Еврокоды. Нормативно-правовое регулирование вопросов нормирования

 5 486
Одна из основных задач Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины — это обеспечение технического регулирования в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства.

Техническое регулирование

Техническое регулирование в отраслях, относящихся к компетенции Министерства, прежде всего в строительстве, охватывает такие направления:

  • нормирование в строительстве;
  • стандартизация;
  • оценка соответствия;
  • государственный рыночный надзор.

Приоритетные направления нормирования в строительстве

Приоритетные направления нормирования в строительстве касающиеся разработки и внедрения регламентирующих документов по следующим направлениям:

  • Приведение действующих строительных норм в соответствие с законом «Про будівельні норми».
  • Формирование строительных норм в виде структуры документов, определяющих пути реализации основных требований безопасности без регламентации или немотивированного ограничения путей их достижения.
  • Внедрение основных требований безопасности к объекту на всех этапах жизненного цикла зданий и строительных компонентов.
  • Обеспечение непрерывности действия регламентационных документов за счет параллельного действия строительных норм и еврокодов на период имплементации международных стандартов в Украине.

На основании Закона Украины «Про будівельні норми» был разработан и действует Закон Украины «Про стандарти, технічні регламенти та процедури оцінки відповідності». На базе этих двух основных документов были разработаны и вступили в силу регламентирующие документы низшего уровня, а именно — «Технічний регламент будівельних виробів, будівель і споруд» (введен в действие Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.2006 №1764), «Порядок застосування будівельних норм, розроблених на основі національних технологічних традицій, та будівельних норм, гармонізованих з нормативними документами Європейського Союзу», (введен в действие Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2011 №547). В соответствии с этими постановлениями правительства действует основной регламентирующий документ (Государственные Строительные Нормы) ДБН А.1.1-94:2010 Проектування будівельних конструкцій за єврокодами. Основні положення.

Он касается действия следующего перечня государственных стандартов Украины:

  • ДСТУ-Н Б EN 1990
  • ДСТУ-Н Б EN 1991
  • ДСТУ-Н Б EN 1992
  • ДСТУ-Н Б EN 1993
  • ДСТУ-Н Б EN 1994
  • ДСТУ-Н Б EN 1995
  • ДСТУ-Н EБ N 1996
  • ДСТУ-Н Б EN 1997
  • ДСТУ-Н Б EN 1998
  • ДСТУ-Н Б EN 1999

Директива Совета ЕС 89/106 / ЕЭС от 11.12.1988 по сближению законов, подзаконных актов и административных положений государств-членов ЕС относительно строительных материалов действует до 01.01.2013 года. В Украине действует «Технічний регламент будівельних виробів, будівель і споруд», утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.2006 №1764.

С 01.01.2013 в Украине действует «Регламент 305/2011/EU Про встановлення гармонізованих умов для поширення на ринку будівельної продукції і відміну Директиви Ради ЄС 89/106/ЄЕС» (в Украине наработан проект Закона, в соответствии с положениями нового Регламента ЕС).

Толковые документы по основным требованиям безопасности, установленные Директивой Совета ЕС 89/106 / ЕЭС:

  • ДБН В.1.2-6-2008 Основні вимоги до будівель і споруд. Механічний опір та стійкість.
  • ДБН В.1.2-7-2008 Основні вимоги до будівель і споруд. Пожежна безпека.
  • ДБН В.1.2-8-2008 Основні вимоги до будівель і споруд. Безпека життя і здоров′я людини та захист навколишнього природного середовища.
  • ДБН В.1.2-9-2008 Основні вимоги до будівель і споруд. Безпека експлуатації.
  • ДБН В.1.2-10-2008 Основні вимоги до будівель і споруд. Захист від шуму.
  • ДБН В.1.2-11-2008 Основні вимоги до будівель і споруд. Економія енергії.

Руководящие документы ЕС в области строительства

Руководящие документы ЕС по строительству классифицированы по группам.

  • Руководящий документ А относительно назначения нотифицированных органов по работе с Директивой относительно строительных изделий.
  • Руководящий документ В относительно определения контроля производства на предприятии в технических условиях на строительные изделия.
  • Руководящий документ С относительно обращения с комплектами и системами по Директиве относительно строительных изделий.
  • Руководящий документ D по СЕ-маркировки в соответствии с Директивой относительно строительных изделий.
  • Руководящий документ Е относительно уровней и классов согласно Директиве о строительных изделиях.
  • Руководящий документ F. Долговечность по Директиве относительно строительных изделий.
  • Руководящий документ G. Европейская система классификации строительных изделий по реакции на огневое воздействие.
  • Руководящий документ Н относительно согласования подходов относительно опасных веществ по Директиве относительно строительных изделий.
  • Руководящий документ І по применению статьи 4 (4). Директивы относительно строительных изделий.
  • Руководящий документ J относительно переходных мер в соответствии с Директивой относительно строительных изделий.
  • Руководящий документ К. Системы соответствия, роль и задачи нотифицированных органов в сфере Директивы относительно строительных изделий.
  • Руководящий документ L по применению и использованию еврокодов.
  • Руководящий документ М относительно оценки соответствия по Директиве относительно строительных изделий: начальное испытание типа изделия и контроль производства на предприятии.

Каждая группа документов по категориям содержит евростандарты (или «еврокоды»). На рис. 1 показана несколько детализированная структура для некоторых еврокодов.

Структура некоторых еврокодов
Рис. 1. Детализированная структура для некоторых еврокодов

На рис. 2 показана структура еврокодов (В общем 58 частей еврокодов), цифрой отмечено количество частей (отдельных стандартов) в группе.

Структура еврокодов
Рис. 2. Структура еврокодов

Надо отдельно сказать о том, что собой представляет работа по стандартизации. Опыт Евросоюза показывает, что ЕС понадобилось более 25 лет на разработку развитой структуры строительных стандартов (еврокодов), бюджет этой работы составил более € 100 млн, к их разработке были привлечены 2250 лучших и самых авторитетных специалистов из всех стран-членов Евросоюза. Внедрение еврокодов происходит следующим этапом: еврокоды (евростандарты) приобретают статус национальных стандартов путем публикации идентичных текстов на национальном языке или на одном из официальных языков ЕС. Каждые пять лет (как правило) происходит пересмотр и совершенствование норм, после этого они приобретают соответствующую метку в своем названии. Работа над еврокодами в Европе не останавливается.

Внедрение национальных стандартов, гармонизированных с еврокодами

Работа по внедрению международных стандартов, гармонизация существующих национальных стандартов с европейскими, внедрение таких национальных стандартов, гармонизированных в Еврокод происходит по определенной процедуре.

  • Каждая страна (национальный орган по стандартизации) реализует соответствующую часть Еврокод как национальный стандарт, опубликовав переведен идентичен текст.
  • Национальный стандарт должен состоять из национальной титульной страницы, национального предисловия, идентичного с европейским нормативным документом текста и Национального приложения.
  • Национальное приложение предусматривает установление национальных параметров и принимается национальным органом по стандартизации.
  • Национальные параметры определяются с учетом особенностей страны: географических и климатических условий, средств жизни, устанавливаемых уровней безопасности.
  • Внедрение частей еврокодов в странах-членах Евросоюза предусматривает осуществление определенных организационных мероприятий с целью их освоения.
Количество национальных параметров в национальных приложениях
Рис. 3. Количество национальных параметров, которые вводятся в национальные приложения

Такая работа осложняется тем, что нельзя применить европейские или другие международные нормы без учета специфики национальной отрасли, в данном случае — в строительстве, без учета ее технического уровня развития и имеющейся практики, климатических или других особенностей. Эта определенная специфика учитывает внесение определенных приложений в национальные гармонизированные стандарты, учитывающие «местную» специфику. Выше приведен график, иллюстрирующий количество «национально-ориентированных» изменений и дополнений, внесенных в стандарты, которые называются ДСТУ EN, то есть полностью гармонизированные с еврокодами.

Таким образом, Украине предстоит пройти непростой путь по стандартизации и гармонизации стандартов и национальных регламентирующих документов с европейскими и международными нормами. Это потребует и определенного времени, и надлежащего финансирования.

Не стоит говорить, что внедрение еврокодов и других международных стандартов нужно делать перед всем для поддержания национального производителя в конкурентоспособном состоянии и преодоления имеющегося отставания во многих подотраслях, что позволит ориентироваться на национальные кадры при выполнении строительных, проектных и других работ, применять конкурентоспособные строительные материалы компоненты национального производства.

Работы по гармонизации и имплементации евро стандартов еще очень много, но начало пути уже пройдено, и специалистам строительной отрасли стоит более активно участвовать в этой работе. Участие в отраслевых форумах, конгрессах, семинарах, обсуждение в рамках отраслевых ассоциаций позволит пройти этот путь быстрее и профессионально, учесть национальную специфику на не допустить потери управляемости и регламентирующей документарной поддержки во всех секторах в области отечественного строительства.

Рекомендуемая процедура внедрения нормативов
Рис. 4. Рекомендуемая европейская процедура внедрения нормативных документов, гармонизированная с еврокодами
Мероприятия по внедрению национальных нормативов
Рис. 5. Мероприятия по внедрению национальных нормативных документов, гармонизированных еврокодов в Украине

И. А. Лагунова , начальник отдела нормирования Департамента технического регулирования и научно-технического развития Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.
По материалам доклада на Международном конгрессе «ПРИМУС: Окна. Двери. Фасадные системы. Архитектурное стекло», январь 2014, Киев

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее