• Валерий Иванович, как бы Вы оценили прошедший год
для строительной отрасли Украины?
Учитывая, что строительная отрасль фондообразовывающая, позитивных результатов
ее работы нельзя достичь без аналогичных результатов в экономике Украины
вообще. Увеличение объемов производства во многих отраслях, рост ВВП,
стабильное положение денежной единицы — все это положительно повлияло
на ситуацию в строительном комплексе страны в 2003 году.
Если говорить на языке цифр, объемы капитальных вложений по итогам года
выросли почти на треть по сравнению с прошлым годом, объемы роста строительно-монтажных
работ — в пределах 27%. Будут выполнены и другие показатели: в частности,
увеличатся объемы строительства жилья в сравнении с прошлым годом.
Было бы наивным утверждать, что в строительном комплексе у нас все отлично.
Еще есть масса недостатков, над которыми сегодня работает Госстрой Украины
и его подразделения.
На наш взгляд, очень важным аспектом по итогам года является привлечение
отечественных и зарубежных инвестиций в строительство. Несколько месяцев
назад, когда проходила международная конференция по вопросам инвестиционной
политики в Украине, ее участники свели перечень многих недостатков и проблем
Украины к таким направлениям, как несовершенная налоговая система, очень
сложная разрешительная система в строительстве (обременительная и дорогая
по времени). Понятное дело, поднимался вопрос и о том, как навести порядок
в бюрократическом аппарате исполнительных структур, где часто решение
простого вопроса затягивается на длительный срок.
• Можно ли строителям ожидать в наступившем году упрощения
сложной разрешительной системы?
Мы давно ведем работу в строительном комплексе по поиску механизмов и
путей упрощения разрешительной системы по всем направлениям. Я уже сказал,
что она обременительна. Для того чтобы построить объект, предприятию необходимо
собрать более сотни подписей разных организаций, причем иногда приходится
обращаться в одни и те же организации дважды. Мы разработали ряд нормативных
документов, чтобы упростить разрешительную систему на треть.
Более того, мы пошли на то, чтобы очертить перечень объектов, по которым
не нужно проводить комплексную госэкспертизу. Зачем модель комплексной
экспертизы по атомной станции накладывать на любой небольшой объект? Поэтому
Госстрой утвердил перечень объектов, по которым упрощена процедура не
экономического обоснования, а экспертизы.
Кроме того, по отдельным объектам мы разрешили проводить экспертизу не
45 дней, как это раньше было записано во всех нормативных документах,
а до 15 дней.
Мы также пошли на такой шаг, как разрешение в качестве эксперимента строительства
многоэтажных домов. Сегодня в Украине возводится с десяток домов высотой
32-36 этажей. Конечно, у нас есть проблемы в этом плане, связанные с отставанием
материально-технической базы наших пожарных служб. Но градостроительная
политика не должна быть привязана к недостаткам или слабой материальной
базе структур, обслуживающих объекты строительства в процессе эксплуатации.
Тем более, что наши решения отвечают международным стандартам. Сегодня
технология строительства, расчеты, материалы дают возможность смело увеличивать
этажность, учитывая, что земля становится товаром, и она будет дорогой.
Выходить за пределы Киева и готовить территорию под застройку массивов
мы будем, но не в массовом порядке, так как это стоит слишком дорого.
• Госстрой разрабатывает законопроект “Об “ответственности
субъектов хозяйственной деятельности за правонарушения в сфере градостроения”
с предусмтренными более жесткими наказаниями...
Законопроект не только разрабатывается, он уже подан на рассмотрение в
комитеты Верховного Совета. Документ уже прошел все стадии, его завизировали
министерства, он принят на заседании Кабинета Министров. Я на 100% уверен,
что закон пройдет в парламенте.
Если мы возводим высотные дома, если ответственность за безопасность строений
и конструкций возрастает, мы не можем несерьезно относиться к вопросу
нарушений ГОСТов, стандартов, нормативов и т. д. строительными организациями.
Мы внесли предложения, которые поднимают уровень ответственности и этих
структур, и отдельных физических лиц, нарушающих строительные правила.
Отношение к нарушителям не может быть либеральным.
n Когда будет утвержден новый порядок введения объектов в эксплуатацию?
Новый порядок подготовлен, он вступит в действие в этом году. Документ
более четко регламентирует действия структур, которые принимают объекты
в эксплуатацию. Жизнь показала, что в этом плане тоже нужно наводить порядок.
Мы не выходим за рамки действующего законодательства, существующих норм
и правил, мы просто систематизируем те недостатки, которые мы выявили
в процессе строительства и принятия объектов в эксплуатацию, и делаем
все для того, чтобы навести в этой области элементарный порядок в рамках
действующего законодательства.
Повторяю еще раз, строительство — это отрасль, которая связана с жизнью
человека, и тут не может быть непрофессионального подхода. Процесс введения
объектов в эксплуатацию теперь будет более жестким.
• Будут ли в ближайшей перспективе проводиться работы
по реконструкции “хрущевок”, которых только в Киеве насчитывается более
1,5 тысяч?
Действительно, на сегодняшний день в Украине много объектов устаревших
серий, которые мы называем “хрущевками”. Утверждена государственная программа
их реставрации и реконструкции. На это следует идти, так как дома, которые
возводились в послевоенное время, не отвечают современным нормативам и
стандартам. К сожалению, программа выполняется в очень малых объемах,
потому что на нее не хватает ресурсов. Мы работаем над технологией реконструкции
“хрущевок”, она будет разработана в короткие сроки и позволит нам реально
заинтересовать инвесторов, чтобы они шли на реконструкцию и реставрацию
этих зданий. У нас есть четкая система, и мы будем постепенно приступать
к реконструкции этих домов.
Зарубежный опыт показывает, что это можно делать и с отселением, и без
него. Я сторонник того, что людей все же нужно отселять, потому что проживать
семьям в условиях реконструкции очень непросто. А вообще моделей и методов
реконструкции “хрущевок” может быть сколько угодно. Дело ученого и архитектора
разработать оптимальную модель, а мы узаконим подходящий вариант.
• Каковы перспективы достройки для объектов незавершенного
строительства по Украине?
Объекты незавершенного строительства — это наша беда. Их
несколько десятков тысяч, и их необходимо пускать в работу. Это деньги,
закопанные в землю, которые не работают на экономику. Мы сейчас отрабатываем
механизм, который позволит упростить схему, дающую возможность решать
проблему продажи объектов незавершенного строительства. Я, например, приверженец
того, чтобы цена на такие объекты была символичной. Продавать эти объекты
нужно, немного изменив схему продажи и сделав все, чтобы инвестор с удовольствием
покупал объекты незавершенного строительства. Для страны это очень выгодно.
Инвестор вкладывает деньги, создает рабочие места для людей. А главное,
объект, “доведенный до ума”, дает потом продукцию, а это отчисления в
налоговую систему, наполнение бюджета.