
В 2004 году в Центральной и Восточной Европе впервые за последние 4 года 
        увеличились объемы продаж. По сравнению с 2003 годом было продано на 2,6% 
        больше оконных единиц (8,4 млн ед.). 
        До конца 2005 года аналитики ожидают роста продаж еще на 3,1%. Причины 
        столь благоприятного развития рынка связаны с ростом реального дохода 
        жителей Восточной Европы после вступления их государств в ЕС и, как следствие, 
        с повышением спроса на более качественную продукцию. В ближайшие годы 
        рынок окон в Центральной и Восточной Европе будет стабильно расти, причем 
        к 2007 году его объемы превысят объемы немецкого оконного рынка. 
        Между тем не в каждой отдельной стране наблюдаются положительные сдвиги 
        в развитии рынка. Польша стала единственной страной, где по-прежнему снижаются 
        объемы оконного рынка (минус 1%). Впрочем, это падение стало минимальным 
        за последние несколько лет, поэтому в ближайшем будущем можно будет ожидать 
        повышение спроса на новые окна. 
        Лидером же среди центральноевропейских государств стала Чехия: в 2004 
        году в этой стране было продано почти на 10% больше окон, чем в 2003. 
        
        Однозначным фаворитом среди оконных материалов остается ПВХ. 
        В 2004 году доля окон из ПВХ среди проданных составила почти 48%. ПВХ-окна 
        стоят гораздо дешевле, чем окна из других материалов, и требуют гораздо 
        меньшего ухода, благодаря этому, по мнению экспертов, в данном секторе 
        достигается оптимальное соотношение “цена-качество”.
        К 2007 году доля окон из ПВХ в странах Восточной Европы достигнет 50%, 
        однако на этом скорее всего и остановится. “Хотя большинство производителей 
        буквально молятся на ПВХ, уже сейчас рынок проявляет симптомы насыщения. 
        
        В Восточной Европе слишком много окон из ПВХ”, — говорит аналитик Interconnection 
        Consulting Group M. Фюрхакер. 
        Одновременно с этим стабильно растет популярность окон, при производстве 
        которых используются древесина и алюминий. Если окна из ПВХ или алюминиевые 
        окна показывают ежегодный прирост продаж в 6%, а деревянные окна лишь 
        в 2%, то окна, где используется комбинация древесины и алюминия, каждый 
        год продаются все лучше и лучше. Так за последний год рост продаж таких 
        окон составил 11%. Однако, эта группа материалов по-прежнему занимает 
        очень небольшое место в ассортименте продукции — всего лишь 3,2%.
        Алюминиевые окна пользуются большим спросом в коммерческом строительстве. 
        В ближайшие годы объемы этого сектора в странах Восточной Европы будут 
        только возрастать, поэтому потребность в окнах из алюминия будет оставаться 
        достаточно высокой. Правда, в большинстве случаев они используются при 
        реализации тех проектов, где определяющим является мнение архитектора 
        здания, а не инвестора или заказчика. 
        Впрочем, и в этом сегменте рынка конкуренция между окнами из алюминия 
        и окнами из ПВХ очень жесткая. Окна из ПВХ, алюминия и комбинированных 
        материалов вполне успешно обосновались на рынках стран Центральной и Восточной 
        Европы. 
        В то же время существенно сократилась доля окон из древесины, и перспективы 
        их выглядят, мягко говоря, удручающе. При этом спрос на деревянные окна 
        по-прежнему растет, хоть и меньшими темпами, чем на окна из других материалов. 
        “Потребители умеют ценить высокое качество, к тому же внешний вид окон 
        играет для них далеко не последнюю роль. Клиентов, готовых платить за 
        дорогие высококачественные окна из древесины, становится все больше, и 
        многие производители уже видят в них отдельный сегмент рынка, который 
        они рассчитывают заполнить своей продукцией”, — продолжает М. Фюрхакер. 
        Однако даже постоянный рост продаж деревянных окон не способен замедлить 
        снижение их доли на рынке, тем более остановить его.
        Стоит также отметить, что почти 40% окон продаются в Восточной Европе 
        не напрямую, а через посредников, будь то специализированные магазины 
        или строительные рынки. 
        Впрочем, и здесь существуют различия: в Польше, например, объемы непрямых 
        продаж уже достигли 50% от объема всех продаж, а в Словении 75% всех окон 
        продаются конечным потребителям непосредственно самими производителями. 
        В ближайшие годы рост непрямых продаж продолжится, хоть и не такими высокими 
        темпами.