Статья не публикуется!

Сергей Ельников: угрозы рынку в РФ и в Украине схожи

 1 024
Рынок России пострадал от кризиса не меньше украинского. Однако при всем подобии рынок России имеет собственные родимые пятна. Редакция «Окна. Двери. Витражи» адресовала свои вопросы Сергею Ельникову, руководителю отдела маркетинга ООО «ВЕКА-Рус».

  

  На специальной конференции в Москве «Строительный и оконный рынки в России и СНГ: итоги 2009, планы 2010, перспективы 2011–2012», организаторами которой выступили Ассоциация производителей энергоэффективных окон АПРОК и НП «Объединенный Совет по техническому регулированию в строительстве» (НП СТРС), отмечалось, что стагнация на строительном и оконном рынках обусловлена продолжающимся в России экономическим и финансовым кризисом.
Величину спада в 2009 г. в строительстве РФ и в связанных с ним оконном и стекольном рынках аналитики оценивают по-разному, однако, никто не называет цифру мень­ше 30%.
Несмотря на то, что в большинстве развитых стран строительная отрасль практически восстановилась, в России, Украине и странах СНГ до нормализации положения еще далеко, отмечалось на конференции. По прогнозам участников конференции, объемы строительного и оконного рынков в РФ претерпят еще некоторое снижение, первый рост относится на 2011–2012 годы. Самые оптимистичные прогнозы — сохранение объемов 2009 года, в лучшем случае, небольшое его увеличение.
Ваша оценка такого положения дел в оконной отрасли РФ, особенно на рынке ПВХ-конструкций?

Если мы говорим об оконной отрасли, то приведенная выше оценка справедлива с точки зрения настроений, которые преобладали на рынке в самом начале текущего года. И действительно, первые два месяца не давали никакого повода для оптимизма — продолжалось сокращение объемов производства, усугубившееся к тому же еще и крайне неблагоприятной зимой. В марте падение остановилось, апрель дал первые признаки отраслевого оживления. Оценка майских показателей дает нам все основания говорить о мощном восстановительном росте. Первые пять месяцев 2010 года показали рост объемов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 25%, при том, что, как уже было сказано, в течение января и февраля сокращение производства было более чем значительным. Экспертная оценка: восстановление докризисных объемов, скорее всего, произойдет уже в 2011 году. Сценарий, по которому 2011 год даст прирост по сравнению с докризисным 2008 годом, также видится нам достаточно вероятным. В любом случае, мы планируем развиваться быстрее, чем рынок в целом.

  

  Как известно, «ВЕКА» не производит профили эконом-класса. Как это сказалось на объемах продаж «ВЕКА» в России? Как изменилось положение «ВЕКА» на российском рынке за 2009 г. и начало 2010 г.? Вероятно Вам известны показатели динамики рынка и статистика доли рынка в РФ, приведите эти данные, пожалуйста.

VEKA не производит объектных профилей, все наши продукты соответствуют требованиям RAL и соответствуют классу А стандарта DIN EN 12?608. Приоритетная ориентация на высокодоходный сегмент частного заказчика, уделяющего, в отличие от корпоративного сектора, большее внимание качеству, позволила большинству наших партнеров пройти сквозь кризис достаточно мягко, без сколь-нибудь ощутимых последствий. Нам удалось избежать сокращения персонала, удалось продолжить начатые до кризиса проекты в области развития производственной инфраструктуры. Хотя это было и непросто — объем продаж VEKA в России в 2009 году сократился более чем на четверть, что, впрочем, существенно лучше среднерыночных показателей. Нашу долю на российском рынке ПВХ-профилей большинство экспертов оценивают на уровне 12,5%. Отрадно отметить, что из года в год этот показатель растет.

  

  В Украине конкуренция на рынке ПВХ-окон в период кризиса особенно обострилась за счет ценовой конкуренции и снижения качества окон. «ВЕКА-Украина» даже выступила с инициативой объединения производителей качественных окон, чтобы противостоять производителям низкопробной продукции, дискредитирующим отрасль. Как обстоят дела с качеством ПВХ-окон в России?

В отличие от всех наших конкурентов, VEKA продает свои профили только и исключительно напрямую, что дает нам дополнительные возможности в области влияния на качество производства готовых изделий переработчиками. Конкурентные компании, реализующие свои продукты через дилерские организации, такой возможности зачастую лишены. Если говорить о положении дел в целом, то ситуация на российском рынке во многом схожа с тем, что происходит в Украине: те же опасности в виде распространения объектных профилей с уменьшенной толщиной наружных и фальцевых стенок, то же вольное обращение с монтажом и при подборе комплектующих. Но, в отличие от Украины, цена небрежности в России гораздо выше, прежде всего в силу наших климатических особенностей.

  

  Каково Ваше мнение: за счет чего российским оконным компаниям удается выживать в условиях продолжающегося кризиса?

Рецепт успеха известен и универсален для всех рынков: сегментация ассортиментного ряда, активное продвижение, инвестиции в персонал, освоение новых рынков. Так, один из наших российских клиентов в самый разгар кризиса сделал, казалось бы, нелогичный шаг: открыл новую производственную площадку в Нижнем Новгороде, в то время как головной завод компании находится в Барна­уле, за несколько тысяч километров. Прошло лишь несколько месяцев, но уже сейчас можно говорить, что решение было правильное — прежде всего потому, что оно было хорошо продумано и грамотно подготовлено.
Но на открытие новых производств способна далеко не каждая компания, а вот грамотная сегментация своих продуктов по плечу даже сравнительно небольшим фирмам.

  

  Белоруссия уже полностью обновила свое законодательство в области строительства и производства компонентов для него, в том числе оконно-дверных и светопрозрачных конструкций, полностью гармонизировав свои стандарты и нормы с европейскими.
В Украине продолжается такая работа — осталось изменить десяток-другой стандартов и нормативных актов, чтобы привести свою законодательную базу в соответствие со стандартами и регламентами ЕС. Россия, как известно, идет в этом вопросе своим путем. Насколько разница в стандартах с ЕС влияет на продвижение европейской продукции и ограничивает ее применение в России?

Никаких существенных трудностей здесь мы не наблюдаем. Европейская продукция, или, если хотите, продукция, произведенная по европейским нормам и стандартам, хорошо продается в России и не встречает на своем пути сколь бы то ни было ощутимых препятствий. Для VEKA это вообще вне дискуссий, поскольку наша продукция сертифицирована не только ГОСТами, но и соответствующими нормативами немецкого стандарта — RAL.

  

  Какова структура спроса на профили «ВЕКА» в России? Как она изменилась под влиянием кризиса? Кого Вы можете назвать в качестве основного конкурента для «ВЕКА-Рус»?
Более 60% продаваемых нами профилей — это классика: 58 мм, 3 ка­меры, другая составляющая — это 4- и 5-камерные системы с монтажной шириной 70 мм, а также программа остекления балконов и лоджий VEKA SUNLINE, которая в 2009 году была полностью обновлена.
Кризис потребовал от рынка предложений в области недорогих профилей, что вызвало появление в конкурентном лагере очередных «шедевров» класса «Б». VEKA же предложила решения, которые по-прежнему находятся в высшем сегменте качества и соответствуют RAL и классу А стандарта DIN EN 12 608.
Нам удалось добиться снижения издержек за счет более рационального использования наших технологических мощностей и внедрения целого ряда инновационных решений в области уплотнителей створочной группы. Повторю еще раз — кризис заставляет нас быть экономными и рачительными, но для нас это не новость, поскольку мы всегда вели наш бизнес именно таким образом.

  

  Известно, что в России в течение ряда последних лет мощно лоббируется применение деревянных окон со стеклопакетами в противовес ПВХ-окнам. Как Вы оцениваете эту кампанию в качестве фактора влияния на изменение структуры спроса на оконном рынке?

Эта кампания носит ограниченный характер и никак не влияет ни на нас, ни на наших партнеров.

  

  Что нового произошло за 2009–2010 г. на вашем экструзионном производстве в России? Что планируется?

Мы расширили нашу ассортиментную программу EUROLINE, дополнив ее новыми профилями рамы и створки. Как уже говорилось, полностью переработана система остекления балконов и лоджий VEKA Sunline, которую мы также производим в Москве. В связи с увеличением объема производства створочных профилей с коэкструдированными уплотнениями в лабораториях установлено дополнительное оборудование для контроля их качества. Но главной новостью сезона стало, конечно же, введение в эксплуатацию на подмосковном предприятии собственной линии ламинирования.

  

  Ваши пожелания читателям нашего журнала — профессионалам оконного рынка в Украине?

Оконщикам — хорошего сезона. А потребителям — хороших оконщиков.

В свою очередь пожелаем «Века-Рус» хорошей прессы.


Интервью подготовил С. Шовкопляс, выпускающий редактор
«Окна. Двери. Витражи»

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.
Алюмінієві профілі Profilco

Новое и лучшее