Статья не публикуется!

Обзор внешнеторгового рынка листового стекла России

 2 926
В настоящее время в России используется примерно 2 миллиона тонн листового стекла в год. Примерно 70% исходного листового стекла направляется на вторичную переработку: нанесение покрытий, закалку, изготовление стеклопакетов и т.д.

По оценке экспертов, на рынке высококачественного листового стекла в настоящее время сложилась довольно противоречивая ситуация. В большинстве стран имеются свои стандарты на листовое стекло. Несмотря на единую классификацию, введенную еще в СССР, стекло разных заводов в России, Беларуси и Украине, даже при одинаковой заводской маркировке, весьма различно по своим физическим, оптическим свойствам и в целом по качеству. Согласно ГОСТ 111-90 “Стекло листовое. Технические условия” предусмотрено восемь марок листового стекла (М1-М8), среди которых стекло марки М1 считается самым качественным.

В настоящее время российские заводы по производству флоат-стекла не могут все 100% своей продукции выпускать под маркой М1, поэтому они вынуждены часть своей продукции выпускать с более низкими марками. Формально мощности российских заводов превышают потребности внутреннего рынка. На практике избыток касается только мощностей, производящих стекло с относительно низкими характеристиками. Качественного стекла (марок М1-М3) хронически не хватает. Основные его производители в России — “Салаватстекло” на Урале, Борский и Саратовский заводы в центре страны.

По данным таможенной статистики, в 2003 году экспорт листового стекла составил 33,7 млн. долларов США или, в натуральном выражении, 18,2 млн. м2. При росте объемов в натуральном выражении (более чем на 12% в 2003 году по сравнению с аналогичными показателями прошлого года) наблюдается снижение среднеконтрактных цен на 18%.
Страновая структура отечественного экспорта в 2003 году значительно изменилась. Несмотря на то, что традиционно основной страной-потребителем остается Турция (21%), резко возрос интерес к российскому листовому стеклу у Украины (на 8% по сравнению с аналогичными показателями 2002 года). В то же время Египет как страна-потребитель вообще ушел с этого рынка.

Несмотря на единую классификацию, введенную еще в СССР, стекло разных заводов в России, Беларуси и Украине, даже при одинаковой заводской маркировке, весьма различно по своим физическим, оптическим свойствам и в целом по качеству

Традиционно ведущими российскими экспортерами остаются “Саратовстройстекло”, “Борский стекольный завод” и “Салаватстекло”.
Эти заводы используют современную технологию термополирования (флоат). Остальные производители России применяют устаревшую технологию вертикального вытягивания. Причем флоат-мощности загружены практически полностью, тогда как половина заводов, работающих на технологии вертикального вытягивания, вообще остановлена. Следует также отметить, что в отличие от мировой стекольной промышленности, где действует ограниченное число глобальных и крупных региональных компаний, у нас 3 уже упомянутых предприятия окружены множеством мелких производителей.

Особое внимание заслуживает анализ импортных поступлений. В 2003 году поставки листового стекла составили 13,4 млн. м2 на сумму более 42,1 млн. долларов.
За последний год резко (более чем на 46%) возросли импортные поступления листового стекла против показателей 2002 года в денежном выражении и на 53% — в натуральном выражении.
Динамика товарной структуры импортного стекла в Россию представлена на графике (без учета продаж производителей Украины и Беларуси). Как видим, за прошедший год практически в 2 раза по сравнению с 2002 годом возросли поставки флоат-стекла. Существенно увеличился объем продаж в денежном эквиваленте (на 41%) многослойного автомобильного стекла. По остальным товарным позициям кардинальных изменений не произошло.

Такой значительный рост импортных поступлений стекла (особенно флоат) можно связать с растущим дефицитом высококачественного стекла марок М1. К сожалению, производственных мощностей “Борского стекольного завода”, обеспечивающего внутренний рынок России стеклом этой марки, недостаточно.
Основные продажи импортной продукции при этом приходились на производителей Киргизии (16%) и Украины (15%).

Среди компаний-поставщиков наиболее активны компания Интергласс (Киргизия) и “Лисичанский стеклозавод “Пролетарий” (Украина).
В 2003 году более 600 российских предприятий стали покупателями импортного листового стекла, что практически на 5% выше показателей 2002 года.

Для Украины российский рынок весьма привлекателен благодаря высокой платежеспособности российских предприятий

Отдельно хотелось бы сказать о торговле России с Украиной и Беларусью. В 2003 году экспортные поставки прозрачного листового стекла по группе ТН ВЭД 7005 из Беларуси составили более 20 млн. $ в денежном и более чем 7 млн. м2 в натуральном выражении.
Беларусь остается значимым игроком на мировом рынке листового стекла, несмотря на низкое качество производимой продукции.
Для Украины же российский рынок остается весьма привлекательным благодаря высокой платежеспособности российских предприятий.

Если попробовать подытожить вышеприведенную информацию, то можно отметить следующее: так как стекло ведущих мировых производителей заметно превосходит по качеству требования ГОСТа, основной импорт листового стекла в Россию составляет высококачественное стекло марки М1, которого в России не хватает. В целом рынок можно оценить как особо эффективный.
Основной потенциал отрасли заключается в расширении флоат-мощностей российских предприятий. Избыточный спрос покрывается импортом. Для строительства флоат-линии нужны очень большие капитальные затраты. Инвестиции, необходимые для перевода среднего завода на новую технологию, составляют по различным оценкам от нескольких десятков до полутора сотен миллионов долларов. Привлечь подобные средства в состоянии только крупные предприятия.


Мартынова Ж.В., Перфильева О.В.
г. Владимир, ООО “ВладВнешСервис”
Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее