Город, как отметил профессор Хоан-Луис Замора-и-Местре (Joan-Lluís Zamora i Mestre), ректор факультета архитектуры и дизайна Каталонского политехнического университета, следует всякий раз заново открывать для себя. Это означает, что архитекторам и строителям нужно придерживаться принципа «что мы оставим после себя, чего мы действительно хотим, и как мы сможем достичь этого».(Фото: Roto) |
Основанный много веков назад (около. 200 г. до н.э.)
как римская крепость-гарнизон, древнее поселение в провинции Барсино
(Barcino) стало «мощным и густонаселенным городом Барселона, неким тиглем,
где сплавились культурные межэтнические традиции, опираясь на Римское
наследие». Это видно даже сейчас — в центре города расположены фрагменты
руин древнеримского замка, форума и городской стены. Правители и из
Вест-Готии, и из исламской Аравии тоже оставили на ландшафте города
четкие следы своего пребывания у власти, но все началось с «видимого»
романского периода (до примерно 11-го века н.э.).
Отрезанный от «всеандалузского пирога», город Барселона отличался пышностью
династии Каролингов. Он был самым южным из европейских городов, впитавшим
романский дух. Архитектура отличалась очень маленькими наружными окнами-бойницами,
пропускавшими очень мало дневного света внутрь помещений и вестибюлей.
В этот период окна делались в основном из дерева, кованного железа и
полупрозрачного алебастра. Их окружали росписями на библейскую тематику.
Примером этому может служить церковь Sant Pau del Camp — жемчужина
романского стиля.
Каталония укрепилась как регион (в течение 13-го и 14 веков)
и стала политически независимой от Севера под правлением Каролингов.
Этот рост отметился тем, что Барселона стала одним из четырех центров
Арагонской короны. Здесь размещены королевские дворцы, фортификационные
укрепления, церкви, монастыри, больницы, корабельные верфи, торговые
дворы, виллы и особняки богатой знати. Постоянно растущее благосостояние
горожан покрывало огромные расходы на строительство новых импозантных
зданий и монументов.
Готические окна (в Каталонии была создана своя
разновидность готического архитектурного стиля) были утонченными,
мастера стремились разработать присущие только им элементы декора и
особенности технологии изготовления арок. Геометрическая стройность
выражалась в чередовании колонн, просторные по тем временам распашные
окна пропускали больше дневного света внутрь, ограничиваемого только
колонной и самим остеклением.
Арочные дверные проемы и окна со
средниками были главной особенностью в Готический период. Кафедральный
собор Барселоны — один из самых примечательных и красивых среди
готических церквей в Испании. Основный камень был заложен в 1298 г.,
но сам комплекс был построен лишь к 1448 г., когда и была заделана
последняя монастырская арка.
Мощь и власть Барселоны в Средние века отразилась в ее строениях в готическом стиле. Окна стройны, поскольку мастера использовали новую по тем временам методику распределения нагрузок в арках. Внутри церкви Santa Maria del Mar (заложена в 1329 г.) посетители попадают в просторный высокий холл, куда разноцветный свет попадает через причудливые витражи на арочных окнах |
Подтверждение времен «Золотого века» для Барселоны в средневековье можно, прежде всего, найти в городском центре Barri Gòtic, готическом ансамбле, который остался уникальным для Европы, поскольку имеет свой неповторимый характер. Он был построен на месте римского поселения Барсино, что означает, однако, что множество зданий Барселоны в романском стиле были утрачены навсегда. Типичные архитектурные украшения для зданий той эпохи — горгульи (украшенные головами химер и устрашающих чудищ водостоки), выступающие из стен далеко наружу |
Арочные дверные и оконные проемы с колоннами, балюстрады и проходы характерны для каталонских готических строений, такие как, например, в дворце Carrer del Bisbe, который соединяется с дворцом Генералитета. Средневековая архитектура хорошо имитируется — на самом деле смотровой мостик был построен в Барселоне в конце 1928 г. |
Настоящее возрождение Барселоны относится к началу проведения Всемирной выставки EXPO-1888. Вскоре настала пора модернизма, отличающаяся особым влиянием на архитектуру. Пример — витое кованое балконное ограждение-гирлянда архитектора Антонио Гауди в его знаменитом доходном доме Casa Milà (1906–1910 гг.) в районе Eixample |
В период Ренессанса, экономическая активность сместилась со Средиземноморья на атлантическое побережье. Барселона потеряла свой столичный статус. Это сказалось и на архитектуре: в городе осталось очень мало памяток архитектуры, относящихся к эпохе Ренессанса и стилю барокко, которыми и сейчас заполнена вся Европа. Мастера из Барселоны и в это время стойко придерживались готических традиций. Дворец испанских вице-королей Palau del Lloctinent — одно из немногих зданий периода Возрождения, построенное между 1549 и 1557 гг. Окна эпохи Ренессанса выглядят как маленькие домики со своими колоннами и фундаментами, встроенные в фасады главного здания и выступающие из них своими фронтонами. Прозрачное остекление окон (с коваными решетками и ставнями для повышения безопасности) стало более доступным, и оно уже начинает устанавливаться в частных домах и особняках.
Стиль барокко во времена контрреформации начинает распространяться и в Барселоне. Но это были те времена, когда жители города не могли уделять много внимания и тратить значительные средства на модное украшение фасадов, в результате чего появилась т.н. техника «сграффито» (sgraffito). Новые, богато украшенные дома появились лишь у тех горожан, кто имел связи с Америкой. Небольшая церковь Sant Felip Neri — типичное строение той эпохи, оно было построено между 1748 и 1752 гг. Его легко отличить по стилю окон, характерному для того периода. Барочные окна более символичны, чем выпяченно знатны и показательно титулованы, более выразительны, более креативны и не менее уважаемы. Тем не менее, большие порталы становятся прибежищем творений скульпторов и архитекторов.
В период неоклассицизма Барселона становится «потерянным городом», она подвергается обстрелам и постоянно бомбардируется во время испанской «непрерывной» войны с 1701 по 1714 гг. и в конце концов попадает в испанские руки. Институции, деньги, законы, земельные наделы и язык были утрачены. Торговый центр Средневековья был разрушен, ему на замену пришел новый коммерческий район городских обитателей Барселонетта (La Barceloneta), спланированный в начале XVIII века в виде удлиненного строго расчерченного улицами на прямоугольники жилых кварталов. Была разрешена только двухэтажная застройка, чтобы как можно больше солнца попадало в дома и на улицы. Все в «новой» Барселоне было подчеркнуто дисциплиной и порядком. И даже неоклассические окна выглядели тогда повсюду одинаково и говорили сами за себя — сдержанность, повторяемость, разумная экономность, строгость порядка.
Вид на Барселону. Средиземное море видно на горизонте, внизу — парк Parc Güell (1900–1914 гг.), где, согласно планам Антонио Гауди (Antoni Gaudí) должно было быть построено около 60 богато декорированных зданий. В конце концов было построено и декорировано лишь два здания. Там же сейчас располагаются новые башни причудливой формы с коваными решетками на окнах |
Хорошо известный строительный проект в Барселоне и в то же время замечательная архитектурная симфония: собор La Sagrada Família. И сейчас этот собор вдохновляет архитекторов. Его строительство продолжается уже более 100 лет. Проект начался в 1882 г. и в течение 40 лет его создателем был знаменитый Антонио Гауди (Antoni Gaudí) вплоть до своей смерти. Сегодня другие строители заканчивают его строение. Богато орнаментированные окна над порталом восточного фасада остаются примером изысканного модернизма в понимании великого Гауди. Однако с приходом технического прогресса архитектура и подходы к ней изменились. |
Готический собор La Sagrada Família архитектора Антонио Гауди (Antoni Gaudí) представляет собой разноцветную композицию, подсвеченную изнутри наружу, частично через уникальные витражи |
Дела наладились: получив, в конце концов, полноправное испанское «гражданство» и избавившись от каталонского, стало возможным попробовать себя в торговле с народами недавно «заново» открытой Латинской Америки (во второй половине XVIII века). Когда в 1898 г. были утрачены последние колонии Куба и Филиппины, Барселона вновь обрела статус бизнес-столицы. Хлопок, ром, уголь теперь перерабатывались на новых фабриках, построенных в Каталонии. Гавани Барселоны опять наполнились торговыми парусниками и пароходами, порты были полны железнодорожными вагонами и рабочими. Это массивное денежное вливание усилило социальное расслоение, которое привело к увеличению плотности населения в районах, прилегающих к кварталам знати и богачей. И это же стало причиной, в связи с которой градостроитель и проектировщик городов Ильдефонс Керда (Ildefons Cerdà) посвятил свою жизнь написанию книги по теории городского планирования. Она стала теоретической основой современного градостроения и урбанистики, где описывались способы достижения постоянного здорового роста и развития городов и окружающей их инфраструктуры.
Новый закон о расширении границ городов Испании (во второй половине XIX века) позволил разрушать городские стены и строить города по плану. План расширения Барселоны воплощался по принципам, описанным Керда. Новый город с трамвайными линиями был хорошо спланирован с небольшой городской площадью и широкими подъездными дорогами с разных сторон — с пересечением по диагонали, со своими параллельными и меридиональными улицами. Новый городской район получил название Eixample, что можно с испанского перевести как «расширение». Проект воплощал новые либеральные идеи в искусстве. Более всего это проявилось в архитектуре.
Настоящее возрождение Барселоны наступило, когда было
принято решение о проведении в ней Всемирной выставки EXPO в 1888 г.
К тому времени сформировался новый «чугунный» стиль и… новый рынок чугуна.
Были построены здание оперы Gran Teatre del Liceu и концертный зал
Palau de la Música Catalana. Город оздоравливался и проявил открытость
новому стилю — модернизму (с 1880 до 1910 гг.). Модернистские окна —
произведения мастерства ручной работы, внедренные в здания: тропическая
древесина, художественная ковка и литье, свинцовые оконные переплеты
и гнутое дерево. Девиз, которым можно охарактеризовать окна тех лет:
сделать окна настолько же привлекательными, как глаза красивой женщины.
Испания сохраняла нейтральность в первой Мировой войне, поэтому у
Барселоны появился второй шанс поправить свое положение, где в 1929 г.
снова должна была состояться Всемирная выставка, снова появился шанс
упрочить свое положение в качестве культурного и экономического центра
Средиземноморья. Территория вокруг местной горы Montjuïc была застроена
и включена в муниципальную зону. Прекрасная парковая и садовая зоны были
застроены особняками в преддверии Всемирной выставки. Один из них и
сейчас сохранился и широко известен как Национальный музей искусств
Каталонии (Museu Nacional d’Art de Catalunya).
Испания оставалась нейтральной страной вплоть до I Мировой войны, у Барселоны была возможность процветать, и в 1929 г. она еще раз доказала это, став местом проведения очередной Всемирной выставки. Помимо других объектов, рядом с горой Montjuïc был построен стадион. К 1992 г. как Олимпийский стадион он подвергся реконструкции. Его внешний вид представляет собой смесь различных архитектурных стилей |
В 1992 г. Барселона принимала XXV Олимпийские игры. В городе была построена новая гавань, предназначенная для регаты парусных судов. Поблизости от порта выросли два примечательных небоскреба, один из которых стал модным современным отелем |
Современность вторгается в жизнь Барселоны появлением объектов новейшей архитектуры со светоотражающим остеклением. Смелые формы небоскреба, принадлежащего испанскому филиалу одной из мировых нефтегазовых компаний, расположенного на самой границе района Барселонетта, удачно вписываются в эклектичный облик Барселоны (см. «Архитектор», 2009–2010, стр. 38–39). Фото: AGC Flat Glass Europe |
Во время Гражданской войны в Испании в период с 1936 г.
по 1939 г. Барселона возглавила список городов, наиболее часто
бомбардируемых с воздуха и с моря. Почему-то именно с этим временем
связано появление и развитие солнцезащитных систем, оконных раздвижных
и подъемных жалюзи, роллетных конструкций, уплотняющих профилей,
поворотно-откидных окон, противовзломных систем и соответствующей этим
изделиям фурнитуры — все эти устройства с небольшими изменениями
используются и в нынешних оконных системах. С одной стороны, это были
тяжелые, кризисные времена, когда ситуация развивалась от плохого к
худшему, но, с другой стороны, это было время начала применения
технических решений, которые развились в последующие годы. Это было
точно то время, когда были написаны первые книги по оконным системам
и были основаны первые оконные компании, многие из которых действуют
и поныне.
После войны обычные материалы, функции и размеры оконных
конструкций изменились — появились новые металлические профили и
уплотняющие материалы. Рамы остекления стали разнообразнее по фасону,
и индустрия остекления ожила.
В 1992 г. снова близ горы Montjuïc разворачивались центральные мировые события — XXV Олимпийские Игры. Демократия, автономия и месторасположение и инфраструктурные связи Барселоны после их восстановления еще более упрочились, это означает, что транспорт был модернизирован, а спектр культурных связей расширился. Город снова расцвел. Теперь он превратился в большую корпорацию по подготовке к XXII веку, которая активно .ищет резервы пространства, расширяет порты и аэропорты, проводит экологические проекты, уделяет много внимания балансу социальных и природоохранительных проектов, что подтверждает приверженность Барселоны и ее жителей к максимам, описанным в фолианте Керды.
Проф. Хоан-Луис Замора-и-Местре
(Joan-Lluís Zamora i Mestre),
ректор факультета архитектуры и дизайна
Каталонского политехнического университета.
По материалам доклада
на 5 Дне отраслевой прессы Roto,
Барселона, октябрь 2010 г.