14 июня состоялось III заседание Клуба Энергоэффективности, посвященное вопросу подготовки Украины к новому отопительному сезону.
Ключевой тезис встречи — необходимо принять пакет законов об энергоэффективности. Старт комплексной термомодернизации возможен только с полноценной законодательной базой.
Клуб Энергоэффективности — неформальная коммуникационная среда, цель которой — наладить тематический диалог между ответственными агентами изменений и гражданами Украины.
Инициаторы Клуба: Гражданская сеть ОПОРА, Госэнергоэффективности и международные компании Henkel,
Два последних года дали прорыв на законодательном уровне и на уровне энергоэффективных технологий: принят закон об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме и начала работать первая в Украине программа по энергоэффективности «Теплые кредиты».
Ключевой стимул для утепления среди населения -— финансовый (повышение тарифов), однако владелец также должен осознать ответственность за состояние дома, в котором проживает.
Для экономии энергии важно как утепление, так и регулировка системы отопления. Важным является принятие закона о коммерческом учете коммунальных услуг, что позволит получить индивидуальный учет в старых домах.
Украинский закон об ОСМД невысокого качества: он предполагает определенный выбор, но не предусматривает обязанностей, что приводит к проблемам в управлении домами.
В Украине отсутствуют адекватные законы по управлению ЖКХ и законы по «пакету энергоэффективности». Без них невозможен запуск системной термомодернизации жилья и деятельности Фонда энергоэффективности.
Нет прозрачной схемы расчета тарифов.
Необходимо обновление инфраструктуры в сфере производства и поставки коммунальных услуг.
Украинские города, которые ввели системы энергоменеджмента и мониторинга, уже сэкономили миллионы гривен. P> li>
Жителям домов нужно осознать свои права и обязанности и пользоваться теми возможностями, которые уже есть в Украине — программа «теплые кредиты» и местные программы удешевления этих кредитов, в будущем —
Термомодернизация многоквартирных домов должна быть комплексной, также следует стимулировать строительство пассивных домов в соответствии с нормами ЕС.
Основная проблема ОСМД в получении «теплых кредитов» — отсутствие единого банковского продукта, который позволил бы провести полную термомодернизацию. Получение таких кредитов тормозится из-за проблем с возвращением льгот и субсидий, также существуют проблемы у банков с требованиями объема ремонтных фондов ОСМД, которые с их точки зрения являются заниженными.
Государство не проводит обучающей работы с органами местного самоуправления, что также тормозит проведение термомодернизации, тогда как 90% городов Украины, в том числе Киев, требуют неотложного ремонта сетей и котельных.
Комплексное утепление и модернизация — лучший подход, однако в сегодняшних реалиях не стоит пренебрегать частичными мерами, термомодернизация может быть последовательной.
В 2017 году в программе «теплых кредитов» задействовано уже 4 банка (присоединился ПриватБанк), введена обязательность коммерческого учета для термомодернизации многоквартирных домов, усовершенствованы вопросы мониторинга и верификации результатов проведения энергоэффективных мероприятий.
Госэнергоэффективности ожидает выделения дополнительных 300 млн грн на продолжение программы «теплых кредитов», поскольку средства для физлиц исчерпаны.
Наибольший потенциал повышения энергоэффективности на примере опыта ведущих стран мира (США, Япония, Китай) — сектор энергоэффективности зданий.
В Украине только 7% нового жилого фонда (застройка после 1991 года).
Наибольший спрос по программам энергосбережения — установку энергоэффективных окон (67% от всех кредитов), утепление (17%), системы отопления (13%). В Германии системы отопления составляют 41%, а окна — 35%.
800 млн грн на энергоэффективность при 50 млрд грн на субсидии — это позор. Правительство не слышит аргументы о выделении 1-2 млрд грн на энергоэффективные программы.
В Украине недостаточно ОСМД для системного производства комплексной термомодернизации, мы имеем гораздо более сложную систему собственности по сравнению со странами ЕС.
Минфин фактически подтвердил, что средства, заложенные на субсидии, уже исчерпались. Правительство готовит дополнительные
Необходима глобальная реформа системы субсидий, субсидианты должны быть финансово заинтересованы в проведении энергоэффективных мероприятий.
Для решения проблем ОСМД необходимо принятие законопроекта, который определяет ответственность застройщика за несвоевременную передачу технической документации, и законопроекта, который решает вопрос земельного участка многоквартирного дома.
Энергоменеджеров необходимо готовить на государственном уровне, внедрять энергоменеджмент системно, иначе вскоре украинцы будут жить в городах с очень разными уровнями качества коммунальных услуг.