Образуется он на срезе волокон годичных слоев и сердцевинных лучей. Текстура
зависит прежде всего от характера годичных колец, наличия сердцевинных
лучей и строения волокон. Большое влияние на текстурный рисунок оказывает
красящий пигмент, а также разница в цвете ранней и поздней древесины.
Особенно это заметно на тангенциальном разрезе. Выразительность текстуры
зависит от ширины годичных колец (ярко проявляется у каштана, белой акации,
тополя). Иногда разница в ширине годичных колец сочетается с их своеобразным
волнистым строением.
На поперечном разрезе ствола дерева можно видеть сердцевину, кору и древесину
с годичными слоями.
Чтобы получить более полное представление о строении древесины, рассматривают
три главных разреза ствола — поперечный, радиальный и тангенциальный (рис.
1), на которых видны годичные слои. На поперечном разрезе эти слои имеют
вид концентрических окружностей, на радиальном — продольных полос, на
тангенциальном — извилистых конусообразных линий.
На поперечном разрезе ствола различаются светлые, блестящие, направленные
от сердцевины к коре линии — сердцевинные лучи. У одних пород они ярко
выражены (дуб, бук), у других — чуть заметны (сосна, липа и др.). В мозаичных
работах особенно ценятся породы с ярко выраженными сердцевинными лучами.
На радиальном разрезе сердцевинные лучи имеют вид ленточек разной длины,
на тангенциальном — узких коротких черточек.
Рис. 1.
Основные разрезы ствола дерева:
1 — поперечный;
2 — радиальный;
3 — тангенциальный.
Древесина лесных пород окрашена обычно в светлый цвет. У некоторых из
них (граб, береза, ольха) этот цвет распространяется на всю толщину ствола,
а у дуба, лиственницы, сосны центральная часть темная. Темноокрашенную
часть ствола называют ядром, а светлую — заболонью. Породы с ярко выраженным
ядром являются ядровыми, остальные — заболонными. Ядро образуется за счет
отмирания клеток древесины, отложения дубильных, красящих веществ и смолы
(у хвойных пород). Молодые деревья ядра не имеют. Переход от заболони
к ядру может быть резким или плавным. Это очень важная для древесины характеристика,
так как именно она является решающим фактором при выборе материала для
облицовочных и мозаичных работ.
На поперечном разрезе лиственных пород видны сосуды для подвода питательных
веществ. Эти сосуды бывают в основном в древесине годичных слоев. Если
они образуют сплошные кольца, то породы называют кольцесосудистыми, если
же они равномерно распределены по всей ширине годичного слоя, то породы
носят название рассеяннососудистых. К кольцесосудистым относятся дуб,
ясень, ильм, вяз, карагач и др., к рассеяннососудистым — граб, клен обыкновенный,
береза, грецкий орех, груша, чинара (платан), самшит, липа, ольха, осина
и др. На радиальном и тангенциальном разрезах сосуды имеют вид продольных
бороздок.
|
|
Для художественных изделий из древесины можно использовать как высококачественные заготовки, так и древесину с пороками, в том числе траченную грибками |
Цвет и блеск древесины
Цветовая палитра пород древесины имеет практически все оттенки спектра,
а вариации этих оттенков насчитывают бесчисленное множество тональных
соотношений. У одной породы их может быть несколько десятков.
Цвет древесины — один из признаков, по которым одна порода дерева
отличается от другой. Древесина липы, сосны, березы, клена, осины — светлая,
дуба и ясеня — бурая, грецкого ореха, тика — коричневатая и т. д. Если
сравнить древесину сосны и дуба, то можно сказать, что у сосны она светло-желтая,
у дуба — серо-бурая. Но в том и другом случае цвет древесине придают красящие
и дубильные вещества, находящиеся в ее клетках. Чаще встречаются породы
с теплыми оттенками цветов (охристыми, коричневыми, красно-коричневыми,
желтыми, оранжевыми), реже — с холодными (зелеными, синими, фиолетовыми).
Под влиянием атмосферных условий цвет древесины может изменяться: в пределах
каждого климатического пояса древесине одной породы присущ свой цветовой
оттенок. На окраску древесины влияют также свет и воздух: со временем
текстура древесины темнеет. Так, срубленная ольха через некоторое время
становится красноватой. В определенной мере окраску древесины изменяют
грибные поражения, а также находящиеся в земле минеральные соли, условия
роста дерева (затемнение его от солнца) и т. д. К корню древесина темнее,
а к вершине — светлее. С возрастом у всех деревьев древесина также темнеет.
Все это необходимо учитывать в столярных и особенно мозаичных работах,
где текстура и цвет выступают в качестве изобразительного элемента при
раскрытии сюжета или образа.
Цветовые оттенки различных пород можно классифицировать по основным группам,
где преобладающим будет один цвет древесины:
желтый — береза, ель, липа, осина, граб, клен, пихта, ясень
(беловато-желтый со светлыми оттенками розового и красного), барбарис
(лимонно-желтый), шелковица (золотисто-желтый), боярышник, карельская
береза, черемуха (красновато-буровато-желтый), айлант (розовато-желтый);
бурый — кедр, тополь, ядро вяза (светло-бурый), бук, лиственница,
ольха, груша, слива (красновато-розовато-бурый), каштан, рябина (коричнево-бурый),
акация (желто-бурый), анатолийский орех (зеленовато-бурый);
коричневый — черешня (желтовато-коричневый), яблоня (желтовато-розовато-светло-коричневый),
абрикос, грецкий орех (светло(темно)-коричневый);
красный — тис, красное дерево;
розовый — лавровишня (желтовато-розовый), чинара (темно-розовый);
оранжевый — крушина;
фиолетовый — сирень, бирючина (ядро);
черный — мореный дуб, эбеновое дерево;
зеленоватый — хурма, фисташка.
Блеск древесины — это ее свойство отражать световой поток. У различных
пород блеск неодинаковый; это свойство особенно характерно для бука, клена,
чинары, белой акации. Матовый (сатиновый) блеск имеют тополь, липа, осина,
тик; шелковистый — ива, вяз, ясень, черемуха; золотистый — черешня; серебристый
— сибирский кедр; муаровый — береза, серый клен, лавровишня.
Блеск древесины зависит не только от наличия и размеров сердцевинных лучей,
но и от характера их размещения по разрезам: чем крупнее сердцевинные
лучи (например, у дуба) и чем плотнее древесина, т. е. чем кучнее расположены
сердцевинные лучи (например, у клена), тем значительнее будет блеск древесины.
Распределение блеска по поверхности неодинаково и зависит от вида разреза:
в радиальной плоскости он сильнее, в поперечной — слабее.
Светотеневые переливы у одних пород хорошо заметны только на продольном
разрезе ствола, у других — на всех разрезах. Они существенно влияют на
декоративные качества древесины, усиливая или ослабляя ее выразительное
звучание, поэтому блеск древесины учитывают при составлении мозаичных
наборов.
Рассмотрим отличительные особенности и применение древесных пород.
|
|
Хвойные породы
Сосна — наиболее распространенное дерево хвойной породы. Цвет ее
древесины может быть бурым, красноватым, желтоватым и почти белым с легкими
разводами красноты. Лучший материал получают из тех деревьев, которые
растут на возвышенностях, сухих холмах, песчаниках; годичные слои у них
расположены близко друг к другу, а древесина имеет плотную структуру.
Структура древесины сосны, растущей во влажных местах, более рыхлая. В
сухом виде сосна — легкая и податливая для столярных работ порода. Вдоль
волокон она строгается хорошо, поперек — с трудом, а пилится поперек —
хорошо, вдоль — плохо. Древесина сосны хорошо склеивается. Из нее изготовляют
мебель (для этого подбирают натуральное дерево с красивой, ярко выраженной
текстурой), каркасы конструкций столярных изделий и конструкции под облицовку
строганым шпоном ценных пород. Сосна широко применяется для изготовления
дверей, окон, настилки полов и т. д. Древесина хорошо обрабатывается красителями
и лаками после обессмоливания. Сосна используется также для мозаичных
и резных работ.
Ель мягче сосны, но она имеет большое количество мелких и средних сучков, что затрудняет ее применение в ответственных столярных конструкциях. Текстура ее древесины невыразительна. Ель менее влагостойка, чем сосна, и скорее поддается гниению, зато древесина ее мало подвержена короблению, что является положительным качеством этого материала. Отделывается ель плохо, а склеивается лучше сосны. Широко применяется в мозаичных наборах благодаря сучковатой текстуре. В столярном деле используется в основном для неответственных конструкций мебели, не испытывающих больших нагрузок во время эксплуатации.
Лиственница занимает особое место среди других хвойных пород. Ее древесина имеет красновато-коричневатый, иногда буроватый оттенок и отличается высокой прочностью (прочнее дуба) и влагостойкостью. Сухая древесина лиственницы обрабатывается хорошо, хотя при длительной обработке деталей подошва инструмента засмаливается. Лиственница мало подвержена короблению, но при быстрой сушке в древесине ствола могут возникать внутренние трещины. Для отделки лиственницы применяют в основном нитроцеллюлозные лаки. Порода используется в столярных и мозаичных работах, применяется для изготовления резных изделий.
Кедр имеет беловато-желтую древесину с различными цветовыми оттенками в зависимости от места произрастания. Древесина кедра не отличается высокой плотностью и прочностью, обладает стойкостью против гниения, мало подвержена червоточине, имеет сильный специфический запах, хорошо колется. В столярном деле употребляется для изделий, не подвергающихся большим нагрузкам. Полировку кедрового дерева применяют мало, отделывают его в основном воском. Древесина кедра, как и лиственницы, хорошо обрабатывается режущим инструментом. Кедр — хороший материал для резьбы.
Можжевельник — хвойный кустарник, диаметр стволов которого доходит до 10 см. Крепкая тонкослойная древесина его хорошо обрабатывается и полируется, имеет специфический приятный запах. Можжевельник применяется з столярном деле для изготовления мелких деталей, при точении, для резных и мозаичных работ.
Кипарис и туя по свойствам похожи на можжевельник, но их древесина более широкослойная и темнее по тону. Они применяются для мелких резных работ. Кипарис не трескается и не коробится.
Тис имеет красно-бурую с темными и светлыми прожилками древесину. Заболонь у него светлая, почти белая. Древесина тиса прочная и твердая со значительным количеством сучков на стволе. Она почти не подвергается червоточине и мало чувствительна к атмосферным переменам. Строгается и полируется хорошо; отлично красится, особенно в черный цвет. В столярном деле древесина тиса находит разнообразное применение; это хороший материал для резьбы; шпон из тиса ценится в мозаичных работах.
Сибирская пихта применяется наравне с елью, хотя и имеет пониженные физико-механические свойства.
Лиственные породы
Наибольшее значение в столярном деле имеют не хвойные, а лиственные породы.
Из многообразия лиственных пород в первую очередь следует выделить дуб.
Дуб отличается высокой прочностью, твердостью, стойкостью против
гниения, способностью к гнутью, имеет красивую текстуру и цвет. На тангенциальном
разрезе ясно видны поры, а на радиальном — крупные сердцевинные лучи.
Заболонь у дуба четко отделяется от ядра светлым тоном.
Древесина дуба обладает достаточной вязкостью и хорошо обрабатывается
режущим инструментом. Пролежав в воде несколько десятков лет, она приобретает
шелковистую темно-фиолетовую с зеленоватым отливом окраску (под “вороново
крыло”). Ее твердость по сравнению с сухой древесиной выше, но выше и
хрупкость. Обработка мореного дуба затруднительна. Имея много дубильных
веществ, древесина дуба хорошо протравливается. Кора молодого дуба служит
источником дубильных веществ. В отваре из смеси дробленой коры и стружки
ствола дуба выдерживают древесину других пород и насыщают таким образом
ее дубильными веществами. Вымоченная в таком наваре и насыщенная дубильными
веществами древесина хорошо протравливается в растворах солей металлов,
приобретая необходимую окраску.
Древесина дуба широко используется для изготовления мебели, паркета, предметов
декоративно-прикладного искусства, а также в бондарном деле. Шпон из дуба
применяется для облицовывания малоценных пород, фанеры, древесностружечных
плит и т. д. Дуб используется в мозаичном деле и для крупной резьбы; для
мелких профилей он невыразителен. Древесина дуба плохо принимает спиртовые
лаки и политуру, но хорошо клеится.
Ясень древесиной похож на дуб, хотя и не имеет ярко выраженных сердцевинных лучей. При обесцвечивании приобретает оттенок седины. Хорошо гнется после пропаривания. При сушке ясень трескается мало; из-за высокой вязкости и прочности древесина обрабатывается с трудом. Ясень легко повреждается червоточиной, поэтому его древесину подвергают антисептической обработке. Заболонь у ясеня четко отделяется от ядра. Текстура его красивая, буровато-желтого цвета. В неблагоприятных условиях (влажность, сырость) ясень быстро загнивает. Гибкая и прочная, древесина ясеня рекомендуется для изготовления домашнего спортивного инвентаря — гимнастической стенки, гимнастических досок, а также перил, рукояток инструментов и т. д. Из-за низкого сопротивления трению ясень не рекомендуется использовать для колодок режущих инструментов. Полируется ясень плохо; требует, как и дуб, порозаполнения. Для ясеня рекомендуется декоративное покрытие нитролаками или воскование. Благодаря частым наростам на стволе и ярко выраженной текстуре, древесина ясеня широко применяется в мозаичном деле.
Бук имеет прочную и твердую древесину; по прочности она не уступает дубу. В чистом виде бук не имеет ярко выраженной текстуры, но на тангенциальном и радиальном разрезах его древесина очень красива, и эти декоративные качества ее используются при облицовывании мебели строганым шпоном. Бук гигроскопичен, поэтому его не употребляют для изделий, находящихся во влажной среде. Древесина быстро сушится и не трескается. Бук легко колется, пилится и обрабатывается режущим инструментом; хорошо гнется в пропаренном виде; полируется с трудом. Применение бука в столярном деле разнообразно: от колодок строгальных инструментов до мебели из массива. Древесина с успехом используется в резьбе, хотя и имеет высокую твердость, а также в мозаичных работах. Она хорошо отделывается нитро- и полиэфирными лаками, воскованием, окрашивается в различных растворах и отбеливается.
Граб называют еще белым буком. Он имеет твердую, прочную и плотную древесину беловато-серого цвета. Текстура граба не отличается яркостью, как, например, у ясеня; на ровно матовом фоне его древесины разбросаны светлые точки. Нередко эта порода имеет косослойное строение древесины, поэтому граб колется с трудом. Заболонь не имеет большого различия в переходе к ядру. После просушивания граб почти не подвержен короблению; его твердость становится выше, чем дуба. Режущим инструментом обрабатывается с трудом. Применение граба в столярном деле разнообразно, хотя и не такое широкое, как дуба, ясеня или бука; используется в мозаичном деле. Граб хорошо отделывается и травится.
Береза обыкновенная отличается высокой прочностью, однородным строением и цветом, средней плотностью и твердостью. Древесина ее неустойчива против гниения; используется в основном для изготовления фанеры, лущеного шпона, древесностружечных плит, пластиков; применяется в мебельном производстве и вообще в столярном деле. Береза легко обрабатывается и отделывается, при травлении хорошо окрашивается под более ценные породы. Древесина в распаренном состоянии хорошо гнется. Березовые капы (наросты на стволе) дают очень ценный материал для мозаичных работ. Благодаря однородности, вязкости и твердости древесины, березу применяют и для изготовления резных изделий. Недостатки этой породы: долго высыхает, легко колется, сильно трескается, коробится, подвержена червоточине.
Карельская береза растет на северо-западе нашей страны. Древесина ее вязкая и твердая, легко поддается столярной обработке. Среди лиственных светлых пород ей нет равных по красоте текстуры. Очень высоко ценится в мозаичных работах и как поделочный материал. Дубильные вещества карельской березы способствуют качественному окрашиванию ее древесины и тонированию в различные цвета. Благодаря свилеватости и перепутанности древесных волокон, эта порода почти не колется, поэтому ее иногда применяют для изготовления ударных частей инструментов.
Клен обыкновенный имеет прочную, твердую и колкую светло-желтую древесину. Принадлежит к безъядровым породам. Древесина хорошо обрабатывается режущим инструментом, нестойка против сырости, хотя коробится мало. Благодаря дубильным веществам, она принимает в солях металлов нужную окраску и тон. Клен прекрасно режется и полируется, поэтому используется для резных работ с мелкой профилировкой. Древесину часто имитируют под другие породы с ровной структурой. Клен применяется для изготовления мебели, строганного шпона, паркета, музыкальных инструментов и т. д. Древесина его почти не трескается, поэтому из нее можно изготовлять декоративную посуду.
Явор — разновидность клена обыкновенного. Имеет свилеватистую структуру, которая ценится в мозаичных работах.
Клен “птичий глаз” имеет очень красивую, характерную текстуру.
Высоко ценится облицовочный материал из этой разновидности клена. Иногда
эту породу называют “сахарный клен”. В нашей стране он растет на юге,
в частности на Кавказе.
Липа, как и клен, относится к безъядровым породам; имеет легкую, белую
древесину со слегка желтоватым оттенком. Текстура липы не выражена. Применяется
в виде лущеного шпона для изготовления фанеры. В мозаичных работах используется
для крупных и средних бестекстурных вставок при наборах орнаментов. Липа
относится к породам, которые почти не трескаются и мало усыхают. Благодаря
однородности текстуры и равномерному строению древесных волокон, липа
является лучшим материалом для резьбы. Древесина ее вынослива к сырости,
но подвержена червоточине. Мягкость и податливость древесины позволяют
использовать липу для изготовления чертежных досок. Липа почти не имеет
дубильных веществ, поэтому плохо травится и окрашивается. Для окрашивания
древесину насыщают дубильными веществами.
Тополь (обычный и серебристый) широкого применения в столярном деле не нашел из-за мягкости древесины. Заболонь у тополя чисто белая, ближе к ядру — сероватая. Наросты и наплывы на стволе тополя имеют выразительную текстуру, которая высоко ценится в мозаичных работах и облицовывании мебели.
Вяз имеет темное ядро и хорошо различимые годичные слои, которые в радиальном разрезе образуют красивый рисунок. По твердости и некоторым другим качествам древесина вяза приближается к дубу. Со временем она, как и у дуба, темнеет. Древесина вяза гибкая, плотная, используется для изготовления рукояток к ударным столярным инструментам, станин столярных верстаков и т. д. Вяз с трудом колется, полируется и обрабатывается режущим инструментом; с успехом применяется в мозаичном деле. Вязовые капы, благодаря красивой текстуре волокон, имеют преимущества перед капами тополя, грецкого ореха и даже карельской березы.
Ильм по свойствам древесины напоминает вяз, но несколько тверже. Цвет древесины сероватый, с красивыми продолговатыми пятнышками.
Ольха — мягкая, безъядровая порода, не имеющая ярко выраженной текстуры. Древесина свежесрубленной ольхи на воздухе быстро темнеет. Хорошо обрабатывается режущим инструментом, прекрасно тонируется под другие породы однородного строения, особенно под черное и красное дерево. Ольха устойчива против гниения в сырых и влажных условиях, но в сухих местах подвергается червоточине. Высыхает быстрее других пород. Древесина ее хорошо полируется. Вследствие легкости, однородности строения и незначительного коробления хорошо режется и широко применяется в декоративно-прикладном искусстве, особенно для резных изделий.
Осина во многом схожа с ольхой; легко поддается столярной обработке. Применяется при изготовлении фанеры, гонта, спичек и т. д.; используется в резных работах.
Груша имеет красивую розоватую, иногда желтовато-белую (дикая груша) древесину. У старых деревьев она обычно темнее, чем у молодых. Древесина груши плотная, без заметных годичных слоев. Она прекрасно строгается и режется во всех направлениях. Чтобы повысить твердость, грушевую древесину помещают в воду и выдерживают продолжительное время, после чего долго сушат в тени. После просушивания она приобретает буроватый оттенок. В мебельном производстве грушу часто тонируют в черный цвет. Благодаря плотной структуре, древесина хорошо полируется и дает превосходный материал для самых мелких профилей в резьбе. При сушке груша почти не коробится и не растрескивается, но подвержена червоточине.
Акация белая считается самой твердой из лиственных пород нашей страны. Цвет ее древесины желтый; на срезах четко выделяются годичные слои. В сухом виде акация обрабатывается с большим трудом. Древесина не трескается и не коробится, имеет большое сопротивление трению, очень упруга и прекрасно полируется. На воздухе и под воздействием света она со временем заметно темнеет, отчего текстура становится выразительнее и ярче. Из древесины белой акации изготовляют колодки строгальных инструментов и винты для столярных верстаков. Применяют ее в виде строганого шпона для мозаичных работ.
Шелковица (тутовое дерево) имеет красновато-бурую древесину; заболонь у нее — узкая. Под воздействием света древесина со временем темнеет. Режущим инструментом обрабатывается с трудом, очень хорошо полируется. Находит применение в токарных и мозаичных работах. Лучшей из разновидностей является шелковица черная.
Грецкий орех имеет очень красивую текстуру с большой гаммой тональных переходов. Чем больше возраст грецкого ореха, тем ценнее его древесина. Капы этого дерева в виде строганого шпона являются прекрасным материалом для мозаичных работ. Очень ценится грецкий орех у резчиков по дереву, так как имеет хоть и плотную, но податливую древесину. Благодаря наличию дубильных веществ его древесина легко тонируется и окрашивается в различные цвета. В мозаичных работах цветовые переходы выполняют не только окрашенным, но и отбеленным шпоном. Выдерживая листы шпона в перекиси водорода, можно достичь абсолютной белоснежности древесины. Часто грецкий орех тонируют в черное дерево. По текстуре, цвету, тональным переходам и вязкости (благодаря которой шпон не трескается во время вырезания самых сложных и мелких деталей) древесина грецкого ореха является лучшим материалом для мозаичных работ. Широко применяется она в столярном деле, особенно при изготовлении мебели.
Яблоня имеет слаботекстурный с незначительными отклонениями тона розоватый с краснотой или побурением цвет. Древесина ее умеренно твердая и плотная, хорошо отделывается, полируется и обрабатывается режущим инструментом, однако сильно коробится. В мозаичных работах используется при наборах портретов, пейзажей и геометрических орнаментов. В столярном деле применяется для изготовления колодок ручных инструментов.
Каштан имеет несколько разновидностей; из них наиболее известны каштан съедобный и конский. Благодаря мягкости и равноплотности каштан съедобный применяют в столярном деле и для резьбы. Своим строением эта порода несколько похожа на дуб и ясень, но в радиальном разрезе не имеет свойственного дубу блеска сердцевинных лучей. Каштан конский косослоен и сероватым цветом напоминает сосну; имеет прочную древесину и благодаря дубильным веществам хорошо травится в растворах. Его используют в столярном и мозаичном деле в виде строганого шпона.
Рябина имеет твердую, плотную, мелкослоистую древесину, которая
с успехом используется для изготовления рукояток ударных столярных инструментов
и колодок рубанков.
В дело употребляют только хорошо высушенную древесину. Текстура рябины
выражена слабо.
Карагач — твердая, прочная и плотная порода, которая хорошо отделывается и полируется. Благодаря красивой текстуре, его древесина применяется в мозаичных работах и в столярном деле, особенно при изготовлении изящной мебели. На стволах дерева часто образуются капы, которые широко используются в виде шпона в мозаичных наборах.
Платан и чинара (восточный платан) растут, как и карагач, на юге нашей страны. Цвет ядра у них буро-коричневый. В радиальном разрезе дают красивый рисунок древесных волокон, что с успехом используется в мозаичных работах. Эти породы -умеренно твердые; обработка их режущим инструментом вследствие косослойности затруднена; древесина полируется хорошо.
Фруктовые деревья (слива, вишня, черешня, абрикос) и некоторые кустарники (сирень, крушина, боярышник, лещина, ракитник, кизильник, барбарис и др.) используются для изготовления мелких столярных изделий. Как правило, их древесина мелкослойная, твердая, различных цветовых оттенков — от бело-розового до фиолетового в сердцевинных частях стволов. Древесина фруктовых деревьев хорошо полируется, красится и протравливается в химических растворах. Многие из кустарников (барбарис, крушина, кизильник, ракитник, боярышник и др.) употребляются в качестве красящих веществ. Для этого используют их стружку, кору и опилки.
Тик и палисандр импортируются в виде строганого шпона для облицовывания мебели. Тик имеет однообразную текстуру светло-буровато-шоколадного цвета, палисандр — очень красивую текстуру с пурпурно-коричневым фоном, по которому проходят черные и темно-коричневые полосы. Их узкая заболонь — светло-желтая. Древесина тика режется легко, а палисандра — очень трудно. Эти породы имеют специфический запах, похожий на запах сушеного чернослива. Полиэфирный лак соединяется с ними непрочно, особенно с палисандром, который больше, чем тик, выделяет эфирных масел, скапливающихся в местах с черным оттенком. В нашу страну ввозятся также красное, эбеновое (черное), лимонное дерево и некоторые другие породы.
Пороки древесины
На красоту текстурного рисунка влияют не только способы распиливания древесины,
но и отклонения от строения и развития ствола. Наиболее характерными местами
с неправильным расположением волокон являются различные развилки, прикорневая
часть ствола, наросты на стволах — капы и наплывы. К порокам древесины
относятся также нарушения в самой ее структуре, выражающиеся в грибных
поражениях клетчатки ствола. Это вызывает изменение цвета и некоторых
других свойств, влияющих на текстурный рисунок. Такие отклонения в строении
древесины имеют большую ценность для мозаичных работ.
Цели применения древесины определяют значение того или иного порока. Наиболее
ценные узоры получаются из капов орехового дерева, карельской березы,
тополя, ясеня, черешни, березы обыкновенной, клена, груши. Рисунок “птичий
глаз” образуется за счет нераспустившихся почек у маньчжурского ясеня,
белого клена, карельской березы. Особенно красивой текстура капов бывает
при тангенциальном разрезе.
Обычные сучки снижают ценность конструктивных элементов, которые идут под прозрачную отделку. Не рекомендуется в несущих элементах конструкции применять невысушенную древесину с сучками, так как высохнув, сучок теряет связь с основой и ослабляет конструкцию. В таких случаях сучки высверливают и в отверстия вставляют на клею сухие заглушки. В мозаичных же работах сучки выступают в качестве изобразительного элемента для наборного сюжета.
Свилеватость — это волнистое размещение волокон, особенно в прикорневой части дерева. Чаще всего свилеватость наблюдается у клена, дуба, карельской березы, ореха и др. С этим пороком древесина трудно поддается обработке, зато при изготовлении строганого шпона она высоко ценится, особенно у ореха, клена. Характерны в этом отношении и наплывы — наросты на прикорневой части ствола.
Косослой — порок, выражающийся в том, что волокна древесины размещены
наискось. Древесина с косослоем не используется для изготовления ручек
ударных столярных инструментов, воспринимающих поперечную нагрузку, но
это — находка мозаиста.
Редкими пороками формы ствола являются завиток, смоляной кармашек, крень,
двойная сердцевина, пасынок, сухобокость, прорость, засмолок, рак, ложное
ядро, пятнистость, внутренняя заболонь, водослой и др.
Завиток характерен местным искривлением годичных слоев вследствие влияния прорости или сучков ствола. Завитки бывают сквозные и односторонние. Детали, которые должны нести значительную нагрузку, изготовляют из древесины без завитков, снижающих ее прочность. Как и другие пороки, завиток нашел широкое применение в мозаичных работах.
Смоляные кармашки, крень и засмолок характерны для хвойных пород, особенно для ели.
Прорость — участок дерева, претерпевший механическое повреждение клетчатки. Часто в месте проросшего участка встречаются засмолки и грибные пятна.
Ложное ядро представляет собой порок, при котором внутренняя часть ствола имеет разную окраску, в основном темно-бурую с темно-зеленым или лилово-фиолетовым оттенком, что очень ценно в мозаичных работах.
Пятнистость выражается в окраске заболони в виде продолговатых прожилок. По цвету они напоминают ядровую ткань древесины. Этот порок — следствие грибных поражений клетчатки. Располагается он в основном на пограничном слое ядра и заболони.
Внутренняя заболонь характерна для лиственных пород. Ее участки
располагаются в ядровой древесине и имеют цвет заболони. Сплошные или
прерывистые кольца двойной заболони состоят из мягкой древесины, что способствует
впоследствии растрескиванию пиленого материала. Двойная заболонь встречается
у дуба, ясеня и некоторых других лиственных пород. Для мозаичных работ
этот порок очень ценен.
В лиственных и хвойных породах иногда встречаются участки, на которых
в естественных условиях древесина приобретает другой цвет. Цветовые тона
таких участков бывают темнее и светлее основного тона окраски слоев древесины.
В лиственных породах получается коричнево-красная окраска, в хвойных —
светло-желтая.
Грибным поражениям древесина подвергается в результате воздействия
на нее различного рода гнилей. При этом цветовой тон отдельных участков
древесины изменяется. Часто грибные болезни поражают древесину на сплавах
леса. При определенных условиях (в частности, при температуре внешней
среды 15ѕ25°С и влажности древесины 30ѕ60%) грибные споры развиваются
особенно интенсивно. На первых стадиях своего развития грибные пятна и
полосы не снижают качества древесины, а изменяют лишь окраску определенных
участков, то есть, после определенной обработки этих участков они приобретают
особую декоративность.
На породах со светлой древесиной грибные поражения имеют вид продолговатых
полос и колец различных оттенков: серого, фиолетового, красно-бурого,
красноватого и др. Начинающему столяру необходимо научиться отличать здоровую
древесину от древесины, пораженной настолько, что ее механические свойства
не позволяют использовать ее для определенных видов работ (под нагрузкой,
в агрессивной среде и т. д.). Древесина, пораженная ядровой гнилью, не
годится ни для столярных, ни для наборных мозаичных работ, так как она
очень мягкая и хрупкая.
Ядровая гниль на первой стадии поражения древесины еще не влияет на ее механические свойства; для мозаистов она известна под названием мраморной гнили лиственных .пород. Заболевшая древесина при этом пронизана белыми и черными линиями с красной окантовкой. Следуя изгибу здоровых волокон, нити мраморной гнили представляют собой красочную картину. Древесина, пораженная мраморной гнилью, всегда будет находкой для мозаиста. Существуют и другие виды ядровой гнили: бурая трещиноватая и пестрая ситовая.
Заболонная окраска развивается в срубленной древесине, не снижая ее твердости. В основном это бывает у хвойных пород. Для сосны характерна синева, которая приобретает то сероватый, то зеленоватый оттенок. Этому пороку сопутствуют цветные заболонные пятна с окраской участков древесины в желтый, розовый, фиолетовый, коричневый и оранжевый тона. По интенсивности цвета они бывают разные; глубина проникновения их ограничивается верхними слоями заболони. Мозаисты с успехом используют заболонную окраску древесины без применения дополнительного воздействия на нее химическими препаратами и красителями, несколько вуалирующими текстуру.
Побурение, которое считается пороком срубленного дерева и распространяется от периферии к центру в виде пятен разной интенсивности, часто встречается у лиственных пород (осины, березы, бука).
Рассмотренные пороки снижают строительные качества древесины, но в маркетри (в мозаике по дереву) играют значительную роль. Не будь их, текстура древесины обеднела бы и перестала быть выразительным средством в мозаике по дереву.
Отбор древесины для столярных работ
Столярные работы бывают белодеревными и краснодеревными. Исходным материалом
для белодеревных работ служит древесина хвойных и мягких лиственных (береза,
липа, тополь), для краснодеревных — твердая древесина ценных лиственных
пород. Для обоих видов работ применяются породы деревьев с относительной
прямолинейностью ствола и небольшим количеством здоровых сучков.
Влияние свойств древесины на выбор материала. Чтобы правильно выбрать
древесину, необходимо знать свойства древесных пород.
Хвойные породы используют в качестве основы при облицовывании деталей
шпоном из твердых ценных пород; твердые лиственные породы (дуб, бук, березу
обычную и карельскую, грецкий орех, граб, клен обычный и “птичий глаз”,
ясень и др.) применяют в натуральном, цельном виде. В мозаичных работах
используют шпон лиственных и хвойных пород. Для резьбы по дереву при последующем
травлении и крашении древесины в темный цвет выбирают только некоторые
лиственные породы — липу, осину, иву, рябину, березу. Если хотят оставить
натуральный цвет деталей резного изделия, то для его изготовления берут
грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб и др.
Хвойные породы в основном имеют мягкую древесину, поэтому для лицевых
деталей в изделиях используются редко. Это связано с тем, что мягкая древесина
чувствительна к механическим повреждениям и ударам. Практика показывает,
что при соблюдении требований к технологическому процессу хвойные породы
можно с успехом использовать для изготовления мебели.
Древесина хвойных пород легко окрашивается, но при интенсивной окраске
цветовой тон глушит ее декоративные достоинства.
При высыхании древесина сжимается в объеме и подвергается естественному
короблению.
В столярном деле нужно правильно определять время сушки дерева, так как
и недосушенный и пересушенный материал одинаково непригоден для работы.
В условиях эксплуатации с нормальной влажностью среды пересушенная древесина
неизбежно впитает влагу с воздуха и покоробится. При воздействии переменной
температуры древесина растрескивается.
На состояние древесины, ее сушку и разбухание влияет ряд причин: время
заготовки, длительность, условия выдержки и т. п. У дерева, заготовленного
зимой, древесина (по сравнению с летней заготовкой) менее влажная, так
как в этот период оно замедляет свой рост. Необходимо помнить, что недосушивание
и пересушивание сильнее всего сказываются на твердых и плотных породах
и слабее — на мягких и рыхлых. Для изделия необходимо подбирать древесину
однородных по структуре пород, чтобы степень усыхания заготовок была одинаковой.
У распиловочного материала при высыхании наблюдаются прогибы и выпуклости
(рис. 2), т. е. происходит его коробление. У центровой доски коробление
будет едва заметным, так как твердая ядровая древесина усыхает значительно
меньше заболони.
Рис. 2. Усыхание деталей распиленного ствола дерева (коробление):
1 — заболонный участок;
2 — ядровая древесина.
Пригодность столярного материала в какой-то степени можно определить
по наружным признакам ствола сваленного дерева. При отборе древесины обращают
внимание на лучевые трещины в торце: отсутствие их или наличие мелких
трещин свидетельствует о доброкачественности материала; глубокие трещины
являются признаком его низкого качества. При глубоких лучевых трещинах
в стволе могут быть полости, которые, например, у сосны, заполняются смолянистым
веществом — живицей (этот порок сосны называют засмолком). Если трещины
идут по годичным слоям древесины, т. е. дугами, то такое дерево непригодно
для столярных работ.
При выборе древесины мягких хвойных пород обращают внимание на плотность
годичных слоев. Чем они гуще и переходы их плавнее, тем древесина плотнее
и однороднее, а значит, качественнее. Широкослойность древесины указывает
на ее рыхлость и незначительную прочность; изделия из такой древесины
не должны подвергаться резким и переменным нагрузкам. Параллельность годичных
слоев свидетельствует об относительной прямолинейности древесины в продольном
разрезе, а следовательно, о доброкачественности материала.
У отдельно растущих деревьев после валки и распиловки можно наблюдать
непараллельность древесных волокон, т. е. косослойность. У таких деревьев
ядро часто смещено к заболони. Древесина с этими пороками больше трескается
и сильнее коробится.
При отборе древесины следует обращать внимание на возраст дерева. Молодая
древесина мягкая и рыхлая, а старая в большей степени подвержена гниению,
поэтому лучше всего выбирать древесину среднего, зрелого периода роста.
Так для столярных работ лучшей считается древесина сосны в возрасте 80...90
лет, дуба — 80...150, березы и ясеня — 60...70, ели — 120, ольхи — 60
лет и т. д. Возраст сваленного дерева определяют по его годичным слоям.
В столярном деле одни древесные породы считаются более, другие — менее
гибкими (упругими). В то же время древесина осенней заготовки более гибкая,
чем зимней. Установлено, что в наибольшей степени гибкость дерева проявляется
в его среднем возрасте.
Гибкая порода легко гнется, но трудно ломается. Следует знать, что по
гибкости сосна уступает липе, а ольха — березе. Липа, береза, ильм, осина
являются наиболее гибкими; затем следуют дуб, бук, ель, ясень, клен; наименее
гибкими считаются лиственница, ольха, граб, пихта, сосна. Гибкость дерева
во многом зависит от места его произрастания, наличия в почве различных
питательных элементов, окружения, в котором растет дерево (в гуще леса
или на открытом месте), наличия сучков и т. д.
В столярном деле при гнутье древесины очень важным является такое ее свойство,
как вязкость. При высокой вязкости дерево гнется по всем направлениям
не ломаясь, но и не принимая прежней прямолинейности. Таким качеством
обладают клен, вяз, можжевельник, орешник, береза, ясень, лиственница,
бук, молодой дуб и т. д.; хрупкими породами считаются ольха, осина, ель
и др.
В большой мере на вязкость и хрупкость древесины оказывает влияние почва,
на которой растет дерево. Так, если сосна и бук росли на влажной почве,
то их древесина будет иметь высокую вязкость, а если на сухой — то среднюю.
Дуб имеет высокую хрупкость, если произрастает во влажной или слишком
сухой среде. В производственных условиях для получения однородной вязкости
определенные породы перед обработкой предварительно пропаривают, насыщая
древесину влагой, а затем подвергают гнутью.
Древесина имеет свойство раскалываться по направлению волокон, и чем более
прямолинейна ее структура, тем легче она раскалывается. Плотные и гибкие
породы раскалываются легче мягких. Сучковатость, свилеватость, наплывность
и перепутанность древесных волокон снижают степень раскалываемости.Легче
раскалываются дуб, бук, ясень, ольха, ель и др., труднее — груша, тополь,
граб и т. д. Для резьбы подбирают породы с более низкой степенью раскалываемости.
Долгое хранение древесины снижает ее прочность, поэтому столяр должен
соблюдать условия хранения материала, а готовые изделия защищать от атмосферных
влияний, покрывая их лаками, мастиками и т. д.
Отбирая материал для столярных работ, столяры обращают внимание на цвет
в разрезе или в отщепе древесины. Если ее цвет неравномерный или слишком
яркий, то это свидетельствует о начавшемся грибковом заболевании. Такое
дерево непригодно для столярной работы.
Сучки в деталях конструкций нежелательны, так как снижают прочность древесины.
При высушивании древесины они обычно выпадают. У хвойных пород полость
выпавшего сучка заполняется смолистым веществом и тогда наблюдается “табачный”
сучок. Материал с наличием большого количества сучков используют для неответственных
конструкций.
Пиломатериалы и продукты переработки
Древесные материалы бывают в виде распиленной, измельченной и клееной
древесины, а также шпона. Распиловочный сортамент, используемый в столярном
производстве, получается в результате распиловки ствола дерева (рис. 3).
Сортамент пиломатериалов определяется наличием различных дефектов древесины
и зависит от точности ее распиловки, чистоты обработки и степени покоробленности.
Материала заготавливают всегда чуть больше, чем необходимо, учитывая скрытый
брак заготовок.
Рис. 3. Схема распиловки ствола дерева:
1 — брус; 2 — обрезная доска;
3 — необрезная доска; 4 — горбыль.
Наиболее употребительные размеры пиломатериалов следующие: досок — толщина
13...45, ширина 80...250 мм; брусков-соответственно 50...100 и 80...200
мм; брусьев — сечение 130...250 X 130...250 мм. Длина пиломатериалов —
не более 6,5 м.
Для столярной заготовки используют обычно необрезные доски, выпиленные
ближе к центру ствола. Они меньше подвержены усадке и высыханию. Для небольших
изделий используют и дефектные в целом доски: со сбежистостью, кривизной,
трещинами, незначительным косослоем, сучковатостью.
Материал для столярных изделий покупают в магазинах. Но не следует забывать,
что для их изготовления можно использовать старую мебель, тарную дощечку,
отходы пиломатериалов, старый паркет, элементы разбираемых деревянных
построек, балочных перекрытий и т. д.
Продуктами переработки древесины являются строганый и лущеный шпон, фанера,
древесностружечные и древесноволокнистые плиты.
Строганый и лущеный шпон служит материалом для облицовочных и мозаичных
работ. В магазины шпон поступает в пачках различной длины и ширины. Получают
его при строгании или лущении древесины: лущеный — березы, ольхи, ели,
сосны, бука, липы и других пород со слабовыраженной текстурой, строганый
— грецкого ореха, ясеня, бука и т. д. Строганый шпон используют, как правило,
для облицовывания мебели, а лущеный — столярных и древесностружечных плит.
Для облицовывания рекомендуется шпон толщиной 0,6...1,5 мм.
Для облицовывания изделий в столярном деле используют еще пиленый шпон
толщиной от 1 до 12 мм. Такой шпон получают, распиливая древесину или
капу обыкновенной одноручной пилой с соответствующим разводом зубьев.
Пиленый шпон используют для облицовывания небольших изделий.
Фанера состоит из нескольких (три, пять и более) склеенных слоев лущеного
шпона. Основными породами древесины, используемой для изготовления фанеры,
являются ольха, береза, бук, сосна, липа и др. В продажу фанера поступает
шлифованой и нешлифованой с маркировкой согласно применяемым клеевым составам.
Фанеру применяют в качестве конструкционного и облицовочного материала.
Оклеивают ее строганым шпоном ценных пород — дуба, ясеня, березы, бука,
грецкого ореха, красного дерева, клена и т. д. Вместо шпона фанеру можно
облицовывать декоративными пленками или декоративной бумагой. Толщина
фанеры — от 3 до 18 мм.
Столярные плиты — это склеенные между собой рейки, облицованные лущеным
шпоном или фанерой. Для облегчения конструкций изготовляют также плиты,
в которых рейки размещены блоками с образованием пустот. Щиты, изготовленные
таким образом, не гнутся и не трескаются. Толщина столярных плит — 16...50
мм. Мастер может изготовить столярную плиту сам, используя соответствующие
материалы и инструмент. Столярные плиты используют для изготовления предметов
мебели.
Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют из древесины и ее отходов,
которые измельчают, сушат, сортируют, смешивают со связующим, формуют
и при определенном давлении и температуре прессуют. Толщина плит — 10...20
мм. Плиты бывают водостойкие и неводостойкие, разной плотности, шлифованные
и нешлифованные. ДСП применяют в основном для устройства перегородок,
обшивки каркасов конструкций и изготовления отдельных предметов мебели.
Древесноволокнистые плиты (ДВП) также изготовляют из дробленой древесины,
которая проходит дополнительную специальную обработку. Толщина ДВП — 2,5...25
мм. Плиты имеют различные плотность, водостойкость и степень звукопоглощения.
ДВП повышенной твердости применяют для облицовывания каркасов мебели,
щитовых конструкций раздвижных дверей, перегородок и т. д.
Использование коры. В мозаичных работах наиболее широко применяется кора
березы (береста), сосны в возрасте 45...60 лет, ивы, молодых побегов розового
куста и т. д.
Бересту заготовляют в мае-июне, когда особенно сильное сокодвижение. Лучше
других — кора с обычной березы, особенно с деревьев, растущих на умеренно-влажных
грунтах: она чистая, без черных отметин и штрихов. Бересту отслаивают
со срубленного дерева острым еловым или рябиновым клином по сделанным
предварительно надрезам. После отделения от дерева ее тщательно протирают
тканью; хранят в пачках под грузом в прохладном затененном месте. Перед
работой бересту вымачивают в горячей воде, после чего она становится мягкой
и податливой. Иногда береста бывает толще строганого шпона, и чтобы сделать
ее тоньше, снимают несколько внутренних слоев. В процессе работы на бересту
давить не рекомендуется, потому что она от этого уплотняется и темнеет.
Под лаком береста также немного темнеет.
Кора сосны сверху имеет красно-оранжевую чешуйчатую структуру, под которой
расположен зеленый подслой — молодая кора, легко снимаемая со ствола.
Бить по коре не рекомендуется, так как в местах удара появляется почернение.
После снятия с дерева кору сосны подсушивают до исчезновения излишков
влаги. При высыхании она немного темнеет. После покрытия лаком цвет коры
становится насыщеннее. Применяется кора сосны в основном для вставок,
где необходим природный зеленый цвет, в растительных орнаментах и т.д.
Определение влажности древесины
Влажность определяется с помощью специального прибора — влагомера. Есть
и другой способ. Для определения влажности древесины на свежий скол отщепа
от заготовки кисточкой наносят спиртовой раствор йода. Если дерево заготовлено
зимой (менее сырое), то прожилки приобретут темно-фиолетовый оттенок,
если летом (более сырое) — желтоватый, Если при ударе молотом или обухом
топора по торцу заготовки получается глухой звук — древесина сырая, если
звонкий — сухая. Однако определить таким образом влажность сучковатой
заготовки трудно, так как наличие сучков будет усиливать “звучание” древесины.
Лучше всего влажность древесины определить по стружке, снимаемой фуганком
с заготовки. Древесина будет сырая, если тонкую и длинную стружку можно
завязать в узел, и сухая, если стружка ломается.
Плотность древесины можно определить по степени насыщения ее влагой. Так,
чтобы отобрать дубовую доску высокого качества, одинаковые по размеру
образцы нескольких досок помещают на несколько часов в воду, после чего
их взвешивают. Самый тяжелый образец будет самого низкого качества, так
как он впитал много воды, а это значит, что у него древесина менее плотная,
чем у остальных.
В соках, которыми питается дерево во время своего роста, содержится много
различных солей. При высыхании древесины они остаются в порах дерева,
куда при определенных условиях поступает и влага с воздухом. Это способствует
загниванию материала заготовок. Чтобы избавиться от солей, заготовки с
грузом опускают на речное дно комлем против течения. Через определенное
время (обычно 7...8 месяцев) вода вымоет из древесины излишек соли. После
сушки дерево становится очень прочным, почти не коробится и не трескается.
Следует помнить, что не каждое дерево можно таким способом освобождать
от солей, так как многие породы во влажной среде загнивают. Поэтому выщелачиванию
подлежат лишь те породы, которые выносливы к пребыванию во влажной среде:
дуб, сосна, ольха, тис и некоторые другие.