Деревянные детали в современной архитектуре

 5 142
Современный подход в использовании дерева в архитектуре — учесть и заставить работать все преимущества дерева как конструкционного материала и как отделочного. Одновременно с этим характерна простота форм, рациональность конструкции и архитектурная выразительность за счет видимой сложности геометрии и динамической трансформации пространства.


Вид Буши Холла

Появляются новые виды технологической обработки древесины, в частности, «термодревесина» или «термодерево» — термообработанная стабилизированная водоотталкивающая древесина, ТСВД — которая обладает одновременно уникальными прочностными, антисептическими, фунгицидными, противопожарными, водоотталкивающими, гигиеническими и декоративными свойствами, которые делают дерево снова весьма привлекательным материалом в современной архитектуре, использующей промышленные методы строительства. Характерно, что во многих случаях древесина сознательно обрабатывается снаружи нарочито грубо, и выглядит после отделки как рубленая вручную. Это визуально «смягчает» простые формы современных зданий, такая деталь помимо утилитарной функции притягивает взгляд, служит элементом для «рассматривания», придает индивидуальность каждой части строения, несмотря на промышленный подход к строительству.

Представлены несколько современных примеров использования дерева в начале третьего тысячелетия архитекторами из разных стран и школ.

Трехмерная крыша

Национальный центр вина,
Аделаида, Южная Австралия,
Кокс Групп, Австралия

В строительстве Австралийского Национального центра вина использовался широкий диапазон технологий — от традиционных приемов до только лишь внедренных научных разработок. Лучше всего это воплотилось в крыше с диагонально-сетчатой структурой для Буши Холла, где использовалась в основном стержневые элементы из местной древесины, соединенные в предварительно напряженную тросами из нержавеющей стали трехмерную конструкцию.


Трехмерная крыша

Буши Холл занимает около 600 м2 площади и обладает свободным пролетом крышевого перекрытия длиной 13 м, закругленной в плане и вогнутой крышей (фактически — сегмент тороидальной поверхности). Целью было разработать конструкцию, использующей подход «4 в 2-х». Конструкция должна была быть простой и легко образовываться секциями брусьев из сосны Хупа стандартной длины, которые легко и просто монтируются и подгоняются в точный размер по длине.
Диагональная сетка из деревянных брусьев должна была образовать жесткую ячеистую структуру. Покрытие из листов клееной фанеры поверх сетчатой конструкции добавляет жесткости, а сетчатая структура должна препятствовать ее короблению. Фанера также создает ровную и гладкую поверхность подложки для кровельного оцинкованного металла. Способность фанеры выполнять ряд функций снизило общие расходы на строительство.


Разрез

Конструкция использует природные качества материала, чтобы обеспечить форму, текстуру и цвет интерьера здания. Как и доброе вино, что не нуждается в добавках, а нужно лишь разлить его в приличествующий по форме и размеру бокал, так и природный цвет дерева подчеркивает богатство формы своей текстурой и не нуждается в дополнительных декоративных элементах.


Соединители и тросовые конструкции

Двустворчатая вертикально складывающаяся раздвижная дверь

Резиденция Алюмбрера, о. Мустик,
арх. Сент Винсент и Гренадины, Вест-Индия,
Архитектурная корпорация Diamond & Schmitt

Резиденция размещена на Мустике — частном отстрове в Вест-Индии. 730 га острова сейчас используются как один из самых эксклюзивных в мире курортов, состоящий из более чем ста полностью благустроенных вилл или мини-отелей с индивидуальной архитектурой.


Жилая комната-павильон — двери подняты


Двери-жалюзи в закрытом положении

Резиденция общей площадью 800 м2 на пять спален организована в виде ряда небольших павильонов и зон отдыха, связанных между собой ландшафтным парком и садовыми террасами. Все устроено так, чтобы не закрывать чудесные виды и открыть пространство ветру, спускающемуся со склонов холма. Это комплекс жилых павильонов с просторными обеденными комнатами и местами отдыха и бесед, спальный павильон, павильон для гостей, павильон-кухня, каждый из которых окружен широкой террасой. Все здесь подчинено концепции «open-air» — концепции открытого пространства и свободного доступа воздуха.


Детали двери:

1 – приемный лоток; 2 – стальной штырь-шарнир;
3 – деревянная обшивка колонны

Сечение по двери:

1 – балясина;
2 – стальная пластина-противовес;
3 – деревянная дверь-жалюзи;
4 – дверь в открытом положении

Центром концепции «open-air» стала двустворчатая вертикально складывающаяся раздвижная дверь, Что размещена вокруг центральной части каждого павильона. Тропическое размещение требует постоянного движения воздуха и затененности, чтобы оспеспечить комфортное охлаждение. Это выполняет щелевая конструкция дверей, допускающая проход воздуха как в закрытом, так и в поднятом состоянии.
Гибкость дверной системы позволяет ей функционировать и как дверь, и как стеновое ограждение. Способ открывания (наверх) предотвращает неожиданное захлопывание, а в опущенном положении она эффективно закрывает обзор помещения снаружи, создавая в огражденном простанстве более уютную обстановку. Легкость трансформации пространства позволяет быстро менять его по желанию из полностью открытого в окрытое только воздуху. Устройство двери весьма просто. Ее можно изготовить и установить «островитянами», то есть для этого не требуется высокой квалификации.


Интерьер жилой комнаты


Жилая комната и окружающаяя ее веранда

Входная дверь

Резиденция Блэкберн,
Гейнсвиль, Флорида, США,
компания William Morgan Architects

Размещенная в исключительно живописном месте, резиденция Блэкберн частично спускается с невысокого склона небольшого полуострова между двумя озерами.


Свет проходит через дверь в фойе

Распашная дверь с фиксированными по краям боковыми панелями

Резиденция обращена на запад, посетители прибывают на небольшую импровизированную автостоянку, затем проходят прямо через входную дверь, портал которой состоит из 25 прозрачных квадратных стекол, каждое со строной примерно по 15 см. Все они заключены в дубовую раму общим размером примерно 183 Ч 203 см.
Дверь, которая выглядит грубо обработанной вручную из массивных бревен, на самом деле состоит из двух свинченных декоративными винтами панелей. Соединения на четверть спрятаны в дверном косяке. Наружный замок и внутренний засов, отодвигаемый ключом, замаскированы и подобны по размерам с декоративными шайбами дверных болтов, обеспечивая безопасность.


Внутреннее помещение видно на закате

Сконструированное местными плотниками, наборное полотно двери выглядит цельной, как будто все элементы выполнены заподлицо. Внутренние кромки квадратных рамок обработаны в четверть и удерживают стеклянные пластины после сборки двери. Четыре болта из нержавеющей стали с широкими шайбами точно устанавливают каждый элемент на свое место. Первично шайбам и болтам была отведена декоративная цель; на самом деле болты фиксируют составные части дверных полотен на месте вплоть до схватывания клея, который наносится на смыкаемые поверхности.
Конструкция и дизайн двери были созданы по мотивам красивой бронзовой двери, созданной Лоренцо Джильберти (Lorenzo Ghiberti, 1403-1452 г.) для баптистерия во Флоренции, Италия.


План

Поперечное сечение

Деревянные светозащитные экраны и жалюзи

Средняя школа Фейрфилд, г. Фейрфилд, Коннектикут, США,
дизайн фирмы Perkins Eastman

Дизайн творчески интерпретировал местные архитектурные традиции и эстетические нормы, очень точно вписал здание в ландшафт и добился этого, в частности, использованием дерева для наружной отделки здания.


Наружный вид классных комнат

Наружные деревянные светозащитные экраны зрительно выделяют помещение каждого класса, обеспечивают баланс вертикальных и горизонтальных линий помимо функции предотвращения солнечного бликования на внутренних стенах классной комнаты.


Деревянные светозащитные экраны, день

Интерьер библиотеки

Внутренние деревянные жалюзи библиотеки продолжают эту тему, служа обычным солнцезащитным устройством (СЗУ). С точки зрения дизайнера, деревянные жалюзи должны были также стать неким контрапунктом библиотечным стеклянным фасадам. Стеклянные фасады окутывают всю библиотеку. Деревянные жалюзи и некоторые предметы мебели зрительно добавляют горизонтальные линии в интерьер библиотеки, прерывая ряд вертикальных элементов. Соединение в экстерьере и интерьере здания дерева, стекла и кирпича подчеркивает современность здания, но не делает его чужеродным в пригороде. В данном случае, функциональная роль жалюзи не только декоративная и солн­цезащитная — для связи интерьера и экстерьера воедино, — а и утилитарная: такие жалюзийные экраны отлично гасят множественное отражение звука (эхо) от потолка в широком помещении, снижают «гулкость» библиотеки.


Наружный вид угловой части классной комнаты

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее