Величину спада в 2009 г. в строительстве РФ и в связанных с ним оконном и стекольном рынках аналитики оценивают по-разному, однако, никто не называет цифру меньше 30%.
Несмотря на то, что в большинстве развитых стран строительная отрасль практически восстановилась, в России, Украине и странах СНГ до нормализации положения еще далеко, отмечалось на конференции. По прогнозам участников конференции, объемы строительного и оконного рынков в РФ претерпят еще некоторое снижение, первый рост относится на 2011–2012 годы. Самые оптимистичные прогнозы — сохранение объемов 2009 года, в лучшем случае, небольшое его увеличение.
Ваша оценка такого положения дел в оконной отрасли РФ, особенно на рынке ПВХ-конструкций?
Если мы говорим об оконной отрасли, то приведенная выше оценка справедлива с точки зрения настроений, которые преобладали на рынке в самом начале текущего года. И действительно, первые два месяца не давали никакого повода для оптимизма — продолжалось сокращение объемов производства, усугубившееся к тому же еще и крайне неблагоприятной зимой. В марте падение остановилось, апрель дал первые признаки отраслевого оживления. Оценка майских показателей дает нам все основания говорить о мощном восстановительном росте. Первые пять месяцев 2010 года показали рост объемов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 25%, при том, что, как уже было сказано, в течение января и февраля сокращение производства было более чем значительным. Экспертная оценка: восстановление докризисных объемов, скорее всего, произойдет уже в 2011 году. Сценарий, по которому 2011 год даст прирост по сравнению с докризисным 2008 годом, также видится нам достаточно вероятным. В любом случае, мы планируем развиваться быстрее, чем рынок в целом.
VEKA не производит объектных профилей, все наши продукты соответствуют требованиям RAL и соответствуют классу А стандарта DIN EN 12?608. Приоритетная ориентация на высокодоходный сегмент частного заказчика, уделяющего, в отличие от корпоративного сектора, большее внимание качеству, позволила большинству наших партнеров пройти сквозь кризис достаточно мягко, без сколь-нибудь ощутимых последствий. Нам удалось избежать сокращения персонала, удалось продолжить начатые до кризиса проекты в области развития производственной инфраструктуры. Хотя это было и непросто — объем продаж VEKA в России в 2009 году сократился более чем на четверть, что, впрочем, существенно лучше среднерыночных показателей. Нашу долю на российском рынке ПВХ-профилей большинство экспертов оценивают на уровне 12,5%. Отрадно отметить, что из года в год этот показатель растет.
В отличие от всех наших конкурентов, VEKA продает свои профили только и исключительно напрямую, что дает нам дополнительные возможности в области влияния на качество производства готовых изделий переработчиками. Конкурентные компании, реализующие свои продукты через дилерские организации, такой возможности зачастую лишены. Если говорить о положении дел в целом, то ситуация на российском рынке во многом схожа с тем, что происходит в Украине: те же опасности в виде распространения объектных профилей с уменьшенной толщиной наружных и фальцевых стенок, то же вольное обращение с монтажом и при подборе комплектующих. Но, в отличие от Украины, цена небрежности в России гораздо выше, прежде всего в силу наших климатических особенностей.
Рецепт успеха известен и универсален для всех рынков: сегментация ассортиментного
ряда, активное продвижение, инвестиции в персонал, освоение новых рынков.
Так, один из наших российских клиентов в самый разгар кризиса сделал,
казалось бы, нелогичный шаг: открыл новую производственную площадку в
Нижнем Новгороде, в то время как головной завод компании находится в Барнауле,
за несколько тысяч километров. Прошло лишь несколько месяцев, но уже сейчас
можно говорить, что решение было правильное — прежде всего потому, что
оно было хорошо продумано и грамотно подготовлено.
Но на открытие новых производств способна далеко не каждая компания, а
вот грамотная сегментация своих продуктов по плечу даже сравнительно небольшим
фирмам.
В Украине продолжается такая работа — осталось изменить десяток-другой стандартов и нормативных актов, чтобы привести свою законодательную базу в соответствие со стандартами и регламентами ЕС. Россия, как известно, идет в этом вопросе своим путем. Насколько разница в стандартах с ЕС влияет на продвижение европейской продукции и ограничивает ее применение в России?
Никаких существенных трудностей здесь мы не наблюдаем. Европейская продукция, или, если хотите, продукция, произведенная по европейским нормам и стандартам, хорошо продается в России и не встречает на своем пути сколь бы то ни было ощутимых препятствий. Для VEKA это вообще вне дискуссий, поскольку наша продукция сертифицирована не только ГОСТами, но и соответствующими нормативами немецкого стандарта — RAL.
Более 60% продаваемых нами профилей — это классика: 58 мм, 3 камеры, другая составляющая — это 4- и 5-камерные системы с монтажной шириной 70 мм, а также программа остекления балконов и лоджий VEKA SUNLINE, которая в 2009 году была полностью обновлена.
Кризис потребовал от рынка предложений в области недорогих профилей, что вызвало появление в конкурентном лагере очередных «шедевров» класса «Б». VEKA же предложила решения, которые по-прежнему находятся в высшем сегменте качества и соответствуют RAL и классу А стандарта DIN EN 12 608.
Нам удалось добиться снижения издержек за счет более рационального использования наших технологических мощностей и внедрения целого ряда инновационных решений в области уплотнителей створочной группы. Повторю еще раз — кризис заставляет нас быть экономными и рачительными, но для нас это не новость, поскольку мы всегда вели наш бизнес именно таким образом.
Эта кампания носит ограниченный характер и никак не влияет ни на нас, ни на наших партнеров.
Мы расширили нашу ассортиментную программу EUROLINE, дополнив ее новыми профилями рамы и створки. Как уже говорилось, полностью переработана система остекления балконов и лоджий VEKA Sunline, которую мы также производим в Москве. В связи с увеличением объема производства створочных профилей с коэкструдированными уплотнениями в лабораториях установлено дополнительное оборудование для контроля их качества. Но главной новостью сезона стало, конечно же, введение в эксплуатацию на подмосковном предприятии собственной линии ламинирования.
Оконщикам — хорошего сезона. А потребителям — хороших оконщиков.
В свою очередь пожелаем «Века-Рус» хорошей прессы.
Интервью подготовил С. Шовкопляс, выпускающий редактор
«Окна. Двери. Витражи»