Компания AXOR INDUSTRY подготовила исследование рынка металлопластиковых конструкций Украины за 2017 год. Обзор сформирован с учетом актуальных аспектов деятельности на основе опроса руководителей крупнейших производственных предприятий СПК в Украине.
Положительная динамика развития рынка СПК в Украине позволила оконным компаниям в 2017 году сосредоточить свои усилия на развитии своего продукта, бренда и персонала.
Развитию рынка в отчетном году по-прежнему способствовали программы по энергосбережению: государственная программа, возобновившая выдачу кредитов в марте 2017, а также программа IQ Energy от ЕБРР, активно развивающаяся в отчетном году.
В условиях развития рынка резонно возросли и покупательские требования к продукту. Наряду с энергосберегающими свойствами, все большую популярность обретают конструкции, оснащенные элементами безопасности. Изделия стандарткласса все увереннее лидируют в продажах.
Кадровая политика в 2017 году была одним из актуальных вопросов. С одной стороны, компаниям удалось расширить свой штат (в основном увеличивая число сотрудников в отделе продаж), с другой стороны – более остро стал вопрос с нехваткой квалифицированных кадров на производственных участках, который, по-видимому, обострится и в 2018 году.
Ожидая дальнейший рост объемов рынка в 2018 году, большая часть опрошенных компаний понимают, что за развитием – будущее. Усовершенствование бизнес процессов в компаниях, модернизация производственных мощностей, развитие программ по энергосбережению – вот главные «драйверы» оконной отрасли. По мнению респондентов, развитие отрасли будет продолжаться, но только с одним условием – экономической стабильностью в стране.
2017 год был достаточно позитивным и продуктивным для развития оконной отрасли Украины. В этом году ведущие компании-производители СПК сосредоточили свои усилия на развитии продукта и бренда, расширили штат компании и прибавили в объемах продаж.
Если в начале года динамика развития рынка была достаточно «сдержанной» и некоторые компании даже потеряли в объемах в сравнении с прошлым годом, то 2-ой и 3-ий кварталы восполнили эту недостачу с лихвой. Производства, практически всех компаний, были загружены на полную мощность. Заказов хватало всем. Даже пошатнувшийся курс гривны и повышение цен на некоторые комплектующие, и, соответственно, рост цены на готовую продукцию этому не помешали.
Из «слабых сторон» отчетного года, как в прочем и предыдущих лет, подавляющее большинство опрошенных компаний (72%) отметили острую нехватку кадров на производственных участках. Это тема давняя, но активный сезон продаж видимо обострил данную ситуацию. При этом опрошенные компании отметили рост квалификации менеджеров в дилерских салонах в отчетном году, а также повышение осведомленности конечного покупателя о продукции и опциях. Просветительская работа программ по энергосбережению, совместные усилия компаний-производителей и их партнеров по обучению своего персонала и сотрудников дилерских салонов дали явные результаты. Вывод очевиден, что за обучением и развитием персонала – продуктивное будущее.
Еще один интересный момент – остекление новостроек. Почти половина опрошенных компаний (45%) отметили, что доля остекления зданий нового строительства в отчетном году была невелика – до 20%. При этом другая часть респондентов (55%) обозначили этот показатель в другом диапазоне – от 20% до 40% от общего объема остекления в отчетном году. Из вышесказанного можно сделать вывод, что далеко не все крупные компании-производители СПК активно участвуют в остеклении первичного строительства, больше внимания уделяя развитию дилерской сети. В целом, сравнивая этот показатель с данными прошлого года, стоит отметить, что доля остекление зданий нового строительства в 2017 году постепенно увеличивается.
Подорожание продукции из-за роста цен на стекло и сырье ПВХ не отразилось существенным образом на выбор конечного потребителя. В отчетном году изделия стандарт-сегмента лидировали в продажах у большинства опрошенных компаний. Эконом-класс востребован все меньше. А вот премиальная продукция медленно, но уверенно набирает обороты. Более функциональный продукт, отвечающий требованиям энергосбережения и безопасности, становится все популярнее.
Что касается ассортиментной линейки компаний в 2017 году, то согласно результатам данного анализа, а также предыдущих периодов, видно, что большинство респондентов уже давно определились с поставщиками и в большей части менять партнеров по поставкам не планируют.
Интересные данные получены по статистике продаж металлопластиковых дверей. Продажи входных и межкомнатных дверей ПВХ от общего объёма реализованной продукции компаний в этом году превысили 15%. (Это отметили большинство участников опроса). Ранее по Украине доля таких дверей от общего числа продаж оконных конструкций составляла 8-10%. Востребованность данного вида изделий можно связать с увеличением разницы в цене межкомнатных дверей из ПВХ по отношению к алюминиевым и шпонированным дверям - в пользу первых. Металлопластиковые входные и межкомнатные двери все чаще устанавливаются в жилых домах, офисных, складских помещениях и общественных учреждениях.
Как говорилось выше, для большей части производственных оконных компаний Украины дилерская сеть является основным каналом сбыта своей продукции. В 2017 году почти половина производственных компании СПК продолжили «борьбу за своего дилера», укрепляя позиции на занятых территориях или увеличивая число дилеров в новых регионах. Треть компаний сохранили число своих торговых точек на уровне прошлого года. Только 10% опрошенных указали на сокращение числа их торговых представителей.
Среди эффективных инструментов в работе с дилерами в отчетном году почти в равных долях были: мотивационные программы, обучающие семинары и тренинги, а также акции. Причем совместные акции с поставщиками в разрезе целого года были более результативными, чем самостоятельные, доказывая, что общие усилия, заданные в одном направлении, дают эффект синергии. Безусловно, ценовой фактор все так же был актуален в работе с партнерами.
Что касается продаж оконных конструкций через интернет, то в данном вопросе видна хоть и небольшая, но позитивная динамика. В большинстве случаев по-прежнему компании или не осуществляют продажи с помощью «всемирной паутины», или доля этих продаж невелика - до 5%. Но есть компании, которые видят потенциал и развивают данное направление, таких 10%.
Для продвижения своего продукта и бренда в интернете компании наиболее активно в отчетном году использовали контекстную рекламу в поисковых системах и продвижение в социальных сетях. Эти маркетинговые инструменты, при правильной настройке, дают достаточно быстрые результаты и наглядные показатели. Была активно использована баннерная реклама на порталах и сайтах партнёров. Кроме того, участие в форумах, присутствие на отраслевых порталах также имело место.
Стоит отметить, что с каждым годом компании все больше внимания уделяют продвижению своего продукта, бренда и акций с помощью этих инструментов интернет-маркетинга, используя примерно те же средства, но с большей интенсивностью.
Развитие оконного рынка стимулирует развитие его участников. Чтобы быть сильнее своих конкурентов, нужно развивать как свой продукт, так и свою команду. Понимая, что кадры решают, если не все, то очень многое, большинство опрошенных компаний в 2017 году уделяли должное внимание кадровой политике, расширяя и развивая свой штат. Почти половина респондентов (45%) отметили, что увеличили число сотрудников отдела продаж в своей компании.
В целом, осознавая значимость персонала в достижении главных целей деятельности предприятия, большинство производителей СПК берегут свои кадры и развивают свой штат. Тем более, что проблема нехватки ответственных и высококвалифицированных специалистов в данной отрасли всегда актуальна.
Большая часть опрошенных компаний (63%) в 2018 году ожидают увеличение объемов рынка по сравнению с показателями минувшего года, в основном - на 10%. Треть компаний предполагают, что объемы рынка останутся на уровне прошлого года, и только десятая часть опрошенных ожидают небольшой спад.
В целом настрой среди опрошенных компаний достаточно позитивный. Главные опасения руководителей оконных компаний связаны, прежде всего, с курсом национальной валюты и платежеспособностью населения, что вполне понятно.
Среди благоприятных факторов развития отрасли компании выделили как внешние (развитие программ по энергосбережению), так и внутренние в компаниях, а именно: усовершенствование бизнес процессов, модернизация производственных мощностей компаний и другие.
Относительно востребованности продукции в 2018 году компании ожидают, что изделия эконом-класса будут все менее популярными на рынке, стандарт-сегмента будут по-прежнему лидировать в продажах. При этом часть опрошенных компаний возлагают надежды на премиальную продукцию, ожидая, что ее популярность возрастет в 2018 году.
«Энергоэффективность» как главный тренд, по мнению опрошенных, будет и далее стимулировать развитие отрасли. Цена на изделия как решающий фактор, влияющий на выбор потребителя, уходит на второй план. Также компании ожидают, что более функциональные окна, к примеру, оснащенные элементами базовой безопасности, повысятся в спросе.
Достаточно оптимистичные ожидания опрошенных компаний говорят о том, что рынок готов к новой ступени развития, где каждый из его участников приложит свои усилия для наращивания объемов и улучшения качества продукта. Главное – стабильность в стране.