Карел Хирман: Системность и грамотный закон об ОСМД — основа энергоэффективности жилья


Словакия сегодня имеет один из лучших показателей по термомодернизации старого жилого фонда на постсоциалистическом пространстве. Карел Хирман, словацкий эксперт по энергетике группы стратегических советников при Кабинете Министров Украины в интервью платформе OKNA.ua рассказал о пути страны в энергоэффективность длинной в 25 лет — что стало базой для активного системного утепления, какие ошибки были допущены и как Украине запустить механизм термомодернизации жилья в масштабе страны.



Карел Хирман,
эксперт по энергетике
группы стратегических советников
при Кабинете Министров Украины

Когда и с чего начался процесс утепления и модернизации жилья в Словакии?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Первые проекты по модернизации домов старой застройки начали появляться еще в начале 1990-х годов, задолго до того, как энергоэффективность стала популярной. Уже тогда было ясно, что тема важная и что она охватит не только утепление, но и устранение технических ошибок в панельных домах, которые возникали из-за низкого качества строительства и стройматериалов, применяемых в социалистические времена.
В 1993 году был принят закон про ОСМД — один из первых системных реформаторских законов после независимости Словакии, и по результатам сейчас мы видим, что это один из самых успешных реформаторских законов, который не менялся до 2014 года. Благодаря ему ОСМД начали играть главную роль, став фундаментом успеха термомодернизации. В 2014 году в закон были внесены изменения, связанные с нормированием условий работы сервисных компаний, которые предоставляют услуги ОСМД.
В 1996 году у нас был создан государственный Фонд поддержки модернизации и реконструкции жилья, цель которого — поддерживать процесс утепления и ремонта зданий, а также заниматься строительством новой арендной недвижимости для муниципалитетов.
С 1990-х годов Фонд и закон создали рамки для формирования спроса на термомодернизацию жилья. Были приняты соответствующие технические нормы и определены принципы работы строительных компаний.

Какие проблемы возникали при термомодернизации зданий?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Первый опыт утепления был весьма неудачный. Строительные компании проводили работы на свое усмотрение, допускали грубые ошибки, и в результате через год жильцы имели в квартирах «ботанический сад» в виде плесени и грибка. Банально не была выведена точка росы, что привело к конденсации влаги внутри помещения. Также возникали проблемы, когда люди хаотично меняли окна уже после утепления дома.
Мы пришли к выводу, что частичная модернизация не приносит ожидаемых результатов. Весь процесс должен иметь свою логику, поэтапность и график работ. Поэтому в Словакии были приняты технические нормы по комплексной термомодернизации, лицензированию работ, материалов и самих строительных компаний.
Приняты единые правила для защиты интересов участников рынка систем центрального отопления (ЦО) на основе технических показателей энергоэффективности работы систем (в Словакии смешанный рынок, на котором задействованы и госкомпании, и муниципалитеты, и частный бизнес).

«Частичная модернизация не приносит ожидаемых результатов. Весь процесс должен иметь свою логику, поэтапность и график работ»

Карел Хирман, эксперт по энергетике
группы стратегических советников при Кабинете Министров Украины

В результате последние 10–15 лет процесс комплексной системной модернизации зданий идет мощными темпами — в первую очередь окна меняются на энергоэффективные, вместе с термозащитой производится замена труб отопления и водоснабжения, лифтов, кровли и т. д.
В среднем после комплексной термомодернизации показатель потребления тепла в доме снижается с 150 кВт·ч на 1 м² до 70–80 кВт·ч на 1 м², самые успешные примеры — 70–60 кВт·ч на 1 м². У новых домов этот показатель должен быть ниже 50 кВт·ч.
Сегодня в Словакии уже более 50% панельных домов утеплены и модернизированы. И это очень хороший результат на фоне других постсоциалистических европейских стран.

Расскажите, пожалуйста, о принципах работы словацкого Фонда и источниках его финансирования.

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Изначально главная роль Фонда заключалась в выдаче кредитов по ставке чуть ниже, чем у коммерческих банков, но не ниже ставки нацбанка. И если работы были выполнены по проекту, то жильцы получали грант в размере около 20–30%. Уточню, что в то время процентные ставки по кредитам были примерно такие же, как сейчас в Украине (по схожей схеме предполагается работа Фонда энергоэффективности, который на данный момент создается в Украине, — прим. ред.). Пока ставки по кредитам высокие, фонд энергоэффективности должен быть нефинансовой институцией, он должен выдавать гранды.

«После комплексной термомодернизации показатель потребления тепла в доме снижается с 150 кВт·ч на 1 м² до 70–80 кВт·ч на 1 м². У новых домов этот показатель должен быть ниже 50 кВт·ч»

Карел Хирман, эксперт по энергетике
группы стратегических советников при Кабинете Министров Украины

Сегодня наш Фонд выдает кредиты ОСМД, то есть выступает в качестве финансового института. Источники финансирования — госбюджет и, с 2014 года, европейская программа поддержки энергоэффективности городских программ JESSICA. Кредитная ставка составляет 1% (Словакия в зоне евро) в год на 20 лет, кредитуются максимум 75–80% работ по утеплению. Также сейчас многие ОСМД утепляются через коммерческие банки, которые заинтересованы выдавать такие кредиты по минимальной ставке. Все дело в качественном законе, который обеспечивает прозрачные правила игры: ОСМД — платежеспособный партнер, а жильцы чувствуют себя спокойно, потому что банк не имеет права напрямую требовать от них оплаты по кредиту — их квартиры полностью защищены от кредита для ОСМД.
Раньше ситуация в ЖКХ была схожей с тем, что сейчас в Украине. Но с принятием закона об ОСМД люди поняли, что они могут сами формировать фонд на модернизацию и ремонт здания, самостоятельно распределяя и контролируя средства. Эти средства защищены от сервисных компаний и ЖЕКов.

Сформировалась ли конкуренция на рынке энергоносителей в коммунальной сфере Словакии?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Конкуренция есть на рынках газа и электричества, где потребители могут выбирать поставщика на основе внедрения европейской легислатуры. Другой вопрос — теплоснабжение, которое не управляется общими законами ЕС. Технически отдельного рынка тепла нет и быть не может, здесь невозможно внедрять правила по примеру газового и электрического рынка, поскольку рынок тепла ограничен пределами города или даже квартала.
У нас сформировалась скажем так «натуральная» монополия, которую контролирует регулятор по строго определенным правилам. Это позволяет защищать сферу от локальных политических интересов и удерживать справедливую цену, отражающую все необходимые расходы на производство и распределение тепла.

Как удалось достичь «натуральной» монополии на рынке теплоэнергии?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Уточню, что это не монополия в традиционном понимании — в 2000-х годах была волна перехода на индивидуальные котельные (тогда имел место дисбаланс между ценой газа для котельных и для ЦО, в результате чего было выгодно строить свою котельную). И сейчас поставщики тепла находятся под конкурентным давлением индивидуальных домовых котельных.
Поэтому сегодня поставщики ЦО мотивированы вкладывать в модернизацию сетей и зарабатывать на этом, одновременно предлагая потребителю выгодную, но справедливую цену за тепло, куда включены все составляющие: стоимость киловатт-часа плюс фиксируемая цена за обслуживание и модернизацию сетей. Все эти цифры указываются в счете за тепло. Только так ЦО может конкурировать с домовыми котельными.

Что именно мотивирует поставщика услуг инвестировать в модернизацию сетей?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
В конце 1990-х годов были приняты новые правила работы поставщиков ЦО. Суть в том, что расходы на ремонт и модернизацию сетей включаются в цену за тепло, и деньги остаются в обороте компании. Если экономия тепла на всей цепочке от котла до пункта раздачи в дом превышает определенный показатель, деньги достаются компании в виде бонуса. И наоборот, в случае высоких теплопотерь, поставщик несет дополнительные затраты.
Система защищает все стороны: конечный потребитель не платит за теплопотери сети, а поставщик имеет гарантии, что потребитель не может в любой момент отказаться от его услуг. Раз в три года поставщик проходит проверку и, на основании технических показателей, регулятор выставляет цену за тепло.

Сейчас продолжается переход на индивидуальные котельные?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Сегодня довольно сложно отключиться от сети ЦО, если цена за тепло экономически оправдана. Таким образом мы защищаем интересы поставщика и других потребителей, подключенных к этой сети.
Для отключения нужно получить разрешение и внести определенную сумму, покрывающую операционные расходы. Ведь потребителей становится меньше, а расходы на обслуживание сети остаются те же. Эта проблема есть во всех странах ЕС, где развита система ЦО.

Вы проводите мероприятия по энергоэффективности для администраций малых городов в Украине: что советуете им в первую очередь? Какие первые шаги делали мэры городов в Словакии?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Еще до того, как энергоэффективность стала модной в ЕС, в Словакии мы ввели обязательное условие для каждого города с ЦО — разработать свою энергостратегию развития.
Стратегии были разного качества, но те мэрии, которые сделали это профессионально и включили энергостратегию в долгосрочный план развития города, получили хороший результат. При таком комплексном подходе не возникает вопросов, как развивать системы ЦО и создавать конкуренцию. Процесс прозрачен и понятен всем — мэрии, жильцам, предприятиям и бизнесу. Системность — это основа. Главная задача городских властей — сформировать энергоконцепцию и включить ее в развитие города. И независимый регулятор должен следить за справедливой ценой за тепло.

«Главная задача городских властей — сформировать энергоконцепцию и включить ее в развитие города»

Карел Хирман, эксперт по энергетике
группы стратегических советников при Кабинете Министров Украины

Чего не хватает Украине для запуска системной термомодернизации жилого сектора?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Законодательной базы — до сих пор не приняты элементарные законы (законопроекты из сферы ЖКХ и энергоэффективности здании, необходимые для запуска работы Фонда энергоэффективности, сегодня находятся на разных этапах рассмотрения в ВРУ, — прим. ред.). А существующий закон про ОСМД — неудачный, тогда как реформы ЖКХ опираются именно на него.

Прошел ли уже пик поддержки энергоэффективности в Словакии?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Энергосбережение — neverending story. Инновационные решения появляются каждый день и их внедрение происходит непрерывно. В Украине, например, выгодно применять возобновляемые источники энергии в системах ЦО. Так, использование локальной агро- и лесной биомассы — это конкурентоспособный вариант газу, рост потребления местного сырья, создание новых рабочих мест и хорошая цена для потребителя.

За последние 10 лет в мире произошел технологический рывок во многих сферах, в том числе в производстве строительных материалов, термомодернизации, инфраструктуре домов и технических решениях. Поэтому дома, утепленные 15–20 лет назад, скоро снова будут нуждаться в модернизации. Это бесконечный процесс.
Но для внедрения инноваций должны быть прописаны соответствующие правила. И только системный подход позволяет добиться эффективности от применения инновационных технологий.

Фото обложки со специальным разрешением ARCHITEKTI ŠEBO LICHÝ, Братислава, Словакия

Автор: OKNA.ua - Платформа
Издатель: OKNA.ua - Платформа (OKNA.ua+)