|
||
IV Международный Конгесс |
К.т.н. Гринберг М.Л., орган по сертификации строительной продукции "ЦентрСЕПРОбудметал" |
Рассмотрены основные положения новых законодательных и нормативно-правовых актов Украины, связанные с оценкой соответствия строительных изделий на основе европейского и международного опыта, а также практические аспекты технического регулирования в приложении к некоторым профильным, фасадным и кровельным системам и конструкциям. Про обязательность и добровольность применения нормативных документов (НД). В 2006 году было ускорено реформированиесистемы правового регулирования отношений, касающихся обязательных требований к продукции, включая строительную. В этой связи представляется актуальным сравнить уместные положения в украинском законодательстве, как действующие, так и предлагаемые. Новый Закон Украины [1] провозглашает обязательность выполнения требований технических регламентов (они являются аналогами европейских директив по гармонизации) с одной стороны, и добровольность применения стандартов с другой, а именно:
На самом деле перечень таких случаев более широкий. Так, в том же Законе [1], Раздел VII, 2, 2), об изменениях к статье 15 Хозяйственного кодекса Украины читаем:
Дополнительно отметим, что по статье 2 Закона [1] его действие не распространяется на строительные нормы. Последние определяются в проекте Закона Украины [2], как `затверджений суб`єктом нормування нормативний акт, який містить обов`язкові вимоги у сфері будівництва, містобудування та архітектури` (статья 1 проекта, подчеркнуто нами). Но статья 2 проекта [2] предлагает такое ограничение: `Дія цього Закону не поширюється на діяльність у сфері стандартизації будівельних матеріалів та виробів`. Таким образом, размежеваны нормы (проектирования, изготовления конструкций, возведения зданий и сооружений, эксплуатации) и стандарты (на материалы и изделия). Однако государственные строительные нормы и правила (СНиП, ДБН) сегодня еще приравниваются к государственным стандартам Украины - см. статью 4 Декрета [3], действующего как закон. В случае принятия Закона Украины по проекту [2], указанное положение устаревшего Декрета должно быть упразднено, как противоречащее новым законодательным актам. Закон [1] включает также актуальные положения, связанные с WTO. Так, одним из принципов государственной политики в сфере стандартизации определено `прийняття і застосування органами стандартизації на території України Кодексу доброчинної практики з розроблення, прийняття і застосування стандартів відповідно до Угоди СОТ про технічні бар`єри в торгівлі` (Раздел VII, 2, 2), в) об изменениях к статье 5 в Законе Украины `Про стандартизацію`). Исходя из близящегося вступления Украины в WTO (СОТ), для сравнения с европейским и международным подходом к техническому регулированию, приведем выборочно определения уместных терминов в Соглашении о технических барьерах в торговле (ТВТ) [4]. Цитируем по приложению 1 `Терміни та визначення в цілях
цієї угоди`: Однак, у цілях цієї Угоди повинні застосовува тись такі визначення:
Таким образом, тезисы об обязательности Технических регламентов (Директив) і добровольности стандартов несколько прояснены. Однако мы понимаем, что нормативно-правовая ситуация в строительной отрасли Украины требует дальнейшей внутренней и внешней гармонизации. Необходимо также осознание участниками (сторонами) процесса технического регулирования, скажем, изготовителями и органами госнадзора, нового для нас статуса стандартов, как добровольных НД, разрабатываемых на основе консенсуса и принимаемых признанным органом. Подтверждение пригодности строительных изделий для применения по назначению По европейскому законодательству (Директива Совета Европы 89/106/ЕЭС) государства-члены ЕС принимают необходимые меры для обеспечения того, чтобы "вироби, які призначені для використання у спорудах, могли бути розміщені на ринку, якщо тільки вони придатні для використання за призначенням, тобто вони мають такі характеристики, щоб будівлі, в яких вони мають бути змонтовані, зібрані, використані або встановлені, можуть за умови належного проектування та зведення, відповідати основним вимогам" (процитировано по официальному переводу упомянутой Директивы, подчеркнуто нами). В случае изделий, для которых европейские стандарты не могут быть созданы или предусмотрены в течение резонного периода времени, или изделий, которые имеют существенные отклонения от стандарта, пригодность таких изделий к использованию может быть подтверждена европейским техническим одобрением (ЕТА). В Польше аналогичное одобрение выдается как "Апробата технична", в России - "Техническое свидетельство", в Украине - "Технічне свідоцтво". Последнее было введено недавним Постановлением Кабмина Украины от 01.03.06 N 240, утвердившим Правила подтверждения пригодности новых строительных изделий для применения. В сферу этих Правил попадают новые материалы, изделия и конструкции, в частности иностранного происхождения, производство, применение и эксплуатация которых не регламентированы национальными стандартами, государственными строительными нормами и правилами, другими НД. Правила устанавливают общие основы по проведению проверки на соответствие требованиям безопасности и подтверждению пригодности. Они обязательны для органов исполнительной власти, самоуправления, госнадзора и контроля, для других субъектов и лиц, которые осуществляют проектирование, новое строительство, реконструкцию, реставрацию или ремонт зданий и сооружений, изготовление и поставку строительных изделий. В развитие Правил был выпущен приказ Минстроя Украины от 20.03.2006 № 69, регламентирующий порядок выдачи технического свидетельства. Нашим предприятием "ЦентрСЕПРОбудметал" были рассмотрены перечни новых (нестандартизованных) изделий, как возможных объектов проверки и подтверждения пригодности для применения в строительстве, на основе предложения Минстроя Украины и опыта соседних стран. Мы расценили процедуру оценки пригодности и выдачи технических свидетельств по Правилам, утвержденных Кабмином Украины, как новую опцию технического регулирования в строительстве. При условии адекватного внедрения, она станет приемлемой и полезной для изготовителей и поставщиков изделий, в частности, как альтернатива процедуре подтверждения соответствия требованиям национальных стандартов, строительных норм и правил, других технических условий, которые могут разрабатываться впоследствии. На сегодня, для удобства пользователей, нами предложено структурировать и дополнить перечень изделий, который приведен в приказе Минстроя Украины от 20.03.2006 № 69, а именно подготовлен проект Перечня [5], упорядоченного по действующей классификации НД - согласно ДБН А.1.1-1-93 "Система стандартизації та нормування в будівництві. Основні положення". На основе многолетнего опыта добровольной сертификации на соответствие требованиям стандартов и других НД, - введены дополнительно по наименованиям типы изделий с высокими показателями инноваций и недостаточным уровнем нормативного обеспечения, например в области металлостроительства, включая конструктивные элементы светопрозрачных систем, других ограждающих конструкций. Предложенные наименования систем и конструкций отнесены к подклассам по ДБН, класс В "Технічні норми, правила та стандарти", а изделий и сооружений - взяты по Перечню Минстроя (приказ от 20.03.06 № 69), по ДБН А.1.1- 1-93, столбец "Напрямки стандартизації та нормування", и т.п. Пользователям рекомендуется сверять конкретные новые изделия (наименование, характеристики и т.д.), по крайней мере, с актуальным Перечнем действующих НД в сфере строительства (издание официальное, ТК по стандартизации "Будтехнормування" Минстроя Украины), который упорядочен по той же классификации ДБН А.1.1-1-93. Технический регламент и технические сви детельства Минстроя Украины Накануне Нового 2007 года Кабинет Министров Украины своим постановлением от 20.12.06 № 1764 утвердил долгожданный "Технічний регламент будівельних виробів, будівель і споруд" (далее - ТР), разработанный с учетом требований Директивы Совета Европы 89/106/ЄЕС от 21.12.88. Это событие произошло почти день в день на 18ую годовщину принятия Директивы и знаменует начало нового, по-европейски ориентированного, этапа развития технического регулирования в строительной отрасли Украины. ТР заслуживает детального анализа в последующих публикациях. В этом сообщении рассмотрен лишь один аспект, связанный с Европейскими техническими одобрениями (ЕТА) и техническими свидетельствами Минстроя Украины. Последним, по пункту 2 ТР придан статус регламентных технических условий, наравне с традиционными нормативными документами (НД) - стандартами и техническими условиями. Изделия считаются соответствующими назначению, если они удовлетворяют основным требованиям, установленным в ТР к сооружениям, в которых они применяются, (основные требования конкретизуются в регламентных технических условиях и строительных нормах), а также, если имеют национальный знак соответствия. По пункту 15 ТР новые изделия, изготовление, применение и эксплуатация которых не регламентированы в НД, подлежат подтверждению пригодности для применения по назначению - согласно Правилам, утвержденным Постановлением Кабмина Украины от 01.03.06 N 240. При положительном результате Минстрой выдает техническое свидетельство. С целью внедрения новой опции нами изучена европейская методика касательно Руководств по ЕТА (в частности - ETAG 002, часть 3), накоплен некоторый практический опыт по подтверждению пригодности, в том числе конструкционно-теплоизоляционных изделий для строительства (профилей, панелей) [5]. Орган по сертификации "ЦентрСЕПРОбудметал", который ранее внес значимый вклад в обоснование концепции и подготовку ТР (см. сообщение на III Конгрессе от 25.01.06), ныне реализовал выдачу технического свидетельства №1 в Украине. В связи с утверждением ТР, который обязывает разработчиков регламентных технических условий учитывать требования европейского законодательства, - актуальной становится необходимость корректировки установленных ранее (приказ Минстроя от 20.03.06 № 69) формы и содержания технического свидетельства. Так, предлагается добавить в структуру технических свидетельств (как НД - регламентных технических условий), подробные ссылки или описания, по крайней мере, - методов испытаний, методик оценивания и анализа результатов испытаний, процедур оценки соответствия. Следуя польскому и российскому опыту, рекомендуется выдавать техническое свидетельство с приложением, как неотъемлемой частью. В приложении, без ограничений, можно размещать все необходимые сведения по принятой структуре данных. Мы надеемся, что новации украинской системы технического регулирования в строительстве, введенные в 2006 году, в ближайшее время наполнятся практическим опытом, что послужит на пользу, как потребителям, так и изготовителям продукции, в частности оконных профилей, других фасадных и ограждающих конструкций. |
Литература
|