Вы когда задумывались о том, что обычное окно может рассказать много интересного и о людях, которые видят сквозь него, и о целых эпохах, которые пронеслись мимо.
Глядя на окно, можно объяснить некоторые культурные явления, найти подтверждение этнических взглядов, заметить отпечатки национальных традиций и получить дополнительное пространство для представления о стране его происхождения. Предлагаем Вам заглянуть в окна современной человеческой цивилизации сквозь призму времени. И начнем мы с окна в Европу, поскольку именно в Европе начинается его современная история.
Все согласятся с тем, что 80% оконной конструкции занимает стеклопакет. Поэтому стекло представляет собой тот элемент, без какого бы вообще не было окна. В средние века Венеция была главным центром декоративного и оконного стеклопроизводства. И именно там можно поискать отпечатки деятельности, которая называется витраж. Готическая мода на удлиненные формы и бестелесность выражается в том, что стрельчатые арочные проемы располагают высоко от земли, их украшают собранными из разноцветного стекла витражами, удивительными по своей красоте.
Ренессанс, который пришел на смену готике, устанавливает ценность человеческой личности и свободу от религиозных догм. В XV веке возвращается интерес к классическим формам, симметрии и чувство соразмерности античного наследия. Окна зданий приобретают прямоугольную форму и теряют свой возвышенный облик, а стекло становится прозрачным.
Италия XV века порождает окна, разделенные переплетом в форме креста на три части.
Стиль барокко, отличается динамичностью, разнообразием, экспрессией и тяготением к пышности, определяет композиционной доминантой окон кривую линию. Окна зданий этого времени создавались в разной геометрической форме: круга, эллипса и т.д. Барокко характеризуется большими окнами, несколько раз разделенными переплетами разной толщины и конструкции. Этому периоду характерны распашные (штульповые) оконные конструкции и двойное остекление.
Именно в XVII веке во Франции появляется новая технология изготовления плоского стекла. Производство стекла большой прозрачности и размеров существенно расширило сферу их применения. Например, в Зале зеркал Версальского дворца установлены окна больших размеров, получившие название "французский балкон".
Монументальность, строгость и простота стали отличительной чертой классицизма начала XIX века. В планировке зданий наблюдается правильность форм и симметричность, окна этого периода более близкие к современному виду. Они имеют две пары переплетов и классическую прямоугольную форму.
XIX век ознаменовался появлением в архитектуре модерна, эклектики и функционализма, вобрал в себя отголоски всех стилей, мастерски комбинируя их при создании новых оконных форм.
В XX веке у окон в верхних фрамугах появляются дополнительные перекладины в сочетании с закругленным или прямым импостом. С 1920 г. архитектура сначала общественных, а позднее жилых зданий, стала приобретать направление, называемое "новое строительство" - несимметричные окна с маленькой и большой створками. Любой другой элемент оконного членения исключался.
Однако в последние годы производство окон приобретает тенденцию выходить из эстетических качеств. Кроме древесины, которая является традиционным материалом для изготовления окна, широкое распространение получили такие материалы как алюминий, ПВХ и специальные компаунды, которые способны имитировать формы и профили различных стилей.
Сегодня города Европы изобилуют разнообразными архитектурными комплексами - жилыми, общественными и коммерческого назначения. Именно они определяют современные строительные тенденции и способствуют условному разделению городов на новые и старые кварталы. Если посмотреть на современные строительные проекты - то они в основном лишены окон в традиционном понимании, поскольку представляют собой сплошную массу стекла и металла. Получается, что современное здание, несмотря на свои размеры, и является одним большим окном.