Нарушения и ошибки при лицензировании и сертификации

 6 606
На сегодняшний день рынок строительства в Украине развивается неслыханными темпами. Вшироком ассортименте предлагаются различные виды строительных и монтажных работ. Как уже не раз отмечалось, данный вид деятельности подлежит лицензированию. А какова мера ответственности лиц и организаций, не получивших лицензию на свою деятельность?
Ю. П. Снитко
Адвокатская компания "Жариков и Синиченко", тел.: (044) 495-1514

Закон Украины "О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 года N 1775-III (далее Закон о лицензировании) определяет виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, порядок получения лицензии, государственный контроль в сфере лицензирования, а также ответственность субъектов предпринимательской деятельности и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования. П. 30 ст. 9 Закона о лицензировании определяет строительную деятельность как такую, которая подлежит лицензированию.

Вопросы, связанные с лицензированием строительной деятельности в Украине, были рассмотрены нами в Бизнесвыпуске (январь 2003 года). В журнале был приведен перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, проанализирована процедура получения лицензии и указаны документы, необходимые для получения лицензии, а также опубликован список органов по лицензированию.

Однако, некоторые субъекты предпринимательской деятельности убеждены, что работы можно проводить и без получения лицензии. Это большое заблуждение, которое может привести к печальным последствиям. Так, ст. 49 Гражданского кодекса Украины предусматривает: если сделка совершена с целью, заведомо противной интересам государства и общества, то при наличии умысла у обеих сторон -- в случае выполнения соглашения обеими сторонами -- в доход государства взыскивается все, полученное ими по сделке. В случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход государства все, полученное ею, и все, причитающееся с нее первой стороне, в возмещение полученного.

Перечень видов работ, охватываемый строительной лицензией, указан в Лицензионных условиях в Перечне видов работ, утверждённых приказом Госпредпринимательства и Госстроем Украины 13.09.2001 года N 112/182. Пункт 3.01.14 Перечня видов работ определяет монтаж металлопластиковых, полимерных, комбинированных, пневматических и других видов окон, дверей и т.д. как работы, на которые должна быть получена лицензия.

Если умысел имеет место лишь у одной из сторон, все полученное ею по сделке, должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней (либо причитающееся ей в возмещение исполненного) взыскивается в доход государства. Осуществление хозяйственной деятельности без лицензии в данном случае относится к соглашениям, содеянным с целью, которая есть противной государству и обществу.

Частные предприниматели и служебные лица юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность без лицензии, если ее получение предусмотрено действующим законодательством, несут также уголовную ответственность по ст. 202 Уголовного кодекса Украины, если в результате осуществления лицензионной деятельности получен доход в крупных размерах. Вданномслучаетакаядеятельность наказывается штрафом от 100 до 250 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на этот же срок. Получение дохода в крупном размере имеет место, если его сумма в тысячу раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан.
Осуществление хозяйственной деятельности с использованием:

  • лицензий, действие которых аннулировано или срок которых истёк;
  • лицензий, незаконно полученных у других субъектов хозяйственной деятельности;
  • лицензий на другой вид деятельности;
  • а также во время обжалования в суде решения об аннулировании лицензии, которое вступило в силу, наказывается этой же статьей Уголовного кодекса Украины.

Если субъект предпринимательской деятельности занимается не только монтажом окон, дверей, витражей, но и их изготовлением, то данная продукция должна быть сертифицирована.

После проведения сертификации в случае позитивного решения заявителю выдаётся сертификат на право маркировать продукцию специальнымзнакомсоответствия. Форма, размеры и технические требования к знаку соответствия определяются государственным стандартом. В случае выпуска данной продукции изготовителем без сертификата соответствия должностные лица предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности подлежат административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 3 до 88 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 170-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях). В соответствии со ст. 227 Уголовного кодекса Украины выпуск на товарный рынок или другая реализация потребителю недоброкачественной продукции, то есть такой, которая не соответствует установленным стандартам, нормам, правилам и техническим условиям или неукомплектованной продукции и товаров, если такие действия совершены в крупных размерах, -- карается штрафом от 100 до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет. Крупный размер в данном случае - сумма, которая превышает триста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Подпункт 5 п.1 Ст. 8 Декрета Кабинета Министров Украины от 08.04.93 г. 30-93 "О государственном надзоре за соблюдением стандартов,норм, прав или ответственности за их нарушение" с изменениями устанавливает: за реализацию продукции, которая полежит, но не прошла обязательную стандартизацию, или за реализацию продукции, которая подлежит другой процедуре с подтверждением её соответствия, но в отношении которой нет документа о соответствии, а также в случае применения относительно такой продукции национального знака соответствия, предприниматель оплачивает штраф в размере 25 % стоимости реализованной продукции. Оплата штрафа при этом не освобождает предпринимателя от обязанности возмещения убытков потребителям продукции, которые возникли в результате нарушения стандартов,нормиправил, невыполненияусловийдоговора на поставку продукции.

Вопрос сертификации продукции и услуг в Украине связан в первую очередь с проблемой их качества. Декрет Кабинета Министров Украины "О стандартизации и сертификации" от 10.05. 1993 года N 46-93 с изменениями определяет виды и порядок проведения сертификации, органы, которые её проводят. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утверждён приказом Госстандарта от 30.08.02 года N 498 "О утверждении Перечня продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине". Данный перечень состоит из 39 разделов, в которых сгруппированы продукция и услуги, подлежащие обязательной сертификации в Украине. Раздел 31 "Строительные материалы, изделия и конструкции" определяет изготовление окон и дверей как подлежащее обязательной сертификации (п. 31.30).

Таким образом, подводя итоги, хочется посоветовать всем субъектам предпринимательской деятельности заниматься своим бизнесом в соответствии с действующим законодательством Украины.

Данный материал открывает новую рубрику в нашем журнале: "Вопрос специалисту". Теперь на страницах издания Вы можете получить ответ на интересующие Вас вопросы, касающиеся законодательства Украины в сфере строительства, новых тенденций рынка, технологий и актуальных проблем отрасли. Ваши вопросы Вы можете присылать по электронной почте: E-mail: bau@ipnet.kiev.ua Ждем Ваших писем!

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее