Статья не публикуется!

Центр реабилитации детей, больных аутизмом

 7 021
Идея создать в России Центр, где проходили бы реабилитацию дети с мало изученной и трудно поддающейся лечению болезнью — ранним детским аутизмом, возникла несколько лет назад. И уже на этапе проектирования стало ясно, что логика и правила создания привычных детских учреждений здесь не сработают.

Уже не одну сотню лет архитектура является для человека сферой, в которой равноправно и равнозначно сотрудничают наука и искусство, функциональность и красота. В разные периоды внезапное нарушение баланса 50і50 приводило к появлению или убогих “коробков”, угнетающе действующих на психику своей плоской функциональностью, или оригинальных до абсурдности объемных гротесков, на которые интересно полюбоваться в галерее на стене, но страшновато войти внутрь.
Проблема соотношения в архитектуре чистого искусства и ответственности архитекторов за безопасность и функциональность их детищ (чего нет ни в живописи, ни в литературе, ни в музыке) предстает в нашем веке широчайших возможностей техники особенно остро.
Но только ли математика и фантазия лежат в основе любого архитектурного творения (оставим пока проблему инвесторов)? Чем может стать архитектура для человека, помимо радости для глаз и крова?

Аутизм (от греч. аutos — сам) —
состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира




Проектирование Центра длилось не один год. В процессе работы главный архитектор — Андрей Александрович Чернихов — ввел третье составляющее архитектурного проекта — назовем его психоимпульс. То есть, в статичную пару “удобство — красота” вторглось понятие, напрямую связанное с действием или воздействием на человека. Причем воздействием не абстрактным (нравится — не нравится), а вполне осознанным, лечебным.
Вопреки распространенному мнению, аутичный ребенок не является умственно отсталым — он просто глубоко погружен в собственный внутренний мир, отказываясь или не умея воспринимать внешний мир и особенно окружающих людей. Это полное отстранение в конечном счете ведет к самоисключению ребенка из среды. Поэтому важнейшей задачей было создать такую внешнюю среду, которая уже сама по себе могла бы привлечь внимание ребенка, вывести его из апатичного отстранения. При этом крайне сложно балансировать на грани между “привлечь внимание” и “испугать”, вызвав еще большую замкнутость, ведь если что-то из внешнего мира и находит отклик в душе такого ребенка, то, скорее всего, за этим последует чувство тревоги.
В конечном итоге было принято решение воздействовать на сознание детей тремя наиболее сильными и понятными импульсами: формой, цветом и светом. То есть, архитектура должна была выступить равноправным ассистентом психологов и педагогов, в равной мере разделив и триумф в случае успеха, и ответственность при неудаче.

  А. А. Чернихов: “С самого начала работы над проектом стало ясно, что добротный, но ординарный фасад здесь не нужен. Для детей, которые и так соорудили себе “скорлупу”, защищающую их от внешнего мира, нельзя строить еще одну. Жизненная спираль аутичного ребенка закручивается внутрь себя, и задача всех, кто общается с такими детьми, состоит в том, чтобы приостановить закручивание этой спирали. И, конечно, постепенно открыть их для мира. Мне помогли их рисунки. Они очень прозрачны, как работы Ван Гога, у них своя структура, особое ощущение цвета. Все дети рисуют одно и то же: треугольники, кружочки, квадраты, волнистые линии. Ведь геометрическая азбука — единая во всем мире. И когда я начал думать об архитектуре, я решил использовать эту символику. Правда, в современной транскрипции”.

В фасадах и интерьерах Центра наиболее значимые геометрические формы человеческой культуры — круг, треугольник, квадрат, волна, спираль, увеличенные в размерах и застывшие символами в пространстве вместе с такими же, но объемными, фигурами, — создают ощущение некой геометрической азбуки, провоцирующей к общению на уровне подсознания.
Практически каждый элемент радужно-геометрического ансамбля Центра подвергался архитектором многократному анализу и пересмотру: “Не знаю, просто не знаю, как, например, дети отреагируют на витраж диаметром 5 метров? Будет ли этот круг давать им энергию или они будут шарахаться от этой дыры?”.

  Вот как комментирует свое отношение к проекту А. А. Чернихова директор Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, доктор медицинских наук, профессор В. Н. Касаткин:
“Как кажется нам, специалистам, работающим в этом здании, архитектор сознательно, но также и интуитивно сумел создать не просто здание, но некоторую специфическую среду, способную оказывать терапевтическое воздействие на детей с аутизмом. При этом соблюден очень важный баланс: не оставлять равнодушным, но и не будоражить глаз и воображение. Будоражить и шокировать такого ребенка — значит вызывать тревогу, которая еще глубже “закроет” ребенка, здесь же речь идет о возникающем желании пошире открыть глаза. У детей возникает интерес, но не страх и тревога.
Движение взгляда в архитектурном пространстве, направляемое формой и цветом, не описывает привычные прямые углы, которые мы даже не замечаем, а танцует, синкопирует в изломанном, но структурированном архитектурном мире”

Наряду с формой воздействует на сознание детей и цвет. Во внутреннем и наружном оформлении здания было задействовано около 50 цветов и оттенков. Многоцветие фасадов и интерьеров одновременно и нивелирует замкнутость пространства здания, “смешивая” его с синим небом и зелеными газонами двора, и в то же время создает изолированный мирок, пространство-сказку, безопасное убежище для замкнутых и боящихся внешней среды детей.
Важную роль в организации среды Центра играет свет. Оригинальная схема устройства естественного освещения позволяет “играть” светом, создавая внутри световые мостики, впуская в помещение цветные лучи солнца, отражающиеся от цветных внутренних поверхностей. Кроме того, в здании установлено более 660 светильников. Для каждого помещения архитекторы разработали ту или иную схему расположения стандартных светильников на потолке и стенах. Типовое осветительное оборудование превратилось в еще один инструмент дизайна.

  Проект стал победителем конкурса на лучший реализованный проект 2001 года в номинации “Объекты образования, детские и дошкольные учреждения”, получил Золотой диплом МААМ и МСА “За авнгардную архитектуру и новаторское мышление, раздвигающее горизонты профессиональной деятельности”

  Согласно статистике, в наши дни наряду с другими заболеваниями растет количество детей с ранним детским аутизмом — 15-20 случаев на 10 тысяч детей.
При этом ни в России, ни в Украине нет ни одного государственного специализированного учреждения для таких детей, тогда как в Великобритании более 40 школ для детей с аутизмом, в Дании с ее населением в
5 миллионов человек — 5 таких школ, а Америка тратит в год 29 тысяч долларов на содержание и реабилитацию одного аутичного ребенка

Андрей Александрович Чернихов – профессор Международной Академии архитектуры, действительный член и вице-президент Московского отделения Международной Академии архитектуры, член Президиума правления Союза архитекторов России, президент Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Многократный призер всероссийских и международных архитектурных фестивалей и конкурсов.
  • 1948 – родился в Москве
  • 1969-1974 – Московский архитектурный институт
  • 1969-1974 – Моспроект-1 – архитектор, руководитель группы архитекторов
  • 1975-1991 – “Гипропрос” Госстроя России – главный архитектор проектов, главный архитектор института
  • 1990 – наст. время – руководитель ООО “Архитектурно-дизайнерская мастерская А. Чернихова”
  • Основные постройки
  • Учебный центр подготовки специалистов нефтехимии на 1200 учащихся с поселком и инфраструктурой, г. Басра, Ирак
  • Главный учебный корпус Ташкентского медицинского института, Узбекистан
  • Реконструкция здания Верховного Суда, г. Москва
  • Многофункциональный торгово-досуговый центр на площади у станции метро “Варшавская”, г. Москва
  • Первый в России Центр реабилитации детей, страдающих ранним аутизмом

    Основные проекты

  • Проекты детальных планировок Мосфильмовских улиц, центра Ленинского района, комплексов вузов в районе Юго-Запада, г. Москва
  • Проект школ для Ленинакана, ликвидация последствий землетрясения в Армении 1989 г
  • Реконструкция здания Министерства архитектуры и строительства России, г. Москва
  • Театрально-коммерческий центр Олега Табакова, г. Москва
    Храм Александра Невского на бульваре Карбышева и комплекс звонниц на ул. Народного ополчения, г. Москва
  • Застройка квартала “Ново-Куркино” в г. Химки Московской области, микрорайоны 6, 7, 8
  • Жилой комплекс “Город в городе” района Чертаново-Северного, г. Москва

    Конкурсы

  • Лауреат конкурса FIDEXPO-2003
  • Гран-при в номинации “Дизайн”, категория “Мэтр”, 2003 год
  • Первая премия в Международном архитектурном конкурсе “Созидание”, Одесса, Украина, 2003 год
  • Трижды лауреат Всероссийской национальной премии “Виктория” в области дизайна
  • Лауреат II Международного фестиваля “Архитектура и дизайн интерьера”, 2000 год, Москва



  • Трехэтажный Центр был построен на территории реконструированного детского сада. На первом этаже корпуса находятся главный вход в здание и вестибюль с гардеробом. Поскольку Центр реабилитации — это образовательное учреждение, он имеет специфический набор помещений, относительно небольших, изолированных друг от друга, но в то же время связанных между собой горизонтальными и вертикальными коммуникациями. Успешной адаптации аутистов призваны помочь расположенные на каждом этаже кабинеты психологической разгрузки, игровые комнаты, всевозможные зоны отдыха со зрительными, тактильными и слуховыми стимуляторами. Кроме того, в школе есть бассейн, зимний сад, столовая и библиотека.

      Одним из средств реализации причудливой геометрии Центра выступило остекление: сложные атриумы, стеклянная кровля импровизированной улицы, зенитный фонарь в библиотеке, трехэтажные витражи зимнего сада, а также окна самых разнообразных форм и цветов. Несмотря на то, что ориентация Центра была очень специфичной, веселые неординарные окна улучшают настроение при одном взгляде на них даже у очень занятых людей.

    Композиционным ядром Центра является многосветное пространство, образованное двумя атриумами, пересекающимися под прямым углом. Атриум, параллельный главному фасаду, имитирует небольшую пешеходную улицу. Для большей достоверности этой имитации по ее оси установлены уличные фонари, выполнено керамогранитное мощение, а на уровне второго этажа через улицу перекинут забавный мостик.
    Второй атриум, перпендикулярный первому, имеет совершенно другие пропорции и решен в очень оригинальной оптической манере. В основе декоративного оформления одной его стены лежит жесткий ритм повторяющихся трехэтажных пилястр-полуколонн, что вызывает ассоциации с ордерной системой, порядком и дисциплиной. Противоположная же стена, благодаря наличию большого количества “пляшущих” проемов, словно нарисованных нетвердой детской рукой, отличается асимметрией и свободой.
    Каждый из цветных, асимметричных уголков Центра как будто наделен способностью чувствовать и общаться, побуждая сознание больного ребенка к ответному общению.

    Эпилог
    Уже несколько лет московский Центр реабилитации детей, больных ранним детским аутизмом, успешно работает. Идея сделать архитектуру не только “застывшей музыкой” или “искусством, сквозь которое можно пройти”, но и деятельным “коллегой” человека оказалась жизнеспособной. Хотя кто знает, есть ли у этой идеи будущее, ведь на Архитектурном совете, где проходило утверждение авангардного проекта, без существенных трудностей не обошлось.
    Зато на Всемирном конгрессе по аутизму, проходившем тогда в Барселоне, реакция была совсем другой. Привезенный архитектором проект не оставил равнодушным никого из полутора тысяч участников. Люди, которые знали, что такое детский аутизм, смогли оценить, насколько сильна в этой архитектуре идея надежды. Ведь “Только искусство позволяет нам сказать даже то, чего мы не знаем (Габриэль Лауб)”.


    Подготовила Ольга Шишова

    Благодарим за помощь в подготовке статьи журнал “Технологии строительства”, компанию “Окна Москвы”, а также:
    http://www.archiart.com.ua
    http://www.building-industry.net.ru
    http://www.stroi.ru
    http://www.moskvarch.ru

    Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.
    Алюмінієві профілі Profilco

    Новое и лучшее