О качестве окон и себестоимости готовой продукции

 1 315
2009 год для оконной отрасли Украины был очень сложным. Многолетний рост рынка, который можно было наблюдать последнее десятилетие, сменился резким падением, которое по разным оценкам составило от 45% до 50% по сравнению с 2008 годом. Подобные изменения воспринимаются рынком очень болезненно.

Ряд операторов рынка оконно-дверных профильных систем вынужден был свернуть производство и сосредоточится лишь на продажах, либо вообще уйти с рынка.
Оставшимся пришлось существенным образом пересмотреть политику ценообразования и задействовать все резервы оптимизации структуры затрат предприятия и стоимости комплектующих, чтобы адекватно отреагировать на снижение покупательской способности населения Украины и значительное падения курса национальной валюты к евро и доллару, к которым привязаны цены на основные комплектующие для производства окон из ПВХ-профилей.
В таблице ниже приведены дан­ные по стоимости в течении 2009 г. двухстворчатого ПВХ­-окна с одним глухим полем, размерами 1200 Ч 1400 мм из базовой 3-камерной профильной системы глубиной 60 мм, с однокамерным стеклопакетом.
Как можно видеть, на протяжении всего года розничная цена снижалась, но при этом производители старались удержать долю стоимости комплектующих на уровне 60–66% от розничной цены. Если учесть постоянное падение курса гривны, то ситуация выглядит еще более драматично. Если говорить о резервах, которые были задействованы для оптимизации затрат, то можно выделить ряд основных источников:
1. Увеличение доли профильных систем категории RAL-B в портфолио компаний.
2. Применение армирования толщиной менее 1,5 мм, либо применение армирующих профилей из т.н. упрочненной стали.
3. Применение фурнитуры китайского и турецкого производства, а также комбинированных «эко­ном-комплектов» от европейских поставщиков.
4. Вывод производственных мощностей предприятий за территорию больших городов для снижения стоимости производственных помещений и доступа к дешевой рабочей силе.
Мы решили исследовать указанные выше мероприятия с точки зрения их влияния на качество и потребительские свойства готовых изделий, для чего сделали выборку по протоколам испытаний окон на воздухо-влаго-непроницаемость и стойкость к ветровым нагрузкам, проведенные на испытательном стенде HOLTEN, имеющемся в распоряжении учебного центра REHAU. Произведенная выборка показала следующий результат:
1. Наименее рискованным является переход на профильные системы категории RAL-B (при соблюдении необходимых технологических операций и прочих равных условиях), поскольку потребительские свойства такого окна в сравнении с аналогичным окном из системы категории RAL-А отличаются незначительно. Оба окна соответствуют классу А по ДСТУ Б В.2.6-23:2009 «Блоки оконные и дверные»
2. Применение армирования меньшей чем 1,5 мм толщины приводит к заметному снижению воздухо- и влагонепроницаемости окна (порядка 25%), что, однако, обусловлено и низким качеством геометрии армирующего профиля, форма которого значительным образом отличается от рекомендованной разработчиками профильной системы. Применение армирования из «упрочненной стали» показало неожиданный обратный эффект. Показатели такого окна оказались несколько хуже показателей окна-близнеца.
3. Эксперименты с фурнитурой оказались делом достаточно тонким. «Оптимизация» комплекта фурнитуры может привести к значительному падению показателей окна. Однозначная рекомендация в подобных случаях – внедрение новых решений лишь после проведения сравнительных испытаний на готовом окне.
4. Дешевая рабочая сила в городских окрестностях имеет существенный недостаток – низкую квалификацию. Подобные переезды относительно безболезненно удаются лишь предприятиям с поставленной и работоспособной системой менеджмента качества и системой обучения и индоктринации нового персонала.

Таблица 1. Изменение ценовых характеристик однотипного окна за год

Даже незначительные на первый взгляд промахи в технологии изготовления окон могут привести к существенному ухудшению потребительских свойств окна.
Несмотря на сложную ситуацию, в которой оказались операторы рынка им следует помнить о том, что к мероприятиям по оптимизации стоимости готовой продукции следует подходить с холодной головой и четким планом, иначе экономия в одном месте может привести к существенному росту затрат на улаживание проблем с жалобами потребителей на качество изделий и серьезно навредить имиджу предприятия.


Владимир Мудрак, руководитель отдела прикладной техники, компания REHAU.
По материалам доклада на VII Международном конгрессе «ОКНА. ДВЕРИ. ФАСАДНЫЕ СИСТЕМЫ» в рамках IX Международной специализированной выставки «ПРИМУС: ОКНА. ДВЕРИ. ПРОФИЛИ 2010», Киев, 26 января 2010 г.

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее