Актуальные тенденции в фасадной архитектуре Европы и Украины

 4 105
Сергей Буравченко

Сергей Буравченко,
кандидат архитектуры, член-корреспондент Украинской академии архитектуры

 

Главной и наиболее базовой причиной возникновения стеклянной архитектуры являются красивые виды, раскрывающиеся через ограждения, стирание граней между архитектурным интерьерным пространством и природой. Вторая глобальная тенденция, о которой мы говорили раньше – эстетическое удовольствие от форм, как бы парящих в состоянии невесомости, и целый ряд новых эстетических возможностей формообразования, которые завораживают архитекторов.

На первых этапах реализации светопрозрачной архитектуры такие здания оказывались энергетически не эффективными – перегревались летом, теряли много энергии зимой.

Если глобально оценить актуальную тенденцию в светопрозрачной архитектуре современной Европы – то это тенденция к повышению экологической эффективности таких зданий, совершенствование их энергетической настройки на окружающий климат, программирование оптимального климатического режима в зданиях.

При этом в установлении оптимального климатического режима участвует подбор различных материалов, конструкций, объемно-планировочных решений и инженерного оборудования. Существенными факторами оптимизации энергетической эффективности являются ориентация здания по сторонам света, форма здания, применение специальных видов теплоотражающего и затеняющего стекла, применение в архитектуре здания солнцезащитных устройств и экранов, так называемые «дабл-фасады», организация циркуляции воздуха внутри здания и в воздушных прослойках, и наконец инженерное оборудование, в том числе то, что использует источники даровой – т.е. получаемой от природы бесплатно – энергии (солнечной, энергии земли (тепловые насосы), ветра и т.д.).

Среди концептуально ориентированных построек так называемых зданий с естественным освещением следует отметить работы Норманна Фостера, Жана Нувеля, Ренцо Пиано.

Известнейшие объекты Фостера: башня «Свис Ре» и ратуша в Лондоне.

 

Башня «Свис Ре» в Лондоне

Башня «Свис Ре» в Лондоне – пример экологической архитектуры здания с естественным освещением.

Так, башня «Свис Ре» – знаменитый огурец в центре Лондона – спроектирована с учетом целого комплекса энергетических инноваций. Наружные 3-х угольные стеклопакеты выполнены из ламинированного стекла. Темные стеклопакеты так называемых световых колодцев состоят из внешних тонированных закаленных стекол, к которым примыкают внутренние балконы. Благодаря использованию естественной вентиляции, уменьшаются расходы на кондиционирование. Фасеточная внешняя оболочка орнаментально разделяет поглощающие и отражающие сегменты остекления, создает живописный рисунок фасада здания. Двойная оболочка, разделенная спиральными воздушными каналами, интерпретирует энергетический обмен организма. В пространстве между стеклами двойного фасада находится солнцезащита из перфорированных панелей. Внутри двойного фасада циркулирует воздух из вентилируемых помещений. Это уменьшает затраты на охлаждение и отопление.

 

Ратуша в Лондоне

Ратуша в Лондоне – реализация результатов проектных исследований взаимодействия стеклянной архитектуры и окружающей среды – настройка здания по солнцу.

 

Здание ратуши в Лондоне по проекту Фостера представляет собой стеклянную оболочку элипсоидальной формы, наклоненную в южную сторону. Этот уклон и его легкое обратное террасирование обеспечивают солнцезащиту кабинетам. Стеклянный фасад здания ратуши ориентирован на север – в сторону Темзы. Двухслойная внешняя оболочка фасада имеет суммарный коэффициент теплопередачи 1,3 м2х оС/Вт. 25% остекленного фасада имеют солнцезащиту в виде жалюзи в пространстве между внешней и внутренней стеклянной оболочкой. Солнцезащитные ламели нагреваются солнечными лучами и образуют конвекционный поток. В то время как теплый воздух поднимается наверх, вытесняемый холодным воздухом. Для уменьшения затрат энергии здание оборудовано интеллектуальной системой слежения, учитывающей все факторы окружающей среды. Для системы охлаждения используются грунтовые воды из артезианской скважины.

Определяющим современные тенденции является здание с висячими садами «экологического небоскрёба» – здания Коммерцбанка во Франкфурте-на-Майне (арх. Норман Фостер). На типовых этажах небоскрёба две стороны заняты офисными помещениями, а третья – садами, выполняющими климатическую функцию, и служащими рекреациями для сотрудников. Сады, ориентированные на восток, укомплектованы растениями из Азии, на северо-запад – Северной Америки, на юго-запад – Средиземноморья. Здание остеклено двойным фасадом: внутренняя оболочка – энергосберегающий стеклопакет, внешняя – закалённое стекло толщиной 8 мм.

Аналогичная работа над экологическим режимом здания может быть рассмотрена на примере комплекса зданий правительственного центра в Берлине, здания павильонов шоу-парка Автоштадт в Вольфсбурге, целой серии энергетически эффективных жилых домов в Европе и США.

 

Бизнес-центр «Парус» в Киеве

Бизнес-центр «Парус» в Киеве – выразительная доминанта в Киеве, в которой, тем не менее, достаточно проблем, связанных с эксплуатацией из-за остекления.

Рассматривая набор примеров из украинской практики, мы вынуждены констатировать, что, несмотря на выразительные архитектурные формы, данные здания, как правило, являются продуктами сугубо архитектурно-дизайнерской мысли. К списку таких достаточно выразительных объектов следует отнести и главный офис Проминвестбанка, и офисный центр «Парус» и группу офисных зданий в районе Позняки в Киеве, а также такие объекты как «МОСТ» в Днепропетровске и «Сити-центр» в Донецке. С точки зрения архитектурных решении – это, несомненно, достойные внимания объекты. Однако, с точки зрения эксплуатации, здания весьма несовершенны. В пиковые периоды инженерные системы часто не справляются с задачами поддержания комфортного режима, а если и рассчитаны на «пиковый» режим, то делают функционирование таких объектов дорогостоящим.

 

Торгово-развлекательный комплекс «Сити-центр» в Донецке

Торгово-развлекательный комплекс «Сити-центр» в Донецке – здание, украсившее областной центр, но основные достижения в области архитектурной композиции.

 

Нередко поверхностные подходы к реализации проектов убивают саму идею стеклянной архитектуры. Например, построенное около 30 лет назад здание архитектурного факультета КНУБА. Это красивое здание с большим стеклянным атриумом, которое в зимнее время студенты избегают. В нем хуже, чем на улице. Еще экстремальнее бывает в летнюю жару. Вот к чему приводит некритическое заимствование архитектурных форм.

Достаточно типичными упущениями проектировщиков является тот факт, что стекло для фасадных систем выбирается без серьезного анализа инсоляционного воздействия и температурных перепадов в различные периоды года. Нередко это просто прозрачное или тонированное стекло, не обладающее какими-либо серьезными селективными свойствами. Почти не используются солнцезащитные устройства. Сложившаяся проблемная ситуация связана с серьезным отставанием от европейских стандартов нормирования систем остекления.

Очевидный вред в выборе фасадных систем приносит практика проведения тендеров-конкурсов на выполнение подрядов. Как правило, тендерные комиссии состоят из неквалифицированных людей, которых волнует исключительно один фактор – дешевизна соответствующего этапа работ. Игнорируются даже решения, принятые архитектором в проекте. За последствия эксплуатации здания не отвечает никто.

Таким образом, не стоит в радужных красках воспринимать появление большого количества зданий из стекла в Украине. Это – своеобразный «манки-бизнес», последствия которого еще долго будут вкушать те, кому предстоит страдать или получать убытки, проживая и работая в такой архитектуре.

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.
+380 44 237 XX XX +380 44 237 2567

Новое и лучшее

Ваш анализ несовершенства эксплуатационных качеств зданий абсолютно прав, но инвесторы нехотят оплачивть инсоляцию, солнцезащиту здания, что для стеклянных фасадов является самым главным.
21 нояб. 2009 г., 14:19
ОтветитьПожаловаться на спам