|
||
IV Международный Конгесс |
Рудольф Вальтер Руководитель отдела конструкций и техноло- гий эксплуатации, PLUSTEC GmbH Bebra (Германия) |
Окна из ПВХ на рынке уже 52 года и за это время нашли широкое применение по всему миру. На протяжении этих 52 лет они превратились в оптимизированный и надёжный в эксплуатации продукт. Но на пути от профиля до готового, вмонтированного в стену окна потребуется сделать много шагов. При этом не исключены ошибки. Анализ рекламаций показывает, что существуют определённые повторяющиеся причины ошибок, которые мы опишем в этой статье. Если при планировании, производстве и монтаже уделять этим типичным причинам должное внимание, можно избежать большинства рекламаций. 1. Статика как причина рекламаций Обычные окна, встраиваемые в отверстие в стене, с точки зрения статики никаких проблем не вызывают. Системный производитель уже предусмотрел параметры статики в технической документации. Производитель окон должен только придерживаться указаний по креплениям и по ограничениям в зависимости от размеров рам оконных створок. Более точные расчёты нужны для крупных оконных элементов, таких как стеклянные стены и витрины. Здесь часто бывает недостаточно стальных креплений в стыкованных глухих профилях и профилях стоек. Возникает необходимость в дополнительных стальных креплениях, которые обеспечивают стабильность оконных элементов. Одному производителю окон в Тиране заказали стеклянные стены размером 6,40 м x 2,70 м, и он смонтировал сначала один элемент как образец. Застройщик забраковал его, потому что он вибрировал, а соединения глухих рам и стоек поддавались при лёгком нажатии. |
Крупноформатные стеклянные стены требуют тщательно продуманной статики |
При планировании производитель недооценил размеров элемента и исходил из того, что стальное крепление в профилях выдержит. В технической документации системного производителя имеются таблицы, в которых производитель окон может просто найти значение необходимого момента инерции на единицу площади для стального крепления. С помощью этого значения он может выбрать соответствующее стальное крепление и избежать подобных рекламаций. Впоследствии остальные конструкции были выполнены правильно. Вывод: Соблюдение указаний по статике в технической документации системного производителя. 2. Соединение элементов как причина рекламаций Окна из ПВХ можно соединять в горизонтальные или вертикальные полосы любой длины. Однако при планировании конструкции необходимо учитывать изменение длины материала в зависимости от температуры и, если полоса довольно длинная, то нужно предусмотреть соответствующие зазоры, чтобы избежать напряжений в конструкции. |
Правильное планирование оконных по- лотен |
На одном объекте в г. Дюссельдорф производитель окон встроил оконные полотна длиной 6,00 м, соединив непосредственно при этом три окна шириной по 2,00 м. Из-за растяжения в длину горизонтальных профилей глухих оконных рам на солнечной стороне они осели на стыках соединения и под этим давлением стали короче. Возникли зазоры в форме буквы V, через которые потом попадала вода. Этой рекламации производитель окон мог бы избежать, если бы предусмотрел вместо прямого соединения зазоры/стыки. Вывод: Соблюдать указания по соединению элементов в технической документации системного производителя. 3. Осушение фальцев/пазов как причина рекламации Если во время ливня вода попадёт в конструкцию рамы, она должна под контролем выводиться снова наружу. Для этого на стеклянном фальце и на фальце глухой рамы предусмотрены отверстия для отвода воды и для компенсации давления пара. В технической документации системного производителя есть точные указания по размерам и расположению этих отверстий в глухой раме и в раме створки. Только в результате правильного выполнения окна получат на испытательном стенде оптимальные показатели ливнеустойчивости и воздухопроницаемости. На практике эти правила нередко игнорируют. |
Функции и расположение отверстий для отвода воды и компенсации давления пара |
Вместо шлицов для отвода воды в необходимом количестве иногда можно увидеть три расположенные один за другим, просверлённые 5-миллиметровые отверстия, которые, однако, из-за поверхностного натяжения воды не могут её выводить. Необходимое для вентиляции уплотнение в горизонтальной глухой раме иногда не устанавливают, по неведению. Это уплотнение необходимо для того, чтобы по нему заходил воздух и вытеснял выводимую через шлицы воду. Если воздух не зайдёт, то в области фальца образуется низкое давление, из-за чего вода не сможет вытечь наружу. При этом, однако, следует отметить, что окна из ПВХ именитых производителей на сегодняшний день настолько оптимизированы и надёжно испытаны, что в практике использования, несмотря на такие недостатки, в основном являются водонепроницаемыми. Случаи попадания воды из-за выше названного недостатка наблюдались при необычайной грозе, когда окно либо находилось на незащищённой стороне, либо на большой высоте. Вывод: Соблюдать указания по осушению и вентиляции фальцев в технической документации системного производителя. 4. Цветочная пыльца как причина рекламации Компания Plustec ГмбХ как производитель профилей получает иногда сообщения о том, что белые профили изменили свой цвет. В случае таких коричнево-жёлтых, трудно удаляемых оттенков речь идёт, как правило, о цветочной пыльце, летучей ржавчине или других веществах в окружающей среде. При проведении лабораторных исследований регулярно выявлялись следы цветочной пыльцы или продуктов её распада, или ржавчина, например, вблизи железнодорожных линий или промышленных предприятий. Эти вещества могут покрывать налётом нижнюю горизонтальную внешнюю поверхность профиля, но не проникают в сам профиль. Садовую мебель из ПВХ, например, перед использованием необходимо протирать, потому что во время цветения пыльца образует на ней видимый коричнево-жёлтый налёт, тогда как налёт на оконных рамах менее заметен. |
Загрязнение поверхности из ПВХ пыльцой |
Поскольку их чистят редко, то налёт со временем может на солнце "запечься". Бороться с этим, к сожалению, можно только чаще протирая нижнюю часть окон на протяжении тех недель, когда летает цветочная пыльца. Один поставщик сырья работает в данный момент над средством для радикального удаления таких запекшихся на солнце отложений и для одновременного запечатывания поверхностей. Вывод: Просвещать и информировать клиентов с помощью пособия "Советы по уходу" 5. Закупка как причина рекламации Производители профиля получают вместе с системой все принадлежности, необходимые для производства окон и обеспечения их качества. Но производитель окон может закупать также принадлежности других производителей. Часто для экономии затрат на перевозку так поступают со стальными креплениями или из соображений цены с уплотнителями. Важно, чтобы при таких закупках контролировалось качество. Особенно большой риск возникает при закупке дешёвого уплотнителя. Если такие уплотнители со временем затвердеют, они теряют свои качества, а тем самым окна теряют свою герметичность и ливнеустойчивость. На одном объекте в г. Радеберге дешёвые уплотнители за первые 10 лет сначала полностью отвердели, а потом рассыпались. |
Неплотные окна из-за некачественных уплотнителей, которые со временем отвердевают |
Вывод: Требовать подтверждения испытаний уплотнителей и гарантии качества у поставщика, оговорив это в контракте. 6. Конденсат как причина рекламации В жилых помещениях со старыми, неплотными окнами и дверьми, а также иными неплотностями, происходит постоянный воздухообмен влажного воздуха из помещения и свежего воздуха снаружи - как бы "автоматическая" вентиляция. С использованием новых и почти герметичных окон такой "принудительной вентиляции" не возникает. Что раньше происходило "автоматически", сейчас нужно производить специально. Пользователь новых окон должен позаботиться о регулярном проветривании, чтобы избежать образования конденсата на своих окнах. Производители окон, работающие с системами Plustec, могут информировать об этом своих клиентов с помощью брошюры "Plustec - советы по уходу", в которой также имеются пояснения по теме проветривание и конденсат. |
Образование конденсата вследствие недостаточного проветривания |
Вывод: Просвещать и информировать клиентов с помощью пособия "Советы по уходу". |