
Проектирование: 1994-2003 Строительство: 1997-2004 Генеральный проектировщик: ЦНИПИ КТЗ, мастерская АПМ-2 Заказчик: ДКРС МПС РФ Генеральный подрядчик: БСК-М Изготовление и монтаж светопрозрачных конструкций: ЗАО “Алфреймс” Проектирование и монтаж системы “интеллектуальный дом”: компания “Армо-групп” Технико-экономические показатели объекта: |
Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное
решения
Пятно застройки занимает практически весь участок, и здание своим криволинейным
северо-восточным фасадом повторяет очертания красной линии, проходящей
по дуге. При определении высоты и силуэта объекта учитывалось, что он
входит в общую систему доминант района наряду с существующими высотными
строениями.
Симметричное относительно центральной планировочной оси административное
здание представляет собой сложное в плане сооружение, состоящее из двух
17-этажных объемов: зоны А и зоны Б, которые на уровне перекрытия третьего
этажа объединяются 27-этажной башенной частью.

Поскольку между зонами А и Б на уровне нулевой отметки существует сквозной
проезд, в здании предусмотрено два входа. Главная входная группа расположена
в зоне Б по оси симметрии фасада.
Начиная с 3-го этажа, зоны А и Б объединяются, образуя так называемую
переходную зону. На третьем, общем для обеих зон, этаже расположена столовая.
Почти все остальные этажи — офисные, имеют похожую планировку и предназначены
для размещения служб и подразделений министерства.
На 12-13 этаже находятся двухсветный кабинет и комната отдыха министра,
помещения для его заместителей и охраны, приемные и т.д.
На 16-17 этажах — оснащенный современной акустической системой конференц-зал
вместимостью до 300 человек, VIP-фитнес-центр и выставочный зал.
В габаритах плана ниже уровня нулевой отметки устроена трехъярусная подземная
автостоянка на 99 машиномест. В подвальной части здания размещены технические
помещения.
В здании МПС РФ установлено около 20 лифтов, которые группируются в специальных
лифтовых холлах, образуя самостоятельные структурные узлы. В аварийной
ситуации доступ пожарных команд на все уровни здания обеспечивают 3 незадымляемых
и не отключающихся во время пожара лифта в специальном противопожарном
исполнении.
![]() Разрез |
![]() План 27-го этажа |

План первого этажа

План седьмого этажа
Несущие и ограждающие конструкции
Высокий уровень залегания грунтовых вод (–3,1-3,6 м) предопределил конструктивную
основу фундаментной части здания. Основную нагрузку воспринимают 10-метровые
буроинъекционные сваи, установленные с определенным шагом по всей площади
застройки и объединенные железобетонной монолитной плитой толщиной 1,5
м. На нее опираются несущие стены подвала, которые возводились по технологии
“двойная стена в грунте”. Особенность этой технологии заключается в том,
что по периметру сооружения на расстоянии 1,5 м друг от друга по очереди
отливались две стены: сначала “наружная” (=1 м), затем “внутренняя” (ок.
600 мм). Основное назначение “наружной” стены — защищать “внутреннюю”
от агрессивного воздействия грунтовой влаги.
Поскольку земляные работы производились в непосредственной близости от
трамвайной линии и железнодорожных путей, с целью сохранения устойчивости
“наружной” стены при возможных подвижках грунта было проведено ее горизонтальное
анкерование 10-метровой арматурой по всему периметру сооружения. По окончании
монтажа воздушную полость между стенами засыпали землей.
Несущий остов здания, образованный наружными и внутренними стенами (толщиной
250 мм), колоннами, пилонами и безбалочными перекрытиями, выполнен в монолитном
железобетоне. Основной шаг планировочных осей по объекту — 7,5 м.
![]() |
![]() |
![]() |
Фасадная система
Особого внимания заслуживает вариант целостного остекления здания, имеющего
оконные проемы, то есть выполненного по традиционным строительным технологиям.
В этом проекте была использована облегченная навесная профильная система
из алюминия марки Hueck/Hartmann — серия “тепло-холод” KF 75. Особенность
этой профильной фасадной системы заключается в том, что конструкции монтируются
снаружи ограждающих элементов, при этом они крепятся не к перекрытиям,
а к парапетным частям здания. Название “тепло-холод” система получила
из-за четкого разделения холодных и теплых областей. Области оконных проемов
являются теплыми, и на этих участках фасад выполняет все функции стандартных
теплых окон с поворотным, откидным или поворотно-откидным открыванием.
Глухие участки стены холодные, и фасад выполняет только декоративные функции.
По своей сути этот тип фасада является навесным вентилируемым фасадом,
так как в холодных областях предусмотрен вентилируемый зазор между плоскостью
остекления и примыкающим к стене утеплителем.
При отделке фасадов Административного здания МПС РФ в качестве непрозрачных
элементов декоративного экрана до уровня нижней отметки окон четвертого
этажа применялись плиты натурального гранита, выше — композитные панели
“Алюкобонд”. Стандартные панели (2і0,9 м) навешивались на алюминиевые
подконструкции, облицовочные элементы длиной более 3 м — на стальной каркас
в строительном исполнении. В качестве заполнения светопрозрачных конструкций
использовались стеклопакеты с солнцезащитным стеклом Stopsol Supersilver
Grey (Главербель Восток).
При обустройстве эксплуатируемой плоской кровли здания министерства, находящейся
в зоне видимости, использовался инверсионный вариант кровельного пирога
с последующим мощением бетонной плиткой 60і60 см и скрытыми воронками
внутреннего водостока. На участках кровли, задействованных под инженерные
системы, устроена инверсионная кровля с гравийной засыпкой.
По всему периметру здания вдоль верхней кромки наружных стен проходит
монорельс — элемент устройства для мытья фасадов.
|
Инженерное оборудование
Здание МПС РФ оснащено всеми необходимыми инженерными системами: водоснабжения,
отопления, канализации, вентиляции, кондиционирования, в том числе прецизионного,
а также системами безопасности.
Здание полностью автоматизировано. Интеллектуальная система управления
позволяет оптимизировать количество постов охраны и центров инженерного
контроля, получать объективную информацию о состоянии инженерных систем
и их работе, адекватно реагировать на внештатные ситуации и события, рассчитывать
и реально сокращать затраты на эксплуатацию здания.