Как известно, сегодня определены два пути решения вопроса энергосбережения:
- разработка и внедрение энергосберегающих технологий, конструкций и материалов;
- разработка и внедрение альтернативных источников энергии.
Реализация этих путей требует соответствующего нормативно-правового
обеспечения.
На сегодняшний день в Украине существует Закон «Об энергосбережении»,
которым определены правовые, экономические, социальные и экологические основы
энергосбережения для всех предприятий, объединений и организаций, расположенных
на территории Украины, а также для граждан.
Согласно закону «Об энергосбережении»,
понятие «Энергосбережение» определяется как «деятельность (организационная, научная,
практическая, информационная), направленная на рациональное использование и экономное
расходование первичной и преобразованной энергии и природных энергетических ресурсов
в национальном хозяйстве и которая реализуется с использованием технических,
экономических и правовых методов».
Анализ данного законодательного акта свидетельствует
о том, что определенные его положения носят более декларативный характер, которые
сложно практически реализовать, поскольку в нем отсутствуют конкретные механизмы
реализации изложенных позиций, направленных на реализацию энергосбережения в стране.
Рис. 1. Общепринятая и современная трактовка цели энергосбережения
На сегодняшний день целью деятельности по энергосбережению является экономическая
целесообразность, реализацией этой цели является энергосбережение, а результатом —
экономическая эффективность.
То есть основным приоритетом энергоэффективности
сегодня является экономический фактор, хотя, справедливости ради, следует отметить,
что основным приоритетом должно быть создание благоприятной среды для жизнедеятельности
человека. Именно создание благоприятной и безопасной среды обитания сейчас стало
основным приоритетом нормативных документов ЕС, относящихся к строительству. Поэтому,
на наш взгляд, целью деятельности, связанной с энергосбережением, должно стать
создание комфортной среды, реализация этой цели — энергоэффективность, а результат
реализации — комфортные условия жизнедеятельности.
Кроме этого, сегодня в
Украине действует ДБН В.2.6-31-2006 «Тепловая изоляция зданий», определяющий требования
к теплотехническим показателям ограждающих конструкций (теплоизоляционной оболочки)
зданий и сооружений и порядку их расчета с целью обеспечения рационального использования
энергетических ресурсов на обогрев, обеспечение нормативных санитарно-гигиенических
параметров микроклимата помещений, долговечности ограждающих конструкций во время
эксплуатации зданий и сооружений. Также в этом документе определены основные требования
к энергетическому паспорту сооружений. Необходимо конкретизировать общие нормативно-правовые
требования обеспечения энергоэффективности, и, прежде всего, в строительстве,
поскольку строительная отрасль является фондообразующей для всех сфер экономики.
Для определения этих требований полезным является опыт Европейского Союза относительно
энергоэффективности в строительстве.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВОПРОСАМ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ:
|
Рис. 2. Предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы
Если обратиться к опыту формирования нормативной базы ЕС в области строительства, то основным документом является Директива Европейских Сообществ 89/106/ЕЕС, которая определяет основные требования к объектам строительства и строительной продукции, среди которых есть и требование по экономии энергии.
Энергоэффективность в строительстве — деятельность, направленная на разработку, производство, использование и эксплуатацию строительных изделий, конструкций, технологий, которые позволят экономно расходовать энергетические ресурсы. |
Кроме того, сегодня в Евросоюзе действует Директива 2002/91/EU об энергетических характеристиках зданий, положения которой существенно дополнены принятой в 2010 году Директивой 2010/31/EU. Наиболее важными с точки зрения реализации на национальном уровне положениями являются определенные в Директиве основные энергетические характеристики зданий, а также необходимость проведения энергетической паспортизации сооружений. Причем, есть определенные ограничения по осуществлению этой паспортизации, прежде всего, по параметрам сооружений.
ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ:
|
Сегодня в Украине существует энергетический паспорт предприятия,
определен порядок его выдачи, оформления и регистрации. Но следует отметить, что
в условиях необходимости экономного расходования энергоресурсов следует разрабатывать
энергетический паспорт не на предприятия, а на все без исключения объекты строительства,
как на уже существующие, так и на новостроенные.
Следует отметить, что на сегодня
в Верховной Раде Украины находится на рассмотрении проект Закона Украины «Об
энергетической эффективности зданий», в котором в основном учтены основные требования
европейских документов в этом вопросе, в том числе и относительно энергетического
паспорта зданий.
В связи с вышеизложенным, предлагается в ближайшее время осуществить
ряд первоочередных мероприятий, направленных на усовершенствование нормативно-правового
регулирования энергоэффективности в строительстве. А именно:
- в проекте Закона Украины необходимо ввести положения, конкретизирующие полномочия по порядку разработки энергетического паспорта здания и определению перечня основных энергетических характеристик зданий, возложив эти вопросы на Кабинет Министров Украины (ввиду чрезвычайной важности вопроса энергоэффективности);
- разработать проект порядка разработки и выдачи энергетического паспорта, который должен утвердить Кабинет Министров Украины;
- разработать перечень основных энергетических характеристик зданий, которые также должны утверждаться на уровне Кабинета Министров Украины.
Кроме того, необходимо разработать ряд нормативных документов в области строительства на основе действующих в ЕС стандартов.
Омельяненко М.В., д.т.н.,
Национальный авиационный
университет.
По материалам доклада на VIII конгрессе «Окна. Двери. Фасадные
системы. Архитектурное стекло»,
г. Киев, январь 2011 г.