Какие, по Вашему мнению, главные результаты реформирования ЖКХ и сферы энергоэффективности в жилом секторе?
Татьяна Бойко:
Реформа только началась, и люди уже получили несколько важных инструментов.
Первый — возможность управлять домом через уставные собрания ОСМД или делегировать полномочия управляющему, которая была предоставлена Законом 417 об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме. После принятия закона было создано более 10 тыс. ОСМД. Практика ЕС показывает, что в 90% случаев функции управления делегируются, поскольку самостоятельно управлять домом — дорого, рынок может лучше с этим справиться. Но у нас этот рынок только зарождается и для нормализации деятельности управляющих предстоит еще принять закон о
жилищно-коммунальных услугах.
Второй инструмент — программа «теплых кредитов». На сегодня реализовано около 900 проектов по утеплению и почти в каждом городе Украины есть своя история успеха. Однако не все готовы к кредитному механизму из-за высоких процентных ставок и проблем с возмещением льгот и субсидий.
Государственная программа «Теплые кредиты» была остановлена к концу 2021 года.
В таких городах, как Луцк, Славутич мэры выступают драйверами процесса утепления. Это правильно, когда все зависит от позиции мэра?
Татьяна Бойко:
На самом деле не все зависит от позиции мэра. В жилом секторе реформа не осуществится, если жители территориальной общины сами не возьмут на себя ответственность. Местные власти могут утеплить садики и больницы, наладить энергоэффективную систему транспорта, привлечь средства в коммунальную отрасль. Но до 60% тепла теряется именно в зданиях. В то же время на практике мы видим, что там, где активные муниципалитеты, консолидация общества происходит гораздо быстрее.
«В жилом секторе реформы не будет, если жители сами не возьмут на себя ответственность за внедрение энергоэффективности»
Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ
Гражданской сети ОПОРА
Татьяна Бойко:
На государственном уровне такой системы не существует. Главная проблема в том, что на высшем уровне провозглашается вектор на энергоэффективность, но, если посмотреть на конкретные действия, то проблем много.
С какими ключевыми трудностями сталкиваются ОСМД?
Татьяна Бойко:
Самая большая проблема — задержки выплат по субсидиям. Сейчас задолженность перед
предприятиями-поставщиками услуг составляет свыше 10 млрд грн. Для добросовестных плательщиков за коммунальные услуги сложилась критическая ситуация — из-за огромного количества субсидиантов вопрос погашения задолженности невозможно решить самостоятельно, до поступления средств от государства.
Другая проблема — это навязывание общедомовых газовых счетчиков, которые показывают существенно большее потребление, чем совокупность индивидуальных.
Мы предлагали алгоритм, когда люди сами покупают счетчики, а облгаз их должен установить. Однако для этого нужно внести изменения в инвестиционную программу, а их не согласовывает НКРЭКУ. Было подано письменное прошение о внесении таких изменений или нет — официального документа в подтверждение этих действий нам не предоставляют. Фактически газоснабжающие организации саботируют установку индивидуальных счетчиков. А в ОСМД возникают проблемы из-за неравномерного потребления: кто-то потребляет мало газа, а кто-то устраивает домашние
мини-пекарни, обогревает квартиры духовкой и тому подобное. Платежки же все получают одинаковые.
Другие проблемные моменты — в новых ОСМД застройщики не хотят передавать техническую документацию на дом, не решен вопрос земельного участка придомовой территории, поскольку нужно вводить изменения в земельный кодекс.
«Газоснабжающие организации саботируют установку индивидуальных счетчиков»
Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ
Гражданской сети ОПОРА
По Вашему мнению, кто или что тормозит процесс запуска комплексного утепления в Украине?
Татьяна Бойко:
У высшего руководства нет сознательного желания тормозить реформы. Есть страх предпринимать действия. А реформа требует многих непопулярных шагов. Например, в сфере ЖКХ нужно ликвидировать ЖЭКи, обеспечить на 100% все дома приборами учета. Жилой фонд стареет, и все время искусственно сдерживать тарифы невозможно.
Когда люди будут четко понимать, за что они платят, то начнут требовать у монополиста отчета за потраченные средства. Собственно к этому и нет готовности. Власть боится активных граждан, которые будут задавать вопросы, объединяться и брать ситуацию под общественный контроль.
Все имеющиеся истории успешной термомодернизации — в основном инициатива снизу, и таких ОСМД — в пределах 1000 (из 27 тыс. имеющихся на сегодня). По данным Нафтогаза, в Украине 120 тыс. домов, требующих энергоэффективных мероприятий, то есть впереди еще огромная работа.
«Власть боится активных граждан, которые будут задавать вопросы, объединяться и брать ситуацию под общественный контроль»
Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ
Гражданской сети ОПОРА
По статистике, инициативных людей — до 10%. Вот и наберется на тот же процент инициативных ОСМД, которые утеплятся самостоятельно. А что дальше?
Татьяна Бойко:
Украина выбрала самый сложный способ приватизации. Такого количества владельцев на один дом почти нигде в мире нет. В ЕС собственность — слишком дорого, поэтому за рубежом в одном многоквартирном доме может быть до 10 владельцев жилья, которые получили право собственности сразу на часть дома и осознают ответственность как за само жилье, так и за приквартирную и придомовую территорию. В то же время в западных странах развит институт аренды жилья.
В Украине же количество владельцев преимущественно равно количеству квартир — примерно от 150 до 600 и более. И проблема в отсутствии у большинства людей понимания, что квартира — это ответственность.
Поэтому мы выбрали длинный и сложный, но собственный путь и не сможем на 100% повторить никакой международный опыт в вопросе проведения термомодернизации жилья.
Массово утеплить дома на средства налогоплательщиков не в состоянии себе позволить ни одна страна. Государство может только финансово мотивировать людей. Идеально было бы, если бы в Украине выросла экономика и уменьшились процентные ставки по кредитам — это ключевой вопрос.
Когда, по Вашему мнению, Фонд энергоэффективности сможет выдать первый грант? Ранее сообщалось, что уже в апреле 2017 года.
Татьяна Бойко:
Апрель 2018 — это оптимистичный сценарий, более реалистичный прогноз — это еще минимум два года на запуск Фонда. Насколько я понимаю, ЕС готов выделять средства (заявлена цифра в 120 млн евро) в Фонд тогда, когда на него выделит средства Украина.
На энергоэффективность в 2017 году
направлено 800 млн грн — 400 млн грн уже потрачены на «теплые кредиты», еще 300 млн грн также планируют перебросить на утепление, остаются 100 млн грн. Этой суммы достаточно для запуска Фонда. Что касается европейских средств, то, по мнению специалистов, 120 млн евро пойдут на создание офиса технической поддержки, который будет проводить работу с совладельцами, оказывать техническую помощь и
проводить энергоаудит. А дальше нужны средства на сами гранты.
Запуск Фонда — это серьезный шаг, однако он далеко не решающий, поскольку сначала в обществе должна сформироваться готовность к объединению в ОСМД и ответственность за дом.
«Украина выбрала длинный и сложный, но собственный путь и не сможет на 100% повторить никакой международный опыт в вопросе термомодернизации жилья»
Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ
Гражданской сети ОПОРА
Как Вы оцениваете ситуацию с монетизацией субсидий — будет ли ожидаемый эффект, люди станут вкладывать сэкономленные средства в утепление?
Татьяна Бойко:
К этому нужно стремиться. Сейчас на субсидии претендует очень широкий круг граждан и они никак не мотивированы внедрять энергоэффективность.
Нужна верификация субсидиантов и создание единой базы. Претенденты на субсидии должны показывать информацию обо всех своих доходах, также нужно определить критерии бедности. Кроме того, ввести мониторинг потребления, и при высоких показателях энергозатрат лишать людей субсидий. Социальные нормативы должны постепенно уменьшаться, а тех, кто экономит, стоит премировать. Сейчас принято решение о монетизации остатков, увидим, как оно будет реализовано в следующем отопительном сезоне.
То есть сегодня нет единой прописанной схемы монетизации, по которой люди будут напрямую заинтересованы вкладывать в утепление?
Татьяна Бойко:
В том и проблема, что нет ни среднесрочного, ни долгосрочного
публичного плана, согласно которому люди смогут смоделировать свое поведение. Сейчас им выгодно ничего не делать и получать субсидии. Когда человек будет четко понимать, что в случае экономии получит вознаграждение, а в случае перерасхода — потеряет субсидию, тогда и появится мотивация.
В долгосрочной перспективе субсидии должны остаться для действительно бедных людей.
«Мотивация утеплять и модернизировать жилье появится тогда, когда человек будет четко понимать, что в случае перерасхода он потеряет субсидию, а в случае экономии получит вознаграждение»
Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ
Гражданской сети ОПОРА
Кто должен разработать эту стратегию и чем может помочь ОПОРА?
Татьяна Бойко:
Мы неоднократно обращались к Правительству, в том числе с требованием обнародовать пошаговый план. Однако позиция Правительства заключается в том, чтобы сначала посмотреть, как сработает монетизация остатка. Никто не планирует на долгосрочную перспективу.
Как сделать так, чтобы этот процесс не зависел от конкретного премьера или правительства?
Татьяна Бойко:
Единственный действенный путь — давление со стороны международных доноров и общественных организаций. Монетизация записана в меморандуме с МВФ. Только это заставит Правительство пойти на непопулярные шаги — те, которые принесут блага в будущем. Сегодня для большинства субсидиантов такие шаги однозначно создадут дискомфорт.
Следующий отопительный сезон пройдет примерно так же, как и предыдущий?
Татьяна Бойко:
Думаю, да. И многое зависит от погодных условий. Сети настолько устаревшие, что любые катаклизмы могут привести к непоправимым последствиям.
Вы недавно комментировали ситуацию о состоянии теплосетей Киева и говорили, что нужно искать инвестора для ее модернизации. Насколько реально найти инвестора в нынешних условиях?
Татьяна Бойко:
Имеющаяся система не заточена под привлечение инвестиций. Инвестору нужны гарантии и долгосрочное понимание правил игры. В коммунальном секторе потенциальные инвесторы, с которыми мы говорили, называли следующие условия: фиксированный тариф и прозрачное правовое регулирование в перспективе
на 10-15 лет. В
Киеве я надеюсь на положительные изменения, ведь сети столицы изношены уже
на 70%.
«Условия для прихода инвесторов в коммунальный сектор: фиксированный тариф, прозрачное правовое регулирование в перспективе на 10-15 лет и реформирование субсидий»
Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ
Гражданской сети ОПОРА
Какие конкретные шаги могут быть предприняты в ближайшее время?
Татьяна Бойко:
Будет введено RAB-регулирование (
Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала, — прим. ред.) тарифов на тепло. Надеюсь, что это не приведет к повышению тарифов более чем на 10-15%. Такой метод тарифообразования закладывает стратегию долгосрочного планирования. Инвестиционная программа должна быть написана на 15 лет с фиксированным тарифом на 5 лет. Однако только этого шага недостаточно — без реформирования субсидий инвестор не придет.
Что должно быть сделано до конца года?
Татьяна Бойко:
Я расскажу, чего бы хотелось. Принять последний закон из «пакета энергоэффективности» — «Про
жилищно-коммунальные услуги» (
законы 4941 «Про энергоэффективность зданий» и 4901 «Про коммерческий учет коммунальных услуг» приняты на момент публикации, — прим. ред.) — и сформировать основную подзаконную базу. Хотя это не решит на 100% вопрос с учетом, поскольку из-за задержек выплат по субсидиям предприятия сейчас не имеют оборотных средств.
Надеюсь, что будет запущено стимулирующее тарифообразование на тепло и воду. Должны быть утверждены новые методики, чтобы на следующий сезон выйти на новые
RAB-тарифы.
Я не настроена оптимистично относительно решения по субсидиям, однако есть надежда на финансовый рычаг — давление доноров и требование хотя бы создать единую базу субсидиантов. Это был бы существенный, хотя и не популярный, шаг Правительства с заделом на будущее.