Например, по данным немецких специалистов, дополнительные затраты на
строительство «нулевого» или «пассивного дома» сократились в Германии
с 1991 г. в 7 раз, снизившись с первоначальных $350/м2 , до примерно $50/м2
в 2001 г. Экстра-расходы на строительство «нулевых» домов падают в Германии
на 10-15% в год. Сейчас постройка энергоэффективного дома по сравнению
обычным обходится дороже всего на 8%, из них на дополнительную теплоизоляцию
тратится 3%, на систему вентиляции — 2%, на более совершенные окна 1%,
на другие меры — 1,5%.
Отечественные предприниматели и чиновники, выслушав зарубежных коллег,
признают, что развитие альтернативной энергогенерации и энергосбережения
тормозится не из-за отсутствия финансирования, а из-за дефицита хорошо
подготовленных инвестпроектов на местном уровне.
Председатель Нацагентства Украины по вопросам обеспечения эффективного
использования энергетических ресурсов (НАЭР) С.?Ермилов напомнил, что
в марте утверждена целевая экономическая Госпрограмма энергоэффективности
на 2010–2015 гг., предусматривающая сокращение энергоемкости ВВП страны
на 20%. Для этого понадобится 250 млрд. грн. инвестиций, в том числе 30,1
млрд. грн. — это госбюджет, 15 млрд. грн. — из местных бюджетов и 204,9
млрд. грн. — деньги инвесторов.
Ермилов отметил, что денег на реализацию энергосберегающих проектов в
Украине достаточно: в 2010 г. из госбюджета запланировано выделить 600
млн. грн. в централизованный фонд по энергосбережению. В июле-августе
2010 г. начнет действовать первая линия кредита от Мирового банка в размере
$350 млн. «В пик программы планируем выйти на $2 млрд. в год», — уточнил
Ермилов. В рамках Восточноевропейской инициативы на цели энергосбережения
ожидается привлечь €1,5 млрд. А Европейский инвестиционный банк в ближайшее
время откроет ежегодную кредитную линию в размере €100 млн. через ряд
украинских комбанков.
По словам же замминистра по вопросам ЖКХ А. Мазурчака, в 2010 г. работает
кредитная линия Мирового банка для реконструкции водоканалов в размере
$140 млн., а в следующем году будет еще $400 млн. на водо- и теплоснабжение.
«У нас сегодня не использованы кредитные линии под низкие проценты в размере
около $1 млрд. И мы не можем их выбрать только по одной причине — отсутствие
качественно подготовленных инвестпроектов», — подчеркнул Ермилов. «Как
результат, в 2009 году не использовано ни копейки из $500 млн. кредитной
линии Японского банка международных операций. Не потрачено ни одной гривны
из фонда, созданного за счет продажи квот по Киотскому протоколу».
В НАЭР и в МЖКХ проявляют оптимизм и заверяют, что ситуация постепенно
начнет исправляться. На рассмотрении в МинЖКХ сейчас находится 659 инвестпроектов.
Осталось взять и выбрать лучшие, но это уже в 2011 г.
НАЭР предложило внести целый ряд дополнений и замечаний к 10 законам о
возобновляемых источниках, чтобы снять препоны для бизнеса и предпринимателей.
В частности, предлагаются новые виды «зеленого» тарифа для биогаза, фотоэлектричества
и для вторресурсов, ранее «не охваченных» нормативной базой, освободить
от налога на прибыль собственное производство «зеленого» оборудования,
которое сейчас импортируется, в т.ч. для солнечных фотоэлектрических модулей.
Именно сейчас разрабатывается перечень подпадающих под эту налоговую норму
товаров. НАЭР ратует за все виды возобновляемых ресурсов, особое направление
— фотоэлектричество, добываемое самими зданиями.
Вскоре должны быть решены организационно-технические вопросы по порядку
и условиям подключения всех видов возобновляемых источников в общие энергосети
(газа — в газопроводы, электричества и фотоэлектричества — в коммунальные
электросети) для создания т.н. грид-систем энергоснабжения (когда производитель
напрямую «продает» всю свою энергию в общую сеть именно по зеленому тарифу,
а на свои нужды получает энергию из общих энергосетей по обычным расценкам),
зарабатывая на разнице.
«Это все делается для того, чтобы средства от «зеленого» тарифа не пошли
на финансирование зарубежного производителя, а оставались в Украине»,
— резюмировал Ермилов.
Очевидно, в ответ на высказывания С. Ермилова на 1-м Энергодне, уже на
следующий день, 2-го июня, Кабмин Украины без внятной мотивировки объявил,
что уволил его с должности главы НАЭР, и бразды правления — в руках первого
зама главы агентства Н. Пашкевича еще с 31 марта 2010 года (!), т.е.,
надо полагать, что Ермилов «самозванно» что-либо докладывал на форуме,
представляя НАЭР и Украину?
Вопрос о «растрате» средств от продажи квот Киотского протокола далеко
не однозначен. Якобы именно Япония инициировала проведение аудита целевого
расходования Кабмина Ю.?Тимошенко €300 млн., полученных от Японии за продажу
ей украинской квоты на выброс парниковых газов. Сроки аудита прошли, но
результаты — не объявлены.
А неделей ранее С. Ермилов сообщил, что деньги от продажи квот оказались
частично «утраченными». И, мол, из-за того, что Украина не может дать
отчет об использовании уже полученных средств, под угрозой оказались дальнейшие
транши в рамках программы. «Мы не можем начать переговоры по второму траншу
на сумму €140 млн.», — отметил он на выездном заседании Совета регионов
27 мая во Львове.
Заявление Ермилова на Совете регионов вызвало явное недовольство самого
Януковича, присутствовавшего там.
На следующий день, 28 мая, замминистра охраны окружающей природной среды
А. Гриценко сообщил: «Эти средства находятся на счете Министерства охраны
окружающей среды «де-факто» и «де-юре». И Госказначейство (ГК) выдало
справку, что сумма свыше 3 млрд. грн. находится на счете Министерства.
«Я видел эту справку», — сообщил замминистра.
Вместе с тем сообщалось, что ГПУ якобы добилась возвращения на счета ГК
€90 млн., полученных от продажи углеродных единиц японскому правительству,
и расследует «нецелевое использование» еще €200 млн., полученных по Киотскому
протоколу.
Сопоставление фактов, заявлений о намерениях, намерений о заявлениях,
утвержденных планов и деклараций о готовности в скором времени утвердить
планы по утверждению реформаторских программ не дает точного ответа —
«так где же деньги, Зин?». Что и у кого «отвоевала» ГПУ, и на чьи счета
перевели €90 млн., если все €300 млн. — на счетах Минприроды, но отвечать
за них должно именно НАЭР? А будет ли МинЖКХ действительно переводить
объекты со своих платных энергосетей на независимое возобновляемое энергоснабжение
и станет ли воплощать в жизнь хоть один из находящихся сейчас на рассмотрении
659 инвестпроектов?
Похоже, что «новая метла» в НАЭР не будет мести не только «по новому»,
но просто не будет мести, раз имеет статус очередного временщика при Премьере
и Президенте, ставящим себе в заслугу увеличение на 30% количества закупаемого
в РФ газа на 2011 г.
Итоги на сегодня: диверсификация источников энергоснабжения, энергосбережение
и возобновляемая энергогенерация в Украине после нескольких шагов вперед
оказываются в очередной раз отброшенными назад за ненадобностью местному
лобби многомиллиардных интересов Газпрома.
По материалам: 1+1, ТСН, День, МинПром