В 2004 году в Центральной и Восточной Европе впервые за последние 4 года
увеличились объемы продаж. По сравнению с 2003 годом было продано на 2,6%
больше оконных единиц (8,4 млн ед.).
До конца 2005 года аналитики ожидают роста продаж еще на 3,1%. Причины
столь благоприятного развития рынка связаны с ростом реального дохода
жителей Восточной Европы после вступления их государств в ЕС и, как следствие,
с повышением спроса на более качественную продукцию. В ближайшие годы
рынок окон в Центральной и Восточной Европе будет стабильно расти, причем
к 2007 году его объемы превысят объемы немецкого оконного рынка.
Между тем не в каждой отдельной стране наблюдаются положительные сдвиги
в развитии рынка. Польша стала единственной страной, где по-прежнему снижаются
объемы оконного рынка (минус 1%). Впрочем, это падение стало минимальным
за последние несколько лет, поэтому в ближайшем будущем можно будет ожидать
повышение спроса на новые окна.
Лидером же среди центральноевропейских государств стала Чехия: в 2004
году в этой стране было продано почти на 10% больше окон, чем в 2003.
Однозначным фаворитом среди оконных материалов остается ПВХ.
В 2004 году доля окон из ПВХ среди проданных составила почти 48%. ПВХ-окна
стоят гораздо дешевле, чем окна из других материалов, и требуют гораздо
меньшего ухода, благодаря этому, по мнению экспертов, в данном секторе
достигается оптимальное соотношение “цена-качество”.
К 2007 году доля окон из ПВХ в странах Восточной Европы достигнет 50%,
однако на этом скорее всего и остановится. “Хотя большинство производителей
буквально молятся на ПВХ, уже сейчас рынок проявляет симптомы насыщения.
В Восточной Европе слишком много окон из ПВХ”, — говорит аналитик Interconnection
Consulting Group M. Фюрхакер.
Одновременно с этим стабильно растет популярность окон, при производстве
которых используются древесина и алюминий. Если окна из ПВХ или алюминиевые
окна показывают ежегодный прирост продаж в 6%, а деревянные окна лишь
в 2%, то окна, где используется комбинация древесины и алюминия, каждый
год продаются все лучше и лучше. Так за последний год рост продаж таких
окон составил 11%. Однако, эта группа материалов по-прежнему занимает
очень небольшое место в ассортименте продукции — всего лишь 3,2%.
Алюминиевые окна пользуются большим спросом в коммерческом строительстве.
В ближайшие годы объемы этого сектора в странах Восточной Европы будут
только возрастать, поэтому потребность в окнах из алюминия будет оставаться
достаточно высокой. Правда, в большинстве случаев они используются при
реализации тех проектов, где определяющим является мнение архитектора
здания, а не инвестора или заказчика.
Впрочем, и в этом сегменте рынка конкуренция между окнами из алюминия
и окнами из ПВХ очень жесткая. Окна из ПВХ, алюминия и комбинированных
материалов вполне успешно обосновались на рынках стран Центральной и Восточной
Европы.
В то же время существенно сократилась доля окон из древесины, и перспективы
их выглядят, мягко говоря, удручающе. При этом спрос на деревянные окна
по-прежнему растет, хоть и меньшими темпами, чем на окна из других материалов.
“Потребители умеют ценить высокое качество, к тому же внешний вид окон
играет для них далеко не последнюю роль. Клиентов, готовых платить за
дорогие высококачественные окна из древесины, становится все больше, и
многие производители уже видят в них отдельный сегмент рынка, который
они рассчитывают заполнить своей продукцией”, — продолжает М. Фюрхакер.
Однако даже постоянный рост продаж деревянных окон не способен замедлить
снижение их доли на рынке, тем более остановить его.
Стоит также отметить, что почти 40% окон продаются в Восточной Европе
не напрямую, а через посредников, будь то специализированные магазины
или строительные рынки.
Впрочем, и здесь существуют различия: в Польше, например, объемы непрямых
продаж уже достигли 50% от объема всех продаж, а в Словении 75% всех окон
продаются конечным потребителям непосредственно самими производителями.
В ближайшие годы рост непрямых продаж продолжится, хоть и не такими высокими
темпами.