Общая характеристика рынка
В целом ситуация с импортом узорчатого стекла во многом аналогична ситуации с импортом армированного стекла, см. «Окна. Двери. Витражи», №5-2007, с. 94-95: специализированное производство имеет одну и ту же географию происхождения/поставки, одних и тех же оптовиков/потребителей в России. Из-за родственности продуктов, общего чрезвычайно много, но отличия все-таки имеются.
Объемы поставок и средняя стоимость
По итогам сравнительного анализа объема импорта узорчатого стекла в 2005
и 2006 гг., за исследуемый период (январь-сентябрь) можно сделать выводы,
что наблюдается спад как в денежном, так и в натуральном выражении. На
15% сократилось количество потраченных денежных средств (в USD), на 20%
— количество закупленного стекла (в м2). При этом его средняя закупочная
стоимость осталась практически без изменений: 3,9 $/м2 в 2005 году и 4,2
$/м2 в 2006 году. Активность рынка также снизилась в 1,3 раза. При этом
растут поставки других видов стекол (например, матированного стекла),
что объясняется изменением моды в оформлении световых проемов.
Рис. 1. Объем и динамика поставок узорчатого стекла |
Рис. 2. Долевое распределение стран-посредников по объему продаж за период январь-сентябрь 2005 г. |
Страны происхождения и источники поставок
Рынок посреднических фирм, торгующих узорчатым стеклом, претерпевает бурное
развитие. За исследуемый период серьезно увеличилась доля посреднических
сделок в поставках узорчатого стекла (на 60%). Распределение долевого
участия посредников в 2005-2006 г. можно видеть на круговых диаграммах.
Список стран-посредников характеризуется большим количеством участников
и сравнительно небольшим объемом разовых сделок. Как и в ситуации на рынке
армированного стекла, наметилась тенденция перемещения фирм-дилеров поближе
к российским границам и вовлечения в торговлю стран Прибалтийского региона.
При этом в 2006 году происходит «укрупнение» и «сокращение» списка посредников.
В целом география стран-производителей узорчатого стекла, участвующих
в российском импорте за исследуемый период (январь-сентябрь 2005 и 2006
г.), выглядит следующим образом:
Данные исследования также позволяют сделать вывод о том, что рынок стекла
пока не находится в руках крупных транснациональных гигантов, он достаточно
динамичен и находится в стадии формирования как собственно рынка, так
и ориентированных на рынок РФ торгующих компаний, специализирующихся на
продаже архитектурно-строительного стекла и стекла узорчатого в частности.
Рис. 3. Долевое распределение стран-посредников по объему продаж за период
январь-сентябрь 2006 г.
Регионы потребления
В среднем по России наблюдается тенденция импортировать менее дорогое
узорчатое стекло. Если за исследуемый период 2005 года количество сделок,
в которых средняя стоимость квадратного метра превысила $4, составило
около 43%, то в 2006 году число таких сделок сократилось до 28%. По самой
дорогой цене за исследуемый период стекло приобрела Тюменская область
(г. Нефтеюганск) — в 2006 году закуплено узорчатое стекло стоимостью 14,6
USD за квадратный метр.
Динамика активности регионов РФ на рынке импорта узорчатого стекла (в
показателях количества совершаемых сделок) за период январь-сентябрь 2005-2006
гг. имеет вид, представленный ниже.
Распределение поставок
Специфика применения данной категории стекла (внутренняя отделка помещений)
задает линию графика импорта. Ее основные характеристики: во-первых, почти
ровное распределение закупок во времени; во-вторых, максимумы закупок,
предваряющие начало сезонов отделочных работ (перед летним и зимним периодом).
Имеющиеся данные позволяют увидеть, что в 2005 году наибольшим спросом
узорчатое стекло пользовалось в апреле и сентябре, а в 2006 — в мае и
июне.
Рис. 4. Страны происхождения узорчатого стекла
Рис. 5. Динамика активности российских потребителей узорчатого стекла
Рис. 6. Динамика поставок по времени
Итоги и выводы
Прочное лидерство на рынке поставщиков узорчатого стекла в Россию удерживают
Литва, Польша и Белоруссия. Им принадлежит более 70% всего объема поставок.
Среди регионов РФ, импортирующих узорчатое стекло, по количеству сделок
лидирует Калининградская область: за 9 месяцев 2005 года — 140, за тот
же период 2006 года — 147. Активность данного региона во многом обусловлена
тем, что он пользуется преимуществами Свободной зоны, которая предусматривает
значительные таможенные послабления на ввоз.
Данные ВЭД (январь-сентябрь 2005-2006 гг.) позволяют сделать основной
вывод — рынок импорта узорчатого стекла находится в постоянной динамике,
за годовой цикл формируются существенные отличия в его основных параметрах.
Тенденции, о которых можно говорить определенно:
ООО «СтеклоКонсалтинг»,
г. Москва, г. Владимир, РФ