Становление бизнеса Бизнес — это творческая |
|
Как давно компания “Паритет” работает на украинском рынке?
С. К.: Время основания компании — 1999 год. До этого с 1997 года
лично я, будучи частным предпринимателем, работал на принципах так называемого
дилерства, покупая продукцию у разных производителей.
В то время — 97-99 годы — крупных производителей было три — “Викнопласт”,
“Энран”, “Нагель-Фенстер”, а также одесский “Паритет”.
Вы начинали бизнес, как говорится, “с нуля”, или был какой-то стартовый
опыт работы?
С. К.: В 1997 году я закончил институт. Прежде чем приступить к
продаже изделий из металлопластика (а в дальнейшем — к их производству),
я приобрел опыт как менеджер по реализации продуктов питания (бакалеи).
Как проходило становление нового дела?
С. К.: Наш рост, в принципе, ничем не отличался от роста классического
предприятия. Мы прошли фазу пионерского развития, когда практически интуитивно
управляли бизнесом, активно инвестировали деньги в рекламу, тем самым
постепенно нарабатывая имидж.
В самом начале, как и многие другие, мы формировали команду из друзей
или родственников, а со стороны приглашали специалистов только по мере
возникновения нового конкретного вида деятельности. Вплоть до 2003 года
объем продаж ежегодно увеличивался на 25%, постоянно наращивались обороты.
Мы делали то же, что и наши конкуренты, будучи, возможно, более молодыми
и, соответственно, более агрессивными (читай: энергичными и предприимчивыми.
— Ред.) руководителями, и не столько тщательно просчитывали бизнес-доход
с той или иной услуги, сколько действовали интуитивно.
Компания “Паритет” основана в 1999 году. Сфера
деятельности — производство и продажа светопрозрачных, ограждающих
и защитных конструкций (металлопластиковые и алюминиевые системы,
защитные роллеты, аксессуары. Компания выполняет подбор оптимальных систем, производит и монтирует конструкции разной степени сложности, а также осуществляет сервисное обслуживание. На сегодняшний день “Паритет” — одна из ведущих в Украине производственных компаний, специализирующихся на остеклении |
Если говорить об интуиции, успешный бизнес — это наука или, скорее,
творчество плюс интуиция?
С. К.: Все же творчество и интуиция хороши, когда речь идет о стратегии
личного развития, но если говорить о построении бизнеса, то, конечно,
управление — это специфического рода научная деятельность. Существует
масса школ, которые учат профессии, науке менеджмента, и пренебрегать
этими знаниями, накопленными опытными людьми, опрометчиво. Года через
три после организации компании “Паритет” я как управленец и моя команда
топ-менеджеров четко это осознали, и с этого момента мы целенаправленно
стали инвестировать средства в обучение, постепенно переходя из пионерской
стадии развития в организационную.
Компания “Паритет” вышла на рынок, уже освоенный многими игроками. Как
Вы сумели уверенно занять свою нишу, хотя еще ни опыт, ни имидж не работали
на Вас?
С. К.: В принципе, мы находились в паритетных условиях. Западный бизнес,
придя в 1999 году на наш рынок со своими капиталами, столкнулся с серьезными
сложностями, обусловленными непониманием нашей ментальности и невозможностью
применить свои знания на такой незнакомой для них почве. В свою очередь
у нас с этим проблем не было, но, повторюсь, мы имели сложности с наукой
управления, с развитием брэнда, а также с недостаточностью финансов. Это
ставило нас в неравное положение. В настоящее время западные инвесторы
стали лучше понимать нас, а мы стали более “подкованными” в области теории
бизнеса и управления. Так что равновесие не нарушилось.
Александр Круглов, к услугам которого мы уже прибегали, очень точно определил понятие интуиции: “Это знание, к которому нельзя найти метода”. В противоположность науке, которая и есть метод. Отсутствие метода или его научное применение — опыт руководителя компании “Паритет” в любом случае оказался плодотворным! — Ред. |
В вашем ответе прозвучало слово “паритет”. Это намеренное подчеркивание
соответствия названия Вашей компании с ее принципом работы?
С. К.: Паритет — это равноправие сторон. С моей точки зрения, именно
на этом принципе должны строиться любые отношения, вне зависимости от
того, отношения ли это с сотрудниками или с рынком. Равноправие сторон
позволяет найти точку сотрудничества, на основании чего лучше всего организовывать
любое дело.
Равноправие — это замечательно. А как же тогда успешно конкурировать
на таком насыщенном рынке, как оконный?
С. К.: От того, насколько продумана кампания по формированию и
продвижению брэнда, по организации PR-деятельности, по мониторингу рынка,
зависит львиная доля успеха компании. А для того чтобы не потерять наработанный
авторитет, нужно делать эту работу лучше — с каждым днем.
А что для вас означает конкуренция?
С. К.: Конкуренция — это необходимое условие развития любой среды.
Отсутствие конкуренции пагубно сказывается на всех процессах, в том числе
и на результатах управленцев. И я только рад, что мы работаем в конкурентной
среде.
|
Торгово-гостиничный комплекс “Лыбидь-плаза” г. Хмельницкий |
По нашему обыкновению, приведем мнение мэтра мировой мудрости, наилучшим образом иллюстрирующее эту часть нашей беседы. Некий Дэвид Сарнофф, американский бизнесмен, родившийся в XIX и преуспевший в XX веке, писал: “Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей”. Оставим данное наблюдение без комментария...
Кадры решают все
Искусство управления состоит
в том, чтобы не позволять людям
состариться в своей должности
Наполеон I
Как Вы оцениваете роль человеческого фактора в развитии компании?
С. К.: 26 декабря мы отмечали Новый год в коллективе, и на вопрос,
что вы считаете самым большим достижением 2004-го, я ответил, что это
приглашение на работу тех специалистов, которые пришли к нам в этом году.
Полагаю, что это и есть ответ на Ваш вопрос.
А что важнее для специалиста: профессионализм или его личные качества?
С. К.: А профессионализм — это и есть знание психологии, коммуникабельность,
умение найти общий язык с клиентом и т.д. Невозможно отделить одно от
другого.
На каких принципах должна быть основана система мотивации персонала
в компании?
С. К.: Хотелось бы сослаться на слова нашего Директора по управлению
персоналом — Евгения Дзюменко: “Сотрудники ожидают, что их вклад в бизнес
будет адекватно, своевременно и справедливо оценен. Плюс дана возможность
достижения личных профессиональных целей. Компании нужна максимальная
отдача при разумных затратах. Поэтому мы предлагаем персоналу и компенсационный
пакет, удовлетворяющий сотрудника и не разорительный для компании, и социальный
пакет, в который входят как предусмотренные КЗоТом льготы, так и дополнительные
за счет компании. И главный принцип создания системы льгот и компенсаций
— компенсационный пакет должен стимулировать сотрудников для достижения
общих целей компании”.
“Человек, который знает “как”, всегда найдет работу, а человек, который знает “почему”, будет его начальником”. Это мнение американской бизнес-вумен и публицистки Дайаны Рейвич. А Вы как считаете?.. |
В начале интервью мы говорили об обучении...
С. К.: Если говорить о внутренних статьях затрат в нашей компании,
то статья, посвященная обучению персонала, приоритетна. За функционирование
системы обучения и развития персонала отвечает HR-служба. В ее обязанности
входит изучение потребности в обучении, расстановка приоритетов в обучении
конкретных категорий персонала, составление плана развития отделов. А
также выбор провайдеров обучения, организация и собственно проведение
обучения и оценка его эффективности. Вся деятельность по обучению и развитию
персонала осуществляется в пределах утвержденного бюджета HR-службы и
согласно внутренней политике по обучению. Такая постановка работы по обучению
и развитию уже показала свою результативность.
В дальнейшем для более комплексного подхода планируется создать план развития
всего персонала, а не отдельных категорий.
Несомненно, вклад в развитие обучения сотрудников компании и разработку
системы мотивации был внесен лично Евгением Дзюменко и HR-службой нашей
компании.
Как рождается новая идея в управленческой или брэнд-менеджерской стратегии
компании?
С. К.: Помимо обучения, существует еще одна приоритетная область
в политике нашей компании — это поиск новых решений, основанный на опыте
моих коллег, друзей, а также компаний, представляющих другие отрасли бизнеса.
Управление — универсальная деятельность. То есть, основываясь на собственном
опыте, я могу сказать, что практически все равно, в каком виде деятельности,
с каким продуктом и с каким количеством персонала ты работаешь. Любой
бизнес основан на четырех основных функциях менеджмента — это организация,
планирование, мотивация, контроль.
Блиц
Любитель живет надеждами;
профессионал работает
Гарсон Кейнин
(американский писатель)
Как вы оцениваете перспективы украинского рынка окон?
С. К.: Европейская практика показывает, что в развитых странах
сегодня успешно работают порядка 4-6 заводов-производителей. Я думаю,
что это ожидает и нас. Только мы не будем проходить долгие 20 лет, пережитые
Европой, — к нам это придет лет через семь. Уже сегодня к нам обращаются
представители более мелких фирм с предложением купить у них оборудование,
так как они решили заниматься другим, более прибыльным бизнесом.
Вы рассчитываете, что компания “Паритет” останется в числе этих пяти
компаний?
С. К.: Если бы я думал по-другому, я бы не занимался этим бизнесом.
На рынок Украины активно идут игроки с Востока. Как Вы планируете
бороться с их попытками демпинговать?
С. К.: Анализировать статьи затрат.
То есть снижать себестоимость?
С.К.: Если это не противоречит основной цели — делать качественную
продукцию, то да.
Есть ли основания предполагать, что окна подешевеют?
С. К.: Несколько последних лет наблюдалось постоянное снижение
цены окон на 6-7%, но на этом резкий спад закончился. Нижний предел цены
все равно не упадет ниже себестоимости плюс 5-10% прибыли.
|
Салон “Посольство красоты” г. Киев |
Сергей Кафтя: Управление — универсальная деятельность. Все равно, в каком виде деятельности, с каким продуктом и с каким количеством персонала ты работаешь. Любой бизнес основан на четырех основных функциях менеджмента — это организация, планирование, мотивация, контроль
Самые актуальные тенденции на оконном рынке нашей страны?
С. К.: Увеличился % заказов крупногабаритного стекла. Эксклюзивная
продукция пользуется все большим спросом, что связано и с падением цены
на эти изделия, и с увеличением платежеспособности покупателей.
Изменился ли за эти годы образ типичного покупателя?
С. К.: Ранее один из десяти покупателей спрашивал о наличии сертификатов
и лицензий на продукцию, производство, сырье, стекло и т.д. Сейчас девять
из десяти первым делом задают этот вопрос. То есть осведомленность покупателей
явно стала лучшей.
Как могут повлиять на успех компании выгодные знакомства?
С. К.: Я думаю, что после событий 26 декабря значение этого фактора
будет минимальным. Конечно, изменения в ментальности нельзя ощутить на
протяжении 2-3 дней. Но я надеюсь, что уже в течение года определенные
перемены ощутим мы все.
Чем запомнился Вам уходящий год, и каковы ближайшие планы компании
“Паритет”?
С. К.: 2004 был сложным годом, полным значимых преобразований,
показательных маркетинговых исследований, внедрения бюджетирования и многого
другого.
Ближайшие же планы — 15 января 2005 года состоится открытие нашего завода
в городе Вишневом.