В Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. в числе основных проблем российской экономики выделены:
- очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов;
- недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики;
- недостаточная развитость финансового сектора, банков.
Существенный интерес представляют специфические внутренние факторы, вызвавшие спад в секторах экономики, традиционно являющихся основными потребителями продукции стекольной промышленности, и в первую очередь — в строительстве.
За прошедшие годы инвестиционно-строительный комплекс и строительный рынок изменились коренным образом.
Основные отличия заключаются в следующем:
- ограниченное участие государства в управлении строительным комплексом, т. е. с упразднением Госстроя основное направление деятельности — законодательное обеспечение функционирования и развития строительного рынка, развитие ипотечного жилищного кредитования;
- основу строительного комплекса составляют девелоперские компании (координируют деятельность участников инвестиционно-строительного процесса: инвесторов, консультантов, проектировщиков, чиновников, подрядчиков, поставщиков и др.), финансирование девелоперских проектов осуществляется с использованием собственных и заемных средств из расчета 30 и 70% соответственно;
- цены на рынке недвижимости формировались заинтересованными финансово-экономическими группами без учета реального состояния платежеспособного спроса населения;
- основными игроками рынка недвижимости стали покупатели `инвестиционных` квартир, доля которых, по оценкам специалистов, превысила число покупателей, приобретающих жилье для постоянного проживания (не более 20% от общего числа покупателей);
- рост цен на недвижимость, а не рост тарифов на услуги естественных монополий, спровоцировал рост цен по всей инвестиционно-строительной цепочке, в том числе на основные виды строительных материалов (цемент, металл, теплоизоляционные материалы, листовое стекло и др.).
Во 2-й половине 2008 г. в строительстве создалась чрезвычайная ситуация: многие девелоперские компании из-за нехватки кредитных ресурсов приостановили реализацию своих проектов, кредитные линии для строительства новых объектов были практически закрыты.
На рынке недвижимости основные игроки заняли выжидательную позицию, банки резко сократили ипотечные программы, повысили требования к заемщикам, а также ставки по ипотечным кредитам, что привело к значительному сокращению объема продаж жилья.
В результате Минрегионразвития РФ пересмотрел итоговые показатели ввода жилья: в 2008 г. запланировано 61 млн. кв. м вместо 72,5 млн. кв. м, в 2009 г. — 52 млн. кв. м, в 2010 г. — 53 млн. кв. м.
Увеличение темпов строительства может произойти после 2010 г. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2008 г. введено в эксплуатацию 765,6 тыс. квартир общей площадью 63,8 млн. кв. м, что составило 104,5% к предыдущему году.
Помимо объемов жилищного, сокращаются объемы строительства торговых центров, офисных зданий, гостиничных комплексов и других объектов.
Специалисты утверждают, что `не выйти в 2009 г. за пределы 15% падения удастся только при очень существенной помощи государства`.
В декабре 2008 г. правительство РФ утвердило список из 295 системообразующих компаний, имеющих стратегическое значение, которые смогут рассчитывать на господдержку в том или ином виде. В список, в частности, было включено шесть компаний строительного сектора: `ПИК`, `СУ-155`, ЛСР, `ДСК-1`, `Главстрой` и `Интеко`.
Средства девелоперам нужны как для погашения банковских кредитов, так и для реализации новых проектов. Для стимулирования жилищного строительства государство будет выкупать квартиры у частных застройщиков: для реализации социальных программ, в частности для переселения граждан из ветхого и аварийного фонда, и выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Сумма, которую государство планирует выделить на выкуп квартир у девелоперов, составит 83 млрд. рублей; в общей сложности государство намерено выкупить свыше 40 тыс. квартир.
Вместе с тем снижение объемов жилищного строительства следует рассматривать как отложенный спрос, поскольку сохраняется высокая потребность общества в современном благоустроенном жилье.
Меры по защите внутреннего рынка
С увеличением мощностей действующих предприятий зависимость стекольного рынка России от поставок по импорту существенно сократилась.В связи с повышением тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки производители листового стекла России лишились основных ценовых преимуществ, которые они ранее имели перед зарубежными производителями.
Установление защитных мер в виде повышенной (30%) ставки ввозной таможенной пошлины на стекло, термически полированное (без покрытий) и автомобильное, обеспечит защиту внутреннего рынка от:
- импорта листового и автомобильного стекла по демпинговым ценам;
- конкурентных преимуществ экспортеров, получаемых за счет поддержки государственными кредитами для реализации продукции потребителям без предоплаты.
Поддержка стекольного рынка
В результате снижения объемов строительства предприятия строительной индустрии вынуждены сокращать объемы производства строительных материалов. К концу 2008 г. произошло снижение стоимости строительных материалов, обусловленное как сезонным фактором, так и сокращением спроса. В декабре 2008 г. средняя цена на стекло листовое термополированное составляла 101,6 руб. за 1 кв. м (уровень цен в 2001 г.).
В последнее время строительные компании, стремясь снизить стоимость строительства, выбирают более дешевые строительные материалы и конструкции, в том числе за счет снижения характеристик остекления по энергоэффективности и безопасности, зачастую игнорируя требования нормативно-технической документации.
В результате этого, скорее всего, возрастет потребление прозрачного флоат-стекла и сократится потребление высокотехнологичных видов продукции (стекол с покрытиями, закаленного и многослойного стекла).
В этих условиях желаемые меры эффективной поддержки стекольного рынка со стороны государства для производителей и переработчиков высокотехнологичных архитектурных стекол, в том числе стекол с покрытием и энергосберегающих:
- льготы по налогу на имущество — в отношении используемого импортного технологического оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации, на период не более пяти лет с момента начала использования такого оборудования в производственной деятельности;
- создание необходимых организационно-экономических условий мотивации и стимулирования деятельности участников инвестиционно-строительного процесса в реализации мероприятий по энергосбережению и снижению энергопотребления [7], в том числе для конечных потребителей;
- материальное стимулирование (в том числе прямые выплаты) применения энергосберегающего остекления;
- введение обязательных требований к энергоэффективности и безопасности остекления, в том числе скорейшее принятие технического регламента `О безопасности стекла и изделий из него, применяемых в зданиях и сооружениях`, проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе;
- стимулирование переостекления старых зданий с применением энергосберегающего остекления: финансирование, льготы на коммунальные платежи и т. д.
Создание системы технического регулирования для стекольной промышленности
Отраслевая нормативная база устарела, плохо развита (отсутствуют стандарты на многие распространенные современные продукты: окрашенный в массе флоат, стекла с солнцезащитным покрытием и т. д.), нуждается в расширении и актуализации.
С этой целью принята и реализуется Программа разработки комплекса национальных стандартов для стекольной промышленности на 2008–2011 гг. (пересмотр 18-ти и разработка 44-х новых), на основе которых будет организовано производство для обеспечения отечественного рынка высококачественной продукцией.
http://www.glassonweb.ru/