Статья не публикуется!

Стратегия российского наступления: планы реорганизации ЛПК РФ<

 1 395
До конца года в России должна быть утверждена новая Стратегия развития лесопромышленного комплекса до 2020 года. Опыт ее возникновения и цели, поставленные россиянами, следует тщательно изучить и сделать свои выводы.

История о перевертышах
Лесопромышленный комплекс России — второй по значимости после экспорта энергоресурсов источник валюты для РФ. Планы по его модернизации уже в конце года должны быть документально оформлены.
Споров о том, что должно приниматься раньше — стратегия или законодательство, обычно не возникает в принципе: формирование законодательной базы и принятие стратегических документов развития отрасли (в данном случае — лесной) связаны неразрывно. В российском же леспроме оказалось, что делать можно все наоборот. Перевертыш таков: сначала формируется законодательная база, и уж затем под нее пишется стратегия развития. Несмотря на, казалось бы, тупиковый путь, русские лесопромышленники вынуждены были подстраиваться под правила, продиктованные государством.
Стратегию развития российского лесопромышленного комплекса (ЛПК) «лесники» ждали давно: всем не терпелось узнать, в каком все-таки направлении РФ планирует развивать свой леспром. Все разумные речи о том, что сначала государевым мужам стоит взяться за разработку стратегического документа, а уж затем создавать под него нормативную базу, были попросту «не замечены» чиновниками. В спешке были приняты Лесной кодекс и нормативные документы для его обеспечения И уже под этот кодекс государство начинает создавать стратегию развития отрасли.
Впервые о лесной стратегии России как о вполне конкретном документе заговорили в декабре прошлого года в Вологде. Тогда только что созданный при главе российского правительства Совет по развитию лесопромышленного комплекса поручил Минпромэнерго РФ разработать этот документ. И сроки были тоже названы вполне конкретные: к 1 марта 2008 года министерство должно представить концепцию стратегии, а к 1 июня — уже готовый проект Стратегии развития ЛПК всея РФ.
Впрочем, уверенности в том, что документ будет готов в срок нет. Даже концепция документа была опубликована чуть позже установленного срока. До начала 2009 г. осталось не так уж много времени, а информации о том, что работа над стратегией вошла в завершающую стадию, пока нет.

Приоритетами развития лесной отрасли РФ на ближайшие 12 лет станут: развитие мощностей по глубокой переработке древесины, организация рационального многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования.

Спрос превыше предложения!
При разработке концепции чиновники Минпромэнерго уделили существенное внимание анализу ситуации в лесном комплексе России, обозначили достойное место российской лесной отрасли в мире, оценили конкурентные преимущества. Причем очередной анализ состояния российского леспрома занимает добрую половину концепции. Многовато однако.
В предложенной концепции заметно, что государственные мужи ушли от наполеоновского подхода к планированию развития, который привел к тому, что сегодня уже десятки регионов заявили о строительстве на своих территориях новых ЦБК с совершенно непонятными перспективами сбыта продукции. Отрадно, что при разработке были обозначены не только производственные задачи, но и экологические.
Разработчики пошли не по пути «А давайте построим еще 20 ЦБК», а по пути удовлетворения спроса. И уже затем определяются ресурсы, с помощью которых можно удовлетворить спрос.
Чувствуете разницу: раньше формировалось предложение, теперь же развитие отрасли будет направлено на удовлетворение спроса как внутреннего, так и международного рынка. Это, пожалуй, главная победа крупных российских лесопромышленников, твердивших об этом последние несколько лет. И в рамках удовлетворения спроса государство планирует, что к 2020 г. ему удастся хотя бы частично заместить на внутреннем рынке импортную продукцию, которая сегодня в России не производится. В частности, упоминается о создании условий для обеспечения лесной отрасли сырьем при сохранении биологического разнообразия.
Приоритетными же направлениями развития лесной отрасли на ближайшие 12 лет названы развитие мощностей по глубокой переработке древесины и организация рационального многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования. То есть лесным бизнесменам дадут понять, что лес — это не только кубометры древесины, но и богатейшие возможности для создания охотничьих хозяйств, отдыха людей и многого другого. Впрочем, доход государство будет получать все-таки от лесозаготовителей.
В Концепции Стратегии развития ЛПК РФ изучению и прогнозированию спроса будет посвящен свой раздел. Прогноз спроса на лесопродукцию на мировых рынках будет произведен по основным видам лесобумажной продукции Причем разработчики концепции стратегии разделяют несколько рынков: стран СНГ, Западной и Восточной Европы, Средиземноморского бассейна и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые являются уже в настоящее время и будут являться в перспективе потенциально крупнейшими импортерами российской лесопродукции.
Вообще, на мировых рынках спрос на лесобумажную продукцию растет достаточно быстрыми темпами. За 2000-2006 годы лесной товарооборот в целом по миру увеличился с $298,1 млрд. до $410,4 млрд. то есть возрос в 1,4 раза.
При этом наибольший рост отмечается в сегментах фанеры (+36,3%), ДВП (+41,0%) и ДСП (+45,8%). И именно обозначенные выше рынки будут обеспечивать все возрастающий спрос на российскую лесопродукцию.
При оценке дефицита будут учитываться объемы и тенденции торговли лесоматериалами за последние годы, прогнозы РАО по развитию лесного сектора мира.
Перспективное исследование Комитета по лесоматериалам на период до 2020  года, а также прогнозные разработки отдельных стран, ожидаемый дефицит на лесобумажную продукцию по этим регионам приводятся в табл. 1. Как видно из таблицы, Россия будет претендовать на удовлетворение спроса по всем видам лесобумажной продукции.
Отдельное внимание в разделе изучения спроса уделяется и российскому рынку лесопродукции. По мнению чиновников из Минпром­энерго, на продолжении роста российского рынка лесопродукции скажутся увеличение душевого потребления бумаги, картона и мебели, реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», увеличение объемов производства в полиграфической промышленности и др.
Таким образом, к 2020 году потребность российского рынка лесобумажной продукции в денежном эквиваленте составит 1992 млрд. руб. (табл. 2).

Таблица 1. Ожидаемый дефицит на лесобумажную продукцию по регионам

Таблица 2. Потребность российского рынка в лесобумажной продукции к 2020 году

Привычное «планов громадье»
Один из разделов концепции посвящен лесным ресурсам, которых уже сейчас в некоторых регионах не хватает даже для существующих перерабатывающих мощностей.
Однако запасы леса в РФ все еще огромны. По данным Минпромэнерго РФ, общий объем перестойных насаждений составляет 44,3 млрд. м3. На долю хвойных пород приходится более 70% от общего запаса. Научно обоснованная расчетная лесосека составляет 571 млн. м3, а годичный прирост древесины в лесах России — 993 млн. м3! Т.е. имеющегося потенциала лесных ресурсов достаточно для перспективного использования, развития деревообратывающих производств.
Впрочем, оптимизма можно и поубавить — по мнению Гринпис России, «концепция основывается на подходе к лесу как к месторождению древесины (и в качестве оценки богатства используется накопленный запас древесины) и на ошибочном утверждении, что лесосека представляет собой научно-обоснованный объем неистощительного ежегодного использования доступных лесных ресурсов».
«В действительности расчетная лесосека представляет собой всего лишь официально разрешенный объем ежегодной заготовки древесины, — уточняет Гринпис России. — Этот объем может быть равен уровню ежегодного неистощительного использования доступных лесных ресурсов при двух условиях: если бы леса России не были истощены, и если бы в этих лесах существовала нормальная лесозаготовительная инфраструктура. Поскольку ни одно из этих условий не выполняется, то расчетная лесосека представляет собой некую отвлеченную величину, никак не отражающую фактическое наличие лесных ресурсов, их доступность и возможность для неистощительного использования. Соответственно концепция уже не может рассматриваться как серьезный документ».
В стратегическом документе будут представлены два сценария — инерционный и инновационный. При этом, видимо, за основной (предпочтительный) сценарий принимается инновационный.
В случае реализации инерционного сценария развития разработчики полагают, что в России не будут реализованы масштабные инвестиционные проекты, а основное развитие отрасли будет осуществляться за счет модернизации имеющихся производств. Инерционный сценарий развития лесного комплекса не предусматривает существенного повышения конкурентоспособности лесобумажной продукции РФ. Преимущественно в этом варианте будут реализовываться новые проекты в лесопильно-деревообрабатывающей и плитной промышленности.
Развитие отрасли по инерции будет происходить путем модернизации, технического перевооружения и расширения новых производств на уже действующих предприятиях.
Чиновники в РФ надеются все же, что в России будет реализован инновационный сценарий развития лесного комплекса (табл. 3), связанный с масштабным технологическим обновлением и модернизацией действующих производств с учетом внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий. План включает в себя строительство новых мощностей; он характеризуется возрастанием инновационной активности; освоением производства новой продукции и ее экспансии на внутреннем и внешнем рынках. По второму сценарию предусматриваются существенные изменения в структуре лесопромышленного производства за счет приоритетного развития целлюлозно-бумажной промышленности путем создания интегрированных структур, включающих лесопильно-деревообрабатывающие, также предприятия, которые будут заниматься собственно лесным хозяйством.

Таблица 3. Предварительная оценка объемов производства основных видов лесобумажной прдукции на период до 2020 года (инновационный сценарий)

На пути к глобальной конкурентоспособности
Вообще, главной целью реализации России станет удовлетворение все возрастающего спроса на внутреннем и мировом рынках за счет российских поставок. Предприятиям придется наращивать объемы выработки. Планируется опережающе нарастить число предприятий по глубокой переработке древесины в лесоизбыточных регионах Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока как путем модернизации действующих, так и за счет строительства новых лесоперерабатывающих предприятий. Изменение структуры размещения ЛПК РФ означает преимущественную ориентацию сбыта в Китае и странах Тихоокеанского бассейна. Глубокая переработка означает намерение вовлечь в хозяйственный оборот низкокачественную и мягколиственную древесину.

В РФ реализуется инновационный сценарий развития лесного комплекса по масштабному технологическому обновлению и модернизации действующих производств с учетом внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

И понятно, что реализация стратегии не обойдется без финансового сопровождения, прежде всего со стороны крупных инвестиционных фондов и транснациональных корпораций. По оценкам, потребность в инвестициях на период 2008-2020  годов по варианту инновационного развития лесного комплекса составит 11948  млрд. руб. (в ценах 2007 года), в том числе в целлюлозно-бумажную промышленность 634,6 млрд. руб., в производство листовых древесных материалов 271,9 млрд.  руб., в производство пиломатериалов — 63,8 млрд. руб. и в лесозаготовку — 169,5 млрд. руб.
Основными источниками инвестиций предусматриваются собственные и привлеченные средства отечественных коммерческих структур и зарубежных инвесторов, а также собственные средства лесопромышленных предприятий, прибыль и амортизационные отчисления, средства от продажи и от эмиссии акций. При этом планируется широко использовать систему присвоения важным проектам статуса приоритетных инвестиционных проектов со всеми вытекающими отсюда последствиями: предоставление лесных участков на корню без аукциона и за половину минимальной стоимости, а также привлечение средств Инвестиционного фонда для создания лесоперерабатывающей инфраструктуры (в частности, лесных дорог, проведение коммуникаций и т.п.).

Чего еще можно ожидать?
Как планируют разработчики, реализация Стратегии развития лесного комплекса России должна позволить ей выйти на передовые позиции в лесопромышленном мире.
Так, по их мнению, объем отгруженной лесобумажной продукции к 2020 году возрастет в 3,5 раза, налоговые поступления в бюджет увеличатся в 5,5 раза, производительность труда возрастет в 3 раза, душевое потребление бумаги и картона увеличится в 3,4 раза, мебели — в 4,7 раза.
В результате реализации стратегии вырастут поставки лесобумажной продукции на экспорт: пиломатериалов и фанеры — в 1,5 раза, древесностружечных плит — в 3, древесно-волокнистых плит — в 2, целлюлозы товарной — в 2,5, бумаги и картона — в 1,6 раза. При этом снизится доля импорта целлюлозно-бумажной продукции с 32% в 2007-м до 24% в 2020 году.
Впрочем, еще раз повторимся, что обсуждаемый сегодня документ лишь концепция Стратегии развития лесного комплекса России. Это значит, что пока чиновники Минпромэнерго лишь обозначили основные направления развития отрасли на ближайшую перспективу.
Конкретные же шаги будут озвучены в ближайшее время, когда на суд «лесной общественности» будет представлен готовый документ — собственно Стратегия развития лесного комплекса. Вот тогда можно будет давать конкретные оценки, насколько выполнимы и реальны стратегические наступательные намерения по реорганизации российского ЛПК.


По материалам Леспроминформ
Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее