Карел Хирман: Системность и грамотный закон об ОСМД — основа энергоэффективности жилья

Карел Хирман: Системность и грамотный закон об ОСМД — основа энергоэффективности жилья

Пример успешной стратегии утепления и модернизации жилья в Словакии

Словакия сегодня имеет один из лучших показателей по термомодернизации старого жилого фонда на постсоциалистическом пространстве. Карел Хирман, словацкий эксперт по энергетике группы стратегических советников при Кабинете Министров Украины в интервью платформе OKNA.ua рассказал о пути страны в энергоэффективность длинной в 25 лет — что стало базой для активного системного утепления, какие ошибки были допущены и как Украине запустить механизм термомодернизации жилья в масштабе страны.



Карел Хирман
Карел Хирман,
эксперт по энергетике
группы стратегических советников
при Кабинете Министров Украины

Когда и с чего начался процесс утепления и модернизации жилья в Словакии?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Первые проекты по модернизации домов старой застройки начали появляться еще в начале 1990-х годов, задолго до того, как энергоэффективность стала популярной. Уже тогда было ясно, что тема важная и что она охватит не только утепление, но и устранение технических ошибок в панельных домах, которые возникали из-за низкого качества строительства и стройматериалов, применяемых в социалистические времена.
В 1993 году был принят закон про ОСМД — один из первых системных реформаторских законов после независимости Словакии, и по результатам сейчас мы видим, что это один из самых успешных реформаторских законов, который не менялся до 2014 года. Благодаря ему ОСМД начали играть главную роль, став фундаментом успеха термомодернизации. В 2014 году в закон были внесены изменения, связанные с нормированием условий работы сервисных компаний, которые предоставляют услуги ОСМД.
В 1996 году у нас был создан государственный Фонд поддержки модернизации и реконструкции жилья, цель которого — поддерживать процесс утепления и ремонта зданий, а также заниматься строительством новой арендной недвижимости для муниципалитетов.
С 1990-х годов Фонд и закон создали рамки для формирования спроса на термомодернизацию жилья. Были приняты соответствующие технические нормы и определены принципы работы строительных компаний.

Какие проблемы возникали при термомодернизации зданий?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Первый опыт утепления был весьма неудачный. Строительные компании проводили работы на свое усмотрение, допускали грубые ошибки, и в результате через год жильцы имели в квартирах «ботанический сад» в виде плесени и грибка. Банально не была выведена точка росы, что привело к конденсации влаги внутри помещения. Также возникали проблемы, когда люди хаотично меняли окна уже после утепления дома.
Мы пришли к выводу, что частичная модернизация не приносит ожидаемых результатов. Весь процесс должен иметь свою логику, поэтапность и график работ. Поэтому в Словакии были приняты технические нормы по комплексной термомодернизации, лицензированию работ, материалов и самих строительных компаний.
Приняты единые правила для защиты интересов участников рынка систем центрального отопления (ЦО) на основе технических показателей энергоэффективности работы систем (в Словакии смешанный рынок, на котором задействованы и госкомпании, и муниципалитеты, и частный бизнес).

«Частичная модернизация не приносит ожидаемых результатов. Весь процесс должен иметь свою логику, поэтапность и график работ»

Карел Хирман, эксперт по энергетике
группы стратегических советников при Кабинете Министров Украины

В результате последние 10–15 лет процесс комплексной системной модернизации зданий идет мощными темпами — в первую очередь окна меняются на энергоэффективные, вместе с термозащитой производится замена труб отопления и водоснабжения, лифтов, кровли и т. д.
В среднем после комплексной термомодернизации показатель потребления тепла в доме снижается с 150 кВт·ч на 1 м² до 70–80 кВт·ч на 1 м², самые успешные примеры — 70–60 кВт·ч на 1 м². У новых домов этот показатель должен быть ниже 50 кВт·ч.
Сегодня в Словакии уже более 50% панельных домов утеплены и модернизированы. И это очень хороший результат на фоне других постсоциалистических европейских стран.

Расскажите, пожалуйста, о принципах работы словацкого Фонда и источниках его финансирования.

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Изначально главная роль Фонда заключалась в выдаче кредитов по ставке чуть ниже, чем у коммерческих банков, но не ниже ставки нацбанка. И если работы были выполнены по проекту, то жильцы получали грант в размере около 20–30%. Уточню, что в то время процентные ставки по кредитам были примерно такие же, как сейчас в Украине (по схожей схеме предполагается работа Фонда энергоэффективности, который на данный момент создается в Украине, — прим. ред.). Пока ставки по кредитам высокие, фонд энергоэффективности должен быть нефинансовой институцией, он должен выдавать гранды.

«После комплексной термомодернизации показатель потребления тепла в доме снижается с 150 кВт·ч на 1 м² до 70–80 кВт·ч на 1 м². У новых домов этот показатель должен быть ниже 50 кВт·ч»

Карел Хирман, эксперт по энергетике
группы стратегических советников при Кабинете Министров Украины

Сегодня наш Фонд выдает кредиты ОСМД, то есть выступает в качестве финансового института. Источники финансирования — госбюджет и, с 2014 года, европейская программа поддержки энергоэффективности городских программ JESSICA. Кредитная ставка составляет 1% (Словакия в зоне евро) в год на 20 лет, кредитуются максимум 75–80% работ по утеплению. Также сейчас многие ОСМД утепляются через коммерческие банки, которые заинтересованы выдавать такие кредиты по минимальной ставке. Все дело в качественном законе, который обеспечивает прозрачные правила игры: ОСМД — платежеспособный партнер, а жильцы чувствуют себя спокойно, потому что банк не имеет права напрямую требовать от них оплаты по кредиту — их квартиры полностью защищены от кредита для ОСМД.
Раньше ситуация в ЖКХ была схожей с тем, что сейчас в Украине. Но с принятием закона об ОСМД люди поняли, что они могут сами формировать фонд на модернизацию и ремонт здания, самостоятельно распределяя и контролируя средства. Эти средства защищены от сервисных компаний и ЖЕКов.

Сформировалась ли конкуренция на рынке энергоносителей в коммунальной сфере Словакии?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Конкуренция есть на рынках газа и электричества, где потребители могут выбирать поставщика на основе внедрения европейской легислатуры. Другой вопрос — теплоснабжение, которое не управляется общими законами ЕС. Технически отдельного рынка тепла нет и быть не может, здесь невозможно внедрять правила по примеру газового и электрического рынка, поскольку рынок тепла ограничен пределами города или даже квартала.
У нас сформировалась скажем так «натуральная» монополия, которую контролирует регулятор по строго определенным правилам. Это позволяет защищать сферу от локальных политических интересов и удерживать справедливую цену, отражающую все необходимые расходы на производство и распределение тепла.

Как удалось достичь «натуральной» монополии на рынке теплоэнергии?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Уточню, что это не монополия в традиционном понимании — в 2000-х годах была волна перехода на индивидуальные котельные (тогда имел место дисбаланс между ценой газа для котельных и для ЦО, в результате чего было выгодно строить свою котельную). И сейчас поставщики тепла находятся под конкурентным давлением индивидуальных домовых котельных.
Поэтому сегодня поставщики ЦО мотивированы вкладывать в модернизацию сетей и зарабатывать на этом, одновременно предлагая потребителю выгодную, но справедливую цену за тепло, куда включены все составляющие: стоимость киловатт-часа плюс фиксируемая цена за обслуживание и модернизацию сетей. Все эти цифры указываются в счете за тепло. Только так ЦО может конкурировать с домовыми котельными.

Что именно мотивирует поставщика услуг инвестировать в модернизацию сетей?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
В конце 1990-х годов были приняты новые правила работы поставщиков ЦО. Суть в том, что расходы на ремонт и модернизацию сетей включаются в цену за тепло, и деньги остаются в обороте компании. Если экономия тепла на всей цепочке от котла до пункта раздачи в дом превышает определенный показатель, деньги достаются компании в виде бонуса. И наоборот, в случае высоких теплопотерь, поставщик несет дополнительные затраты.
Система защищает все стороны: конечный потребитель не платит за теплопотери сети, а поставщик имеет гарантии, что потребитель не может в любой момент отказаться от его услуг. Раз в три года поставщик проходит проверку и, на основании технических показателей, регулятор выставляет цену за тепло.

Сейчас продолжается переход на индивидуальные котельные?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Сегодня довольно сложно отключиться от сети ЦО, если цена за тепло экономически оправдана. Таким образом мы защищаем интересы поставщика и других потребителей, подключенных к этой сети.
Для отключения нужно получить разрешение и внести определенную сумму, покрывающую операционные расходы. Ведь потребителей становится меньше, а расходы на обслуживание сети остаются те же. Эта проблема есть во всех странах ЕС, где развита система ЦО.

Вы проводите мероприятия по энергоэффективности для администраций малых городов в Украине: что советуете им в первую очередь? Какие первые шаги делали мэры городов в Словакии?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Еще до того, как энергоэффективность стала модной в ЕС, в Словакии мы ввели обязательное условие для каждого города с ЦО — разработать свою энергостратегию развития.
Стратегии были разного качества, но те мэрии, которые сделали это профессионально и включили энергостратегию в долгосрочный план развития города, получили хороший результат. При таком комплексном подходе не возникает вопросов, как развивать системы ЦО и создавать конкуренцию. Процесс прозрачен и понятен всем — мэрии, жильцам, предприятиям и бизнесу. Системность — это основа. Главная задача городских властей — сформировать энергоконцепцию и включить ее в развитие города. И независимый регулятор должен следить за справедливой ценой за тепло.

«Главная задача городских властей — сформировать энергоконцепцию и включить ее в развитие города»

Карел Хирман, эксперт по энергетике
группы стратегических советников при Кабинете Министров Украины

Чего не хватает Украине для запуска системной термомодернизации жилого сектора?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Законодательной базы — до сих пор не приняты элементарные законы (законопроекты из сферы ЖКХ и энергоэффективности здании, необходимые для запуска работы Фонда энергоэффективности, сегодня находятся на разных этапах рассмотрения в ВРУ, — прим. ред.). А существующий закон про ОСМД — неудачный, тогда как реформы ЖКХ опираются именно на него.

Прошел ли уже пик поддержки энергоэффективности в Словакии?

— OKNA.ua
Карел Хирман:
Энергосбережение — neverending story. Инновационные решения появляются каждый день и их внедрение происходит непрерывно. В Украине, например, выгодно применять возобновляемые источники энергии в системах ЦО. Так, использование локальной агро- и лесной биомассы — это конкурентоспособный вариант газу, рост потребления местного сырья, создание новых рабочих мест и хорошая цена для потребителя.

За последние 10 лет в мире произошел технологический рывок во многих сферах, в том числе в производстве строительных материалов, термомодернизации, инфраструктуре домов и технических решениях. Поэтому дома, утепленные 15–20 лет назад, скоро снова будут нуждаться в модернизации. Это бесконечный процесс.
Но для внедрения инноваций должны быть прописаны соответствующие правила. И только системный подход позволяет добиться эффективности от применения инновационных технологий.

Фото обложки со специальным разрешением ARCHITEKTI ŠEBO LICHÝ, Братислава, Словакия

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567

Другие статьи на тему

Новое и лучшее