Уже не одну сотню лет архитектура является для человека сферой,
в которой равноправно и равнозначно сотрудничают наука и искусство,
функциональность и красота. В разные периоды внезапное нарушение
баланса 50і50 приводило к появлению или убогих “коробков”, угнетающе
действующих на психику своей плоской функциональностью, или оригинальных
до абсурдности объемных гротесков, на которые интересно полюбоваться
в галерее на стене, но страшновато войти внутрь. Аутизм (от греч. аutos — сам) — |
|
|
Проектирование Центра длилось не один год. В процессе работы главный
архитектор — Андрей Александрович Чернихов — ввел третье составляющее
архитектурного проекта — назовем его психоимпульс. То есть, в статичную
пару “удобство — красота” вторглось понятие, напрямую связанное с
действием или воздействием на человека. Причем воздействием не абстрактным
(нравится — не нравится), а вполне осознанным, лечебным. Вопреки распространенному мнению, аутичный ребенок не является умственно отсталым — он просто глубоко погружен в собственный внутренний мир, отказываясь или не умея воспринимать внешний мир и особенно окружающих людей. Это полное отстранение в конечном счете ведет к самоисключению ребенка из среды. Поэтому важнейшей задачей было создать такую внешнюю среду, которая уже сама по себе могла бы привлечь внимание ребенка, вывести его из апатичного отстранения. При этом крайне сложно балансировать на грани между “привлечь внимание” и “испугать”, вызвав еще большую замкнутость, ведь если что-то из внешнего мира и находит отклик в душе такого ребенка, то, скорее всего, за этим последует чувство тревоги. В конечном итоге было принято решение воздействовать на сознание детей тремя наиболее сильными и понятными импульсами: формой, цветом и светом. То есть, архитектура должна была выступить равноправным ассистентом психологов и педагогов, в равной мере разделив и триумф в случае успеха, и ответственность при неудаче. |
|
В фасадах и интерьерах Центра наиболее значимые геометрические формы
человеческой культуры — круг, треугольник, квадрат, волна, спираль, увеличенные
в размерах и застывшие символами в пространстве вместе с такими же, но
объемными, фигурами, — создают ощущение некой геометрической азбуки, провоцирующей
к общению на уровне подсознания.
Практически каждый элемент радужно-геометрического ансамбля Центра подвергался
архитектором многократному анализу и пересмотру: “Не знаю, просто не знаю,
как, например, дети отреагируют на витраж диаметром 5 метров? Будет ли
этот круг давать им энергию или они будут шарахаться от этой дыры?”.
|
Наряду с формой воздействует на сознание детей и цвет. Во внутреннем
и наружном оформлении здания было задействовано около 50 цветов и оттенков.
Многоцветие фасадов и интерьеров одновременно и нивелирует замкнутость
пространства здания, “смешивая” его с синим небом и зелеными газонами
двора, и в то же время создает изолированный мирок, пространство-сказку,
безопасное убежище для замкнутых и боящихся внешней среды детей.
Важную роль в организации среды Центра играет свет. Оригинальная схема
устройства естественного освещения позволяет “играть” светом, создавая
внутри световые мостики, впуская в помещение цветные лучи солнца, отражающиеся
от цветных внутренних поверхностей. Кроме того, в здании установлено более
660 светильников. Для каждого помещения архитекторы разработали ту или
иную схему расположения стандартных светильников на потолке и стенах.
Типовое осветительное оборудование превратилось в еще один инструмент
дизайна.
|
|
|
|
Трехэтажный Центр был построен на территории реконструированного детского сада. На первом этаже корпуса находятся главный вход в здание и вестибюль с гардеробом. Поскольку Центр реабилитации — это образовательное учреждение, он имеет специфический набор помещений, относительно небольших, изолированных друг от друга, но в то же время связанных между собой горизонтальными и вертикальными коммуникациями. Успешной адаптации аутистов призваны помочь расположенные на каждом этаже кабинеты психологической разгрузки, игровые комнаты, всевозможные зоны отдыха со зрительными, тактильными и слуховыми стимуляторами. Кроме того, в школе есть бассейн, зимний сад, столовая и библиотека.
|
Композиционным ядром Центра является многосветное пространство, образованное
двумя атриумами, пересекающимися под прямым углом. Атриум, параллельный
главному фасаду, имитирует небольшую пешеходную улицу. Для большей достоверности
этой имитации по ее оси установлены уличные фонари, выполнено керамогранитное
мощение, а на уровне второго этажа через улицу перекинут забавный мостик.
Второй атриум, перпендикулярный первому, имеет совершенно другие пропорции
и решен в очень оригинальной оптической манере. В основе декоративного
оформления одной его стены лежит жесткий ритм повторяющихся трехэтажных
пилястр-полуколонн, что вызывает ассоциации с ордерной системой, порядком
и дисциплиной. Противоположная же стена, благодаря наличию большого количества
“пляшущих” проемов, словно нарисованных нетвердой детской рукой, отличается
асимметрией и свободой.
Каждый из цветных, асимметричных уголков Центра как будто наделен способностью
чувствовать и общаться, побуждая сознание больного ребенка к ответному
общению.
Эпилог
Уже несколько лет московский Центр реабилитации детей, больных ранним
детским аутизмом, успешно работает. Идея сделать архитектуру не только
“застывшей музыкой” или “искусством, сквозь которое можно пройти”, но
и деятельным “коллегой” человека оказалась жизнеспособной. Хотя кто знает,
есть ли у этой идеи будущее, ведь на Архитектурном совете, где проходило
утверждение авангардного проекта, без существенных трудностей не обошлось.
Зато на Всемирном конгрессе по аутизму, проходившем тогда в Барселоне,
реакция была совсем другой. Привезенный архитектором проект не оставил
равнодушным никого из полутора тысяч участников. Люди, которые знали,
что такое детский аутизм, смогли оценить, насколько сильна в этой архитектуре
идея надежды. Ведь “Только искусство позволяет нам сказать даже то, чего
мы не знаем (Габриэль Лауб)”.
Благодарим за помощь в подготовке статьи журнал “Технологии
строительства”, компанию “Окна Москвы”, а также:
http://www.archiart.com.ua
http://www.building-industry.net.ru
http://www.stroi.ru
http://www.moskvarch.ru