Антимонопольный комитет разрешил ООО «Евроглас Украина» (Киев), дочерней структуре компании Glas Troesch (Швейцария), приобрести днепропетровскую компанию, занимающуюся изготовлением стеклопакетов ООО «Аметиста» (Днепропетровск). Как сообщил АМКУ, Glas Troesch в лице подконтрольной компании ООО «Евроглас Украина» (Киев) имеет право получить более 50% голосов в высшем органе управления «Аметисты». При этом по состоянию на 24 декабря 2007 г. последнее из предприятий на 100% принадлежало Ольге Прокопенко. На сайте днепропетровской компании указано, что основной профиль деятельности «Аметисты» — изготовление и продажа стеклопакетов в Днепропетровске и по всей Украине.
Данная сделка — не первая покупка компании Glas Troesch в
Украине. В «i» писали, что дочерняя компания «Евроглас Украина» крупного
швейцарского стекольного холдинга Troesch миллионера Эрика Треша появилась у
нас в 2006 г. Через год, в декабре 2007 г., представительство получило разрешение
АМКУ на приобретение предприятия «ЛайнВуд», которое занимается производством и
реализацией стеклопакетов (Артемовск, Донецкая обл.) и тогда принадлежало п
редпринимателю Игорю Титаренко. Весной 2008 г. сделка была завершена.
В феврале 2008 г. АМКУ объявил, что разрешил «Евроглас Украина» приобрести
производителя стеклопакетов «Полискло» (Кривой Рог, Днепропетровская обл.),
принадлежащего Леониду Цыпкину и Александру Флешлеру. Но окончательно
договориться с местными бизнесменами Эрику Трешу не удалось, и криворожских
стекольщиков продали немецкому концерну Salamander.
Но на этом Glas Troesch
не остановился. В декабре 2009 г. АМКУ разрешил «Евроглас Украина» (Киев)
приобрести контроль над ООО «Евроглас Украина» (с. Софиевская Борщаговка,
Киевская обл.) и ООО «Евроглас-Центр» (Киев). Эти две компании принадлежали
экс-акционерам магазинов электроники «Фокстрот» Александру и Олегу Головиным.
Эксперты назвали «Евроглас-Центр» главным конкурентом компании «Полискло»,
так что тут, после неудачных переговоров, амбиции швейцарского миллионера были
удовлетворены.
Напомним, «Евроглас-Центр» объединяет 10 заводов с суммарным
возможным производством около 10 млн. м2 стеклопакетов в Киеве, Харькове, Львове,
Симферополе, Одессе и Донецке.
Теперь швейцарцы добавили в свой портфель
компанию из другого региона, которая изготавливает и продает стеклопакеты,
работая с 2001 г. Так что Glas Troesch продолжает увеличивать свое присутствие
на украинском рынке окон.
Очередная новость, датированная октябрем 2010 г.: Glas Troesch
в лице EuroGlass планирует построить в Харьковской области завод стоимостью €185 миллионов.
Пока ведутся переговоры с потенциальным инвестором, а также подбирается площадка
под будущее строительство.
«Мы создали рабочую группу, и это сейчас для меня
лично приоритетный проект. Один из заместителей начальника Главного управления
внешнеэкономических связей отвечает за этот проект и не занимается больше ничем.
Мы этого инвестора проведем за руку по всем коридорам разрешительных систем,
я думаю, что в течение 6 ближайших месяцев мы уточним для него все вопросы,–
сообщил заместитель председателя ХОГА Юрий Сапронов. — Сегодня мы подбираем
площадку и пытаемся выполнить достаточно сложные технические условия, которые
необходимы для реализации этого проекта. У нас есть уже сейчас на выбор три
площадки в трех районах: Изюмском, Валковском и Красноградском. Дело в том, что
имеются достаточно серьезные требования по электроэнергии — речь идет о десятках
мегаватт. Также необходим газ высокого давления, должны быть выполнены достаточно
серьезные технические условия по максимальной близости железнодорожного тупика
и ветки». Вот такие чиновничьи откровения и личные заботы.
Время, выбранное швейцарцами для покупки компании, весьма
удачное. До кризиса рынок стеклопакетов рос на 30–40% каждый год, что было связано
не столько с постоянно возрастающими объемами строительных работ, но и с тем, что
украинцы меняли старые окна советского образца. К концу 2008 г., по оценкам игроков,
доля металлопластиковых окон на рынке выросла до 65–70%.
Однако с начала кризиса
показатели резко упали. Объемы строительства снизились на 50%, а большая часть
новостроек, которые подошли к этапу остекления, были заморожены. При этом доходы
граждан, которые еще не успели поменять старые окна на новые, также сильно
уменьшились. Так что, по оценкам игроков рынка, продажи стеклопакетов упали как
минимум на 30–40% с начала кризиса.
О снижении рынка говорит и то, что спрос на
флоат-стекло, главный материал для производства стеклопакетов, до начала этой
осени резко уменьшился. Это видно и по финпоказателям лидеров отрасли. Так, 2009 г.
Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» закончил с убытком 142,044 млн. грн., что
более чем в 1,5 раза больше, чем в 2008 г. При этом конкуренты из соседних стран
активно импортируют этот материал, демпингуя по цене. В минувшем году в ноябре
межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) сообщила, что Украина
ввела антидемпинговую пошлину в размере 31,25% на импорт листового термически
полированного флоат-стекла, которая затем неоднократно продлевалась, пока
антидемпинговое расследование все затягивалось и затягивалось. Тем не менее,
вместе с поставками из других стран, в том числе из России, Беларуси и Польши,
сейчас общий объем импорта флоат-стекла в Украину составляет в год около $50 млн.
Параллельно некоторые компании заморозили свои планы по строительству заводов.
Так, ФПГ «Альтком» (Донецк) отсрочила строительство стекольного производства в
Донецкой области. «Стеклозавод отложили. До 2014 г. мы его не начнем строить.
Что будет в перспективе, неизвестно, как неизвестно, будет ли эта перспектива»,—
заявил недавно заместитель генерального директора компании Михаил Ковалев.
«і» писали, что о планах построить за три-пять лет завод для производства
флоат-стекла в с. Вертиевка (Черниговская обл.) и конкурировать с «Пролетарием»
заявило недавно ООО «Гостомель Авто Логистик Сервис», принадлежащее президенту
Ассоциации предприятий стекольной промышленности «Стекло Украины» Дмитрию Олейнику
(34%), совладельцу компании Nemiroff Якову Грибову (33%) и Игорю Червоненко.
Однако компания только начала процесс изменения целевого назначения арендуемого
участка площадью в 55 га под промпроизводство и ищет финансирование в размере
$278 млн., что сейчас весьма нелегко.
Так что швейцарский стекольный магнат
пошел по пути наименьшего сопротивления, скупая предприятия, которые могут в
нынешних условиях рынка переживать не лучшие времена. По информации «i»,
компания Эрика Треша ведет переговоры еще с несколькими представителями
оконно-стекольного рынка, которые из-за нынешней экономической обстановки
находятся в непростом финансовом положении.
По материалам: steklosouz.ru