В 2006 г. известному немецкому дизайнеру по стеклу Бердту «Берни» Гофманну
(Bernd «Bernie» Hoffmann) предоставилась уникальная возможность разработать
дизайн практически цельностеклянного фасада для муниципального банка в
Эйзерфельде, Германия. Дизайнер решил «проиллюстрировать» поверхность
стеклянного фасада изображениями этого города и его окрестностей, снятыми
со спутника.
Будучи всегда готовым к креативным решениям традиционных задач, дизайнер
получил шанс омолодить вид старого непривлекательного здания унылой архитектурной
формы и не устоял от предложения. Стекло всегда привлекало Гофманна в
качестве изобразительного материала. Начало этому было положено еще в
возрасте 18 лет, когда он решил, по собственному признанию, заполнить
пробел в научных знаниях изучением технологии стекла и керамики в университете
Дуйсбурга, Германия, по окончании которого Берни получил степень дипломированного
инженера.
Он основал компанию Hoffmann GTD в 1980 г. как инжинирингово-дизайнерскую
проектно-производственную фирму по стеклу, специализирующуюся в производстве
витражей. Гофманн имеет устойчивые связи с компанией по производству стекла
Interpane-Sicherheitsglas в Гильдесхайме (Hildesheim), Германия.
В 2005 г. Interpane разработала новый способ декорирования стекла, который
был положен в основу новой технологии, которая заставляла вдохновиться
любого дизайнера: «Цифровая керамическая печать по стеклу». Технология
была разработана одной израильской компанией DIP Tech. «Для меня стекло
как материал — просто сверхестественное вещество. Оно придает зрелищность
и эффектность дизайну благодаря своей оптической «несуществующести», эфемерности»,
— говорит Гофманн. «Обычно графический дизайн имеет в качестве основы
непрозрачные, чаще всего белые, подложки. Стекло же привносит новые грани,
добавляет новое измерение к плоскости, когда изображение «повисает» над
невидимой подложкой, когда белый цвет эволюционирует в функционально-активный
элемент».
Преимущества этой новой технологии для Гофманна очень быстро стали очевидными,
поскольку процесс может использовать белую краску, в то время как большинство
программных продуктов и струйных принтеров не используют белый цвет в
качестве активного цвета. Множество слоев может быть инвертировано чтобы
достичь желаемого художественного эффекта.
Вскоре после появления этой технологии возник проект в Эйзерфельде. Подрядчиком
реконструкции выступила строительная фирма Warstat, которая искала поставщика
стеклянных панелей, включая архитектурное решение. Им оказалась группа
Gil-Glas.
«По счастью, наш клиент был открыт к новым идеям, что позволило нам сконструировать
столь необычный фасад», — сказала Эстерих Раппапорт, архитектор проекта
в Эйзерфельде. «Вместе с дизайнером Анреасом Бюклерсом из Кёльна, нами
были разработаны спутниковые фото в качестве мотива оформления здания».
На первом этапе Гофманн и Gil-Glas обсудили выполнимость задумки в целом
со строительной компанией, особо уделяя внимание экономическим и технологическим
аспектам проекта. Затем последовательность слоев и способы обработки файлов
изображений были обсуждены со специалистом по цвету, в результате чего
были изготовлены наборы пробных образцов, из которых архитекторы выбрали
с их точки зрения лучшие цветовые решения.
Пробы сначала выполнялись контрастной черно-белой цифровой печатью спутникового
фото, затем с обратной стороны методом шелкотрафаретной печати наносилось
полноразмерное цветное изображение, которое задавало основной тон цвета
оболочки здания. Два наибольших образца были произведены по установкам,
примененных для печати меньших образцов (которые были утверждены), чтобы
обеспечить точность цветопередачи при изготовлении собственно панелей.
Без цифровой печати по стеклу проект такого масштаба был бы невыполним.
Гофманн быстро понял, каким образом обеспечить продвижение новой технологии,
обладающей существенными преимуществами по стоимости. «Главное преимущество
GlassJet (аппарат, который использовался для печати) в том, что можно
изготовить широкоформатное изображение, состоящее из отдельных фрагментов
(до 295 различных панелей, обычный размер 1700 Ч 1300 мм, максимальный
размер по одной стороне — до 3300 мм) безо всяких затрат на производство
пленки и без необходимости печатать в несколько проходов.
Поскольку машина сразу печатает до пяти цветов, можно наносить даже полноцветные
изображения за один раз в одну сторону и тыльное покрытие за один проход
в обратную сторону. «Первоначально цветовая проработка и другие аспекты
были «закреплены» за Гофманном, но команда поддержки проекта из DipTech
немедленно находила решение возникавших вопросов. К слову, никаких задержек
из-за особенностей технологии не возникало», — подчеркнула Раппапорт.
Способность принтера к печати переменных данных удачно сочеталась с требованиями
по логистике, что позволяло внедрить индивидуальный номер каждой панели
в графическое изображение. Это сэкономило время и упростило идентификацию
фрагментов при обработке, контроле качества по всей технологической цепи
от доставки и до монтажа.
«Мы сначала решили использовать данную технологию потому, что она оказалась
способной удовлетворить всем требованиям по дизайну», — отмечает Раппапорт.
«На наш выбор также повлияли такие факторы, как долговечность и стойкость
изделия, высокая скорость получения цветного изображения. Но результат
превзошел все наши ожидания и просто ошеломил заказчика. Словом, я голосую
«за» дальнейшее применение этой технологии».
Традиционно печать на стекле производится с помощью трафаретной печати.
Имеющиеся технологии предполагают высокие производственные затраты, требующие
времени производственные процессы и множество технологических переходов.
В современной конкурентной среде индустрии обработки стекла, когда затраты
времени производства становятся все меньше, нет необходимости говорить,
что сокращение производственных затрат и ускорение производственных процессов
становятся жизненно важными факторами поддержания уровня конкурентоспособности.
Те, кто занят обработкой стекла, весьма заинтересованы в появлении и во
внедрении таких новых технологий, и очень быстро «мигрируют» в своем выборе
от обычной к цифровой печати, причем там, где нужны сравнительно небольшие
объемы каждой заказанной партии и быстрая переналадка на другие виды продукции.
Стекло имеет ряд особенностей, делающих его привлекательным для применения
с точки зрения архитектора, художника или строителя. Оно объединяет в
себе ряд свойств, выполняет множество функций, способно быть и прочным,
и палстичным по форме.
Современная мировая тенденция по использованию цветного стекла в архитектуре
(см. «Окна. Двери. Витражи», №1-2007, стр. 84-88) ускоренно развивается
в сторону применения как в интерьере, так и в экстерьере зданий нетрадиционных
решений, в частности — цветного стекла с рисунком.
Сегодня имеются технологии цифровой печати, которые делают монотонные
стеклянные фасады зданий привлекательными, дверцы кухонных шкафов и душевых
кабин по-настоящему уникальными, придают облицовке стен престижную солидность,
в том числе за счет ярких цветов и отражающих свет пигментов.
Технологии имеются. Нужно приложить лишь творчество, чтобы в результате
получить неожиданно новое решение фасада новостройки или омолодить оболочку
старого здания при реконструкции.
По сравнению с обычными способами печати по стеклу, цифровой способ имеет ряд преимуществ: |