Провал климатической конференции ООН
Конференция ООН в Копенгагене стала крупнейшим за последнее время
форумом, посвященным проблемам изменения климата. До последнего
момента специалисты предрекали саммиту провал, однако, участникам
конференции удалось подготовить проект необязывающей декларации,
а обсуждение соглашения продолжится в Бонне.
Трудности достижения согласия на климатической конференции ООН в
Копенгагене журнал «Окна.Двери. Витражи» освещал в прошлом номере
(см. №5-2009, стр. 41–42). Издания различных стран сходятся во мнении,
что саммит не удался, а решения, принятые его участниками, носят
половинчатый характер.
Заголовки статей ведущих мировых изданий на эту тему весьма красноречивы.
Британская Guardian так резюмирует противостояние двухнедельных
переговоров, которые смягчились только с приездом мировых лидеров:
«Спешные попытки спасти лицо на переговорах по изменению климата».
Мнение авторитетной Financial Times: «Конференция по климату завершается
разногласиями». Американская Washington Post: «Соглашения по климату
не решают ключевых задач».
Ей вторит Los Angeles Times: «Решение по климату приветствуют и
осмеивают».
Итальянская La Stampa называет принятое решение — «половинчатым»,
а Corriere de la Sera — «небольшим». Такое же мнение и у немецкой
Rheinische Post, вышедшей с заголовком «Маленький компромисс по
климату», и у французской Le Figaro.
Идание Liberation склонно к драматизму «Боль Копенгагена», еще более
— датская Jullands Posten: «Мир в заложниках во время борьбы за
власть», — имея в виду противостояние США и Китая, которое в результате
закончилось чем-то и ничем одновременно. Но китайская China Daily
вышла с патриотично-коммунистическим заголовком: «Китайский премьер
вносит вклад в борьбу за климат».
Политическая декларация, принятая на конференции ООН по климату
в Копенгагене вместо соглашения, юридически обязывающего страны-участницы,
уже под угрозой срыва. Из соглашения вышел Китай.
Выход Китая из политической декларации по климату создает угрозу
для дальнейших переговоров о соглашении, которое должно прийти на
смену Киотскому протоколу. «Это очень плохо, потому что это соглашение
предусматривает, что в течение 2010 года все страны, которые его
подписали, заключат новый договор. Если процесс пойдет дальше именно
таким образом, это значит, что Киотский протокол к 2012 году закончится,
и на смену ему ничего не придет», — добавил Игорь Честин, директор
WWF России.
В дополнительное время сверх намеченных дат проведения форума участники
климатического саммита в Копенгагене согласились «принять к сведению»
договоренности, достигнутые в в последний вечер «планового» дня
саммита между президентом США Бараком Обамой и лидерами ведущих
развивающихся стран.
США, Китай, Бразилия, Индия и Южная Африка сумели договориться по
ряду вопросов, в том числе по поводу ограничения роста среднемировой
температуры на величину в 2°С.
Между тем некоторые развивающиеся страны выступили против компромиссного
соглашения. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что результат
климатической конференции в Копенгагене не оправдал многих надежд.
Все же, подводя итоги двухнедельной работы копенгагенского саммита,
генеральный секретарь ООН определил их как «важное начало», передает
«Интерфакс».
Политическая декларация, согласованная в Копенгагене, не имеет юридической
силы. Это наименьший общий знаменатель намерений, пожеланий и уступок
192 очень разных стран.
Минимально возможные условия соглашения определили в последний момент
США и Китай. «Мы достигли существенного и беспрецедентного соглашения,
но недостаточного», — заявил президент США Барак Обама, покидая
Копенгаген.
Президент РФ Дмитрий Медведев оценил итоги конференции ООН по климату
в Копенгагене как «достаточно скромные». Сама же Россия, находясь
на 4 месте в мире по количеству выбросов после США, Китая и ЕС,
пообещала снизить выбросы СО2 всего лишь на 25% к 2050 году, начиная
с уровня 1990 г., что означает фактический рост выбросов парниковых
газов по сравнению с нынешним уровнем более чем вдвое.
Россия на саммите рассматривалась двояко — как страна, входящая
в G8, и, одновременно, как страна с развивающейся экономикой, т.е.
в группе 77 стран, к которой причислена Украина, причем интересы
которых отстаивает Китай.
Украине удалось отстоять сравнительно худшую для себя позицию, пообещав
снижение на 30% до 2050 г. Такая «антиэкологическая» позиция объясняется
огромным падением экономик постсоветских стран после развала СССР.
Участникам встречи в Копенгагене еще предстоит принять решения о
графике и формате дальнейшей работы по достижению соглашения о мерах
по борьбе с изменением климата. Канцлер ФРГ Ангела Меркель предложила
провести следующую климатическую конференцию в Бонне через 6 месяцев.
Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил: «Это
соглашение лучше, чем никакого соглашения, но оно значительно ниже
наших амбиций. Это даже не соглашение о необходимости юридически
обязывающего соглашения, что нас разочаровывает».
По словам Баррозу, ЕС был лидером конференции, предлагая наивысшую
планку, но исход определили те, которые предложили минимальное соглашение.
По материалам иностранных СМИ
|
Анализ энергосбережения в Украине
«На сегодня для Украины остаются актуальными практически все основные
угрозы энергетической безопасности, идентифицированные еще в 2005
году: недопустимо высокая энергоемкость отраслей экономики и социальной
сферы; чрезмерная зависимость от страны — монопольного поставщика
природного газа, нефти и ядерного топлива; нерациональная структура
топливно-энергетических балансов Украины». Соответствующий доклад
обнародовал секретариат президента Украины.
«Украина потребляет в год около 200 млн. т условного топлива. По
подсчетам специалистов, ежегодно технически доступный потенциал
возобновляемых источников энергии составляет не менее 79 млн. т
условного топлива, или более трети от потребления.
К сожалению, имеющийся потенциал почти не задействуется. Использование
альтернативной энергии не превышает 1% от объема потребления энергоносителей
в Украине.
Ситуация неизменна, начиная с 1990 года. Ее улучшения сегодня сложно
ожидать, поскольку в бюджете на 2009 год на государственную поддержку
мер по энергосбережению через механизм удешевления кредитов предусмотрено
только 20 млн. грн., что составляет 11% от потребности; по другим
программам финансирование вообще не предусмотрено. Из заложенных
в бюджете средств за 8 месяцев текущего года не профинансировано
ни копейки», — говорится в докладе.
«Хотя в начале 2009 года правительством был принят ряд решений,
надлежащая реализация которых должна была дать новый толчок для
обеспечения рационального использования и экономии топливно-энергетических
ресурсов, использования альтернативных источников энергии, однако
эти решения так и остались на бумаге.
В частности, в проекте государственного бюджета Украины на 2010
год, внесенном на рассмотрение ВР Украины, расходы на поддержку
проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности «распылены»
по разным распорядителям средств.
Вместе с тем на осуществление мер по энергоэффективности для Национального
агентства Украины по вопросам обеспечения эффективного использования
энергетических ресурсов, которое отвечает за проведение единой государственной
политики в сфере использования энергетических ресурсов и энергосбережения,
заложен ресурс в объеме 31,7 млн. грн., что составляет менее 1%
от минимальной потребности», — отмечают в секретариате Президента.
«Как в 2009-м, так и в 2010 году не предусматривается финансирование
государственной программы использования тепловой энергии солнца
и геотермальной энергетики (реализация программы позволит ежегодно
заместить около 4,2 млн. м3 природного газа), государственной программы
«Внедрение когенерационных технологий» (реализация программы позволит
уменьшить использование природного газа на 1,0 млрд. м3/год), государственной
программы установления тепловых насосов (реализация которой позволит
ежегодно уменьшить потребление энергоресурсов: природного газа —
698,9 тыс. т у.т., угля — 4,725 тыс. т у.т. и мазута — 0,870 тыс.
т у.т.), государственной программы добычи и использования газа метана
из угольных месторождений как альтернативного энергоресурса, государственной
программы уменьшения потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями,
государственной программы производства и использования биотоплива»,
— резюмируется в докладе.
По материалам ИА REGNUM
|
Кабмин намерен ввести в учебный процесс дисциплину
«Энергоэффективность»
Кабинет Министров намерен ввести в учебный процесс общеобразовательных
учебных заведений дисциплину «Энергоэффективность» до конца 2011
года. Об этом говорится в распоряжении № 1425 от 25 ноября.
Этим распоряжением правительство утвердило план мероприятий, направленных
на формирование в обществе сознательного отношения к необходимости
повышения энергоэффективности на 2010-2011 года, в котором предусмотрено
соответствующее поручение Министерству образования и науки и Национальной
академии наук.
Документ также предусматривает проведение рекламной кампании по
эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов, питьевой
воды и альтернативных источников энергии, информационной кампании
в СМИ, ежегодное проведение национальной выставки «Энергоэффективность»,
проведение на общегосударственном уровне недели энергоэффективности,
конкурс внедрения проектов «ТОП-100.Энергоэффективность», открытие
«горячей линии» по энергоэффективности на телевидении и радио.
Как сообщало агентство, Украина намерена внедрить 50 проектов в
рамках инициативы ЕС в сфере энергоэффективности и охраны окружающей
среды в Восточной Европе.
Кабинет Министров в проекте государственного бюджета на 2010 год
предложил Верховной Раде создать специальный фонд энергоэффективности
и энергосбережения..
|
В России принят закон об энергосбережении и о повышении
энергоэффективности
Госдума РФ на пленарном заседании 11 ноября приняла в 3 чтении
закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Закон направлен на создание правовых, экономических и организационных
основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической
эффективности.
Закон предусматривает:
введение обязательного информирования потребителей об энергоэффективности,
включая сведения о классе энергоэффективности приобретаемых ими
бытовых энергетических устройств в соответствующей маркировке на
этикетке товара;
оснащение многоквартирных домов, зданий, строений, сооружений,
как существующих, так и вводимых в эксплуатацию после строительства,
реконструкции и капитального ремонта, приборами учета энергоресурсов
(с установлением сроков их введения, исполнителей и ответственности);
введение требований по энергоэффективности новых зданий, строений,
сооружений с запретом на ввод их в эксплуатацию без соответствия
установленным требованиям;
введение классов энергоэффективности зданий с обязательным информированием
о классе энергоэффективности, например, на фасаде многоквартирного
дома;
создание системы государственного информационного обеспечения
в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
распространение социальной рекламы, пропагандирующей правильное
потребление энергоресурсов;
возможность установления запретов или ограничений оборота на
территории России товаров с высокой энергоемкостью при условии введения
в оборот более энергоэффективных аналогов в количестве, удовлетворяющем
потребительский спрос.
По материалам prime-tass.ru
|