Слухи о преждевременной кончине строительного, и, в частности, оконного рынка немного преувеличены.
По данным Государственного комитета статистики Украины, объемы строительного рынка за 2009 г. составили 37886,6 млн. грн., что соответствует 51,8% от уровня 2008 г. В данных Госкомстата учтены крупные и средние компании с большими оборотами, т.е. эти данные касаются в основном многоэтажного жилья и строительства крупных объектов. Эти цифры не согласуются с бытующим мнением, что «все стройки стоят».
Частное же строительство уменьшилось в значительно меньшей степени, о чем свидетельствует переориентация работы всех строительных секторов на работу с частными клиентами, даже, например, бетонных заводов.
Объемы же ремонтных работ, судя по продажам отделочных материалов, сравнимы с объемами 2008 г.
Рис. 1. Сравнение степени снижения объемов
Прежде всего рассмотрим ситуацию с ПВХ-окнами, поскольку они занимают львиную долю рынка.
Аналитики Маркет Репорт сообщают о снижении импорта ПВХ-С в Украину на 31% (77 тыс. т). Потребление же стекла — 32 млн. м2, что на 30,4% меньше 2008 г. По данным Госкомстата импорт листового стекла составил* 17,8 млн. м2.
Учитывая перераспределение долей между импортируемыми ПВХ-профилями и производимыми в Украине профилями в сторону увеличения последних, можно сделать вывод о снижении объемов ПВХ-окон примерно на 35% до уровня 4,9 млн. окон.
Сегмент «дорогих окон», в который в Украине попадают и все качественные деревянные окна, по откликам участников рынка традиционно менее подвержен стрессам, хотя и эта часть ощутила снижение спроса.
На фоне снижения объемов крупного строительства, снижение объемов в оконной области выглядят не так уж плохо (см. рис. 1). Изменение объемов производсва в гривневом эквиваленте отличаются от снижения строительных объемов еще в большей степени из-за ослабления курса гривни.
Рис. 2. Рост украинской интернет-аудитории по данным Bigmir и оконной аудитории в 2009 г
Растущий опережающими темпами интерес потребителей к оконной тематике, в частности, его относительный прирост в Интернете на 18% (см. рис. 2), свидетельствует скорее не о падении спроса, а, наоборот, о возрастании его в будущих периодах.
Учитывая среднее время принятия решения о покупке окон (9 месяцев — https://okna.ua/library/art-dinamika_potrebitelskogo_sprosa_i), которое в изменившихся условиях может еще увеличиться, уместно говорить о благоприятных условиях для постепенного увеличения объемов рынка к концу 2010 г.
Хотя прогнозы участников рынка на 2010 год не слишком оптимистичны, однако на руку оконщикам будет играть необычно холодная зима во всех регионах, что может дополнительно стимулировать спрос.
Андрей Лесьо, OKNA.ua