Матиас Дик, Современные тенденции в оконной индустрии – как можно больше прозрачности. А это значит – больше стекла. И здесь производство окон не отстаёт от тех отраслей, в которых технологии склеивания предоставляют большие возможности для создания продуктов. Если продукт «идёт в ногу со временем», или отвечает требованиям клиентов, все участники рынка получат стабильный доход. Эти тенденции уже успешно проявились в автомобиле- и автобусостроении, на железнодорожном транспорте и в морфлоте. Впервые автомобильные окна были вклеены в стальной кузов в 60-е годы компанией Дженерал Моторс. На первом плане здесь стоял вопрос герметичности. В 70-ых фирма Ауди вклеила передние стёкла в 100-ую модель. Модель Ауди 100 была не только функциональным средством передвижения, но своим дизайном должна была подчёркивать характер автомобиля. Фирма Ауди продолжает работать по этому принципу и сегодня. Конкуренты не заставили себя ждать. В 1987 г. Инженеры БМВ доказали, что усиление жёсткости стекла путём склеивания стёкол позволяет увеличить почти на 70% жёсткость кузова. В результате имеем безопасность для пользователя и больше свободы действий для дизайнера. Если сравнить современные автомобили с функциональными типами тридцатилетней давности, результат эволюции налицо. И ключом к успеху была здесь техника склеивания. Оболочки современных зданий становятся – благодаря склеиванию крупноформатных стеклянных элементов, без бросающихся в глаза подпор и задвижек – прозрачнее и кажутся легче. Свобода творчества не имеет границ. Стремление вверх неукротимо. Сегодня разрабатываются планы зданий, высотой более одной мили. Оболочка этих гигантов будет, в сущности, держаться на клею. Подобно панцирю насекомых, стеклянная оболочка здания укрепит всё строение, при этом передачу нагрузки от наружного скелета на внутренние несущие конструкции возьмёт на себя клей. Внутри конструкции заполненные светом помещения дают пользователю ощущение света и связи с окружающим миром. Как и в автомобилестроении, развитие технологий склеивания стекла в оболочке зданий началось более 30 лет назад. Здесь тоже вначале на первом плане было обеспечение герметичности, пока не начали всё больше использовать возможности усиления конструкции и совершенствования дизайна с помощью стекла. И вот опыт, полученный в этих отраслях, может использоваться в оконных технологиях. Технология склеивания играет очень важную инновационную роль, но она является лишь одной составной частью успеха, поскольку оптимальный результат возможен только при условии системного подбора соответствующего материала для рам, уплотнителей, фурнитуры, линий по переработке и, не в последнюю очередь, стеклопакета. Должно создаваться впечатление, «что стекло несёт раму, а не, как это было до сих пор, рама несёт стекло». А в результате этого меняются требования к стеклу. Производители стекла, ориентированные на производство, видят здесь для себя в первую очередь дополнительные затраты на разработку, испытания или даже инвестиции в производство. Инновационные и ориентированные на рынок производители воспринимают это как шанс для собственных инноваций и как возможность выделиться по сравнению с конкурентами. Для многих производителей окон технологии склеивания уже сегодня реальность, в том числе и в серийном производстве. Однако, потенциал для дальнейшего усовершенствования ещё не исчерпан. Эти технологии станут в данной отрасли стандартом и из них возникнут новые инновационные продукты. Автомобилестроение и строительство фасадов указывают путь в будущее для окон. Применение склеивания в производстве окон В оконном производстве жидкая герметизация уже давно является стандартной технологией. Благодаря разработке герметиков типа структурного клея стало возможным производство новых, усовершенствованных продуктов. Структурное склеивание оконных стёкол снижает производственные издержки. С точки зрения энергосбережения и потребностей в большем количестве дневного света клееные окна имеют ряд преимуществ. Технология склеивания в оконном производстве базируется на сорокалетнем опыте автомобиле- и фасадостроения, поэтому она так быстро здесь эволюционирует. За последние годы были разработаны четыре разных конструктивных типа склеивания. В принципе склеивание заменяет собой другие способы изоляции (штапиками) стекла от рамы. Стеклянные штапики направляют нагрузку в определённые точки системы. А при склеивании по всей окружности нагрузка распределяется почти равномерно по всему профилю рамы. Тип склеивания называется по месту, где находится клей: Увеличение стоимости стекла и окон На сегодняшний день на рынке сложилось мнение, что технологии склеивания исключительно удешевят окно. Но это односторонний подход. Ведь именно успешные оконные системы оптимизируют одновременно всё окно, что касается дизайна, энергетических показателей, функциональности, производственных процессов, монтажа и сервиса. Эти различные полезные для клиентов свойства и представляют собой добавочную стоимость для конечных потребителей, которая может привести к повышению цен и, тем самым, к возрастанию прибыли или к повышению конкурентоспособности. Требования к стеклопакету Новые оконные конструкции и производственные процессы предъявляют новые требования к стеклопакетам. С производственной точки зрения это связано с увеличением затрат. Таким образом, на первом плане находится негативный момент. С точки зрения предпринимателя, создание дополнительной стоимости усиливает конкурентоспособность. Выделиться среди конкурентов – это важный шаг к упрочению позиций предприятия. Приведённая ниже таблица показывает требования к стеклопакетам и те подходы, которые дают возможность преобразовать их в создание добавочной стоимости. Партнёрские отношения между производителями стекла и окон приобретают ещё большее значение. Если между ними возникает взаимопонимание, что касается потребностей другого, тогда и наступает благоприятная ситуация, в которой оба выигрывают. |
Требование | Подход для создания добавочной стоимости |
Совместимость краевого соединения, клея, герметиков | Тесное сотрудничество с поставщиками этих компонентов для производства сертифицированных системных решений |
Передача нагрузки через стекло | Размеры установлены, опыт приходит со временем |
Устойчивость к влияниям погоды и к ультрафиолету | Подходящий материал для краевого соединения, напр., силикон |
Кромки в механическом отношении чистые и расположены на одной прямой. Допуски согласовываются | Ориентация производства на потребности партнёра |
Никаких загрязнений, т.е. очистка под склеивание и последующая герметизация от пыли и влияния погоды | Сотрудничество с производителями клея и изучение технологий склеивания упростит обработку стекла в склеенном окне |
Поставка в правильном положении для минимального перемещения | Точно знать производственный процесс клиента |
Никаких этикеток в области склеивания | Изучить конструкцию склеивания и процесс |
Оптически безупречные кромки стекла, чтобы можно было обойтись без их дополнительной обработки | Увеличить добавочную стоимость и сократить затраты для производителя окон |
Перспективы Технологии склеивания являются одним из инновационных компонентов для всей отрасли. На будущее было бы желательно, чтобы не только производители окон и фасадов, но и все остальные участники рынка – производители профилей, стеклопакетов, фурнитуры, торговые и монтажные фирмы, производители герметиков, машиностроители, а кроме того НИИ, университеты, испытательные институты и союзы – внедрили у себя эти технологии и производили с ними инновационные продукты и новые стандарты – т.е. ещё лучшие окна с большей добавочной стоимостью. Качество жилья, энергетическая эффективность, дизайн и функциональность – вот что должно находиться на первом плане. Как результат – стабильный доход и рост. |