооружение производства и освоение инновационной продукции, получить конкурентные преимущества.
    Установка в зданиях различного назначения (школы, жилые здания, офисные центры, гостиницы и др.) оконных конструкций, не отвечающих региональным требованиям по теплофизическим характеристикам, стала чрезвычайно актуальной проблемой для регионов Сибири, а в последнее время и не только.
    До сих пор сохраняется весьма либеральное отношение к этому негативному для рынка явлению, в качестве основной меры воздействия, как правило, следует отмена действия выданных сертификатов, не было случая, чтобы было приостановлено (или отозвано) действие свидетельства об аттестации испытательного центра (лаборатории).
    «Сегодня большинство сертификационных центров — это в основном фиктивные конторы, конторы, которые имеют договоры на обслуживание с испытательными лабораториями, а эти лаборатории либо не существуют, либо их технологическая база не обновлялась с советского периода. Зачастую аккредитацией и надзором занимаются одни и те же люди, которые сидят в одних и тех же стенах. Это просто нарушение законодательства», — из выступления Д.А. Медведева на заседании Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшейся 20 января 2010 года в г. Липецке.
    В Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (г.  Липецк, 20 января 2010 г.) включено указание: «д) подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования института ответственности за нарушения обязательных требований в области технического регулирования, направленных на создание эффективных и жестких мер воздействия в отношении недобросовестных участников рынка, прежде всего производителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий. Срок — 1 апреля 2010 г.»
    Внесение указанных изменений в КоАП означает снижение ответственности органов исполнительной власти (Минпромторг, Ростехрегулирование, Минрегионразвития) за действия органов по сертификации и испытательных лабораторий и передачу функций надзора и контроля бизнес-сообществу.
    Представляется, что более эффективными мерами по противодействию недобросовестной конкуренции, чем отслеживать ситуацию в области сертификации продукции и выявлять недобросовестные ОС и ИЛ, являются:

  • Создание независимой системы добровольной сертификации «СПК–СтройСертификация»;
  • Проведение комплексных испытаний светопрозрачных конструкций на современной испытательной базе, обобщение полученных результатов, их доведение до Минрегионразвития, региональных администраций, СРО и Рос­технадзора;
  • Введение маркировки энергосберегающих светопрозрачных конструкций.

    Для успешной реализации предлагаемой программы работ на 2010–2012 гг. целесообразно:
    1. создание общественной организации, объединяющей участников оконно-фасадного рынка, консолидирующей экономический и творческий потенциал ведущих компаний, действующей на принципах саморегулирования в рамках Федерального закона РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (предварительное наименование организации — НП «Национальное объединение участников рынка светопрозрачных конструкций»);
    2. создание экспертного совета по светопрозрачным конструкциям (из числа ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов предприятий отрасли, научно-исследовательских и проектных институтов, ВУЗов) для рассмотрения и принятия разрабатываемых программных документов;
    3. координация деятельности с Ассоциациями, союзами и объединениями строительного комплекса России (НП «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (НП «АВОК»), НО «Ассоциации «Наружные фасадные системы» — «АНФАС», Некоммерческое партнерство «Производители современной минеральной изоляции «РОСИЗОЛ» и др.).

    Использованные источники
    1. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
    2. Федеральный закон РФ от 18 июля 2009 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».
    3. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
    4. Постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. № 536-ПП «О Городской программе «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010–2014 гг. и на перспективу до 2020 года».
    5. К 2010 году объем рынка ПВХ-конструкций по сравнению с 2006 годом увеличится почти в три раза. О.П.Чигодайкина, коммерческий директор «О.К.Н.А. Маркетинг». — Ежеквартальный журнал-каталог оконного рыка России «Окна. Двери. Фасады», № 18, осень 2006.
    6. Пора забыть о прибыли в 100%. Интервью Владимира Ресина, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы. — Газета «Ведомости», №194 (2216), 14.10.2008.
    7. Происходит крушение русской мечты. Интервью Константина Апрелева, вице-президента Российской гильдии риелторов, руководителя компании «САВВА» Татьяне Хейн, журнал «Собственник», 25.03.2009.
    8. Продажи новостроек в Москве снизились в 10 раз. Интервью Дмитрия Кузнецова, генерального директора агентства недвижимости МИАН Татьяне Соколовой, журнал «Собственник», 02.10.2009.
    9. Строительство жилья в России. Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». Газета «Аргументы и Факты», № 42 (1511), 14–20 октября 2009 г.
    10. Строительная отрасль в период мирового кризиса: реализация инновационных программ. Итоговая пресс-конференция Ассоциации Строителей России 15.12.2009 (на вопросы журналистов отвечали президент АСР Николай Кошман, вице-президент АСР Владимир Пономарев и главный советник президента АСР Александр Герасимов).
    11. Стройиндустрии нужна поддержка правительства. 14.01.2010 г., интервью президента Российского Союза строителей /РСС/ Владимира Яковлева и вице-президента РСС, президента саморегулируемой организации /СРО/ «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса» Анвара Шамузафарова обозревателю ИТАР-ТАСС Константину Кижелю.
    12. Quo Vadis? Куда идет Российский оконный рынок. Н.Л. Гаврилов-Кремичев. — Журнал «Окна и двери», № 1–2 (136-137) 2009.
    13. Время кризиса — время оптимизации. Ирина Фенске, Галина Артамохина. — Журнал «Оконная и фасадная практика», № 9, декабрь 2008.
    14. Кардинальные перемены на рынке ПВХ-окон. Александр Китаев-Смык, директор по развитию бизнеса и управлению проектами компании «профайн РУС». — Ежеквартальный журнал-каталог «Окон­ное производство». Выпуск 20, ав­густ-сентябрь 2009.
    15. В России нет достоверной статистики по рынку жилья. 19.11.2009, материалы пресс-конференции аналитического центра «ГдеЭтотДом» и информагентства «Интерфакс».
    16. На рынке появляются двойные стандарты качества окон. С.В. Ельников, директор по маркетингу ООО «VEKA RUS». — Ежеквартальный журнал-каталог оконного рынка России «Окна. Двери. Фасады», № 18, осень 2006.
    17. Оконный рынок. Экономика должна быть экономной? Вадим Рыжов, директор по маркетингу и связям с общественностью компании WINTECH. — Ежеквартальный жур­нал-каталог «Оконное производство». Выпуск 21, октябрь-но­ябрь 2009.
    18. Надо ли еще повышать теплозащиту окон? Г.А. Воробьев, начальник Архитектурно-технического отдела МНИИТЭП. — Журнал «ОКОННАЯ И ФАСАДНАЯ ПРАКТИКА», № 1 (10), январь-февраль 2009.


    А.Ю. Белоедов, руководитель стратегического направления «Строительство» ООО «Rehau», С.И. Тихомирнов, к.т.н., НИИСФ РААСН, Л.М. Шахнес, зам. исполнительного директора Союза Стекольных Предприятий

  • Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

    Новое и лучшее