— Для 2009 года Вы прогнозировали вдвое меньший результат для оконного рынка, чем в 2008 году. Сейчас, после подведения всех итогов, как Вы можете охарактеризовать состояние рынка ПВХ-конструкций в Украине, его объемы и перспективы на 2010 г.? Что Вы можете сказать о рынке других фасадных систем из стекла?
— Да, действительно, на 2009 год мы прогнозировали падение объемов рынка
металлопластиковых окон около 50%. В ноябре 2008 года многие не верили
в возможность такого поворота событий.
Как нам известно из целого ряда источников, падение объемов рынка действительно
составило 45–50%.
Безусловно, такое резкое и значительное уменьшение объемов повлекло за
собой качественные и количественные изменения на рынке:
По этому поводу было написано уже довольно много статей, поэтому продолжать список не стоит.
Что касается 2010 года, то, по моему мнению, его следует рассматривать как логическое продолжение 2009. Ждать каких-то существенных изменений не стоит. Предпосылок пока нет. Возможно, они появятся во втором полугодии. На данный момент наш прогноз на 2010 год остается прежним: –10% + 10% к 2009-му году.
В некоторых интернет-изданиях обнародованы итоги первого квартала 2010 года, которые показывают, что падение в первом квартале составило около 10% к аналогичному периоду прошлого года. Через пару недель можно будет сказать более предметно, так ли это.
По поводу ситуации в других сегментах рынка светопрозрачных конструкций можно сказать, что значительное падение рынка произошло также в сегменте алюминиевых систем, так как они в больших объемах применялись для остекления офисных и административных зданий. О сегменте деревянных и комбинированных окон ничего сказать не могу, т.к. сейчас в Украине он сравнительно мал.
— В прошлом году, можно сказать, частный спрос по замене окон буквально «вытянул» рынок. С приходом новой власти в Украине наблюдается выборочное размораживание крупных строительных проектов. С другой стороны, падение покупательной способности населения усиливается и происходит накопление «отложенного» спроса. Как, по Вашему мнению, изменится в 2010 году соотношение продаж для частного и корпоративного секторов в строительстве?
— Каких-то видимых причин для существенного изменения соотношения продаж
пока не видно. У нас нет государственных программ по стимулированию замены
старых окон на новые, более энергоэффективные, что может стимулировать
повышение спроса в сегменте частных продаж, а также не решается вопрос
финансирования для достройки существующих объектов в сегменте корпоративном.
Банковская система на данный момент не готова давать потребительские кредиты
и не готова финансировать строительную отрасль как высокорисковую.
— Как меняется география и структура спроса по Украине?
— Спрос перемещается из более насыщенных рынков на менее насыщенные.
Наиболее насыщенными региональными рынками является Киев и крупные города-миллионники.
Лет 5 назад все больше окон стали устанавливать в небольших областных
центрах, райцентрах и селах. Такое смещение спроса явилось серьезным толчком
для развития дилерских продаж, так как построить собственную сеть продаж
такой степени проникновения ни одному производителю не удавалось.
— В отчаянной ценовой борьбе оконщиков за покупателя серьезно пострадало качество изделий, предлагаемых сейчас на рынке — ПВХ-профили с утоньшенной стенкой и минимумом камер, с облеченными металлическими усилителями, с удешевленной фурнитурой и уплотнителями, также пострадало и качество применяемых стеклопакетов... Это стало одной из проблем отрасли. Какие, по-Вашему, должны быть предприняты действенные шаги по преодолению кризиса качества в оконной отрасли и по возврату доверия потребителей?
Многие из них имеют узнаваемые торговые марки, которым доверяют потребители. Производители и продавцы окон весьма охотно пользуются торговой маркой поставщика в качества аргумента при продаже. Выходит, владельцы бренда — пускай опосредствованно — также ответственны за качество конечного продукта.
— В 2009 году оконный рынок серьезно реструктуризировался. Как теперь соотносятся доли рынка, занимаемые немецкими, украинскими, турецкими и прочими производителями профильных систем, каковы тенденции по дальнейшему переделу рынка? Произойдет ли это за счет «специализации» отдельных компаний на большем выпуске изделий определенной ассортиментной группы, или различие будет по-прежнему по фактору цены и имиджу торговой марки?
— Для начала, чтобы ответить на вопрос, необходимо договориться о том,
что мы называем профили немецкими, турецкими и.т.д. по месту принадлежности
торговой марки, а не по месту производства профиля.
В 2009 году доля профильных систем немецких компаний составила более
50% (импорт и производство в Украине), доля украинских производителей
— около 30%, китайских — 5%, оставшиеся 15% — европейские и турецкие
профильные системы.
Рынок является постоянно меняющейся конкурентной средой, на расстановку
сил в которой влияют как внутренние, так и внешние факторы.
По-моему мнению, основную роль в дальнейшей расстановке сил на рынке
будут играть такие факторы, как широкий ассортимент продуктов для всех
сегментов рынка, степень доверия потребителя к торговой марке, рыночная
цена, наличие сформированной и боеспособной структуры Клиентов, высокая
эффективность взаимоотношений между создателем профильной системы и
Партнером-производителем, способность предпринимать эффективные маркетинговые
и предпринимательские шаги для выполнения принятой стратегии. Основной
вывод всех наших исследований один: никто не отменял ежедневный кропотливый
труд.
И еще. Всегда будет выигрывать тот, кто ценит и развивает людей, которые
работают в структуре компании.
— Некоторые фирмы за последние 1,5–2 года вывели на рынок специальные «антикризисные» удешевленные профильные системы и изделия. Какова позиция компании в этом вопросе, и какие изменения модельного ряда ПВХ-профилей REHAU произошли за это время?
— За последние 1,5–2 года мы не выводили никаких специальных «антикризисных»
систем.
Профильные системы категории «В» мы вывели на рынок гораздо раньше.
Предвидя вопрос подобного характера, я просмотрел некоторые документы.
Так вот, профильные системы категории CEN-B мы сертифицировали в Украине
в сентябре 2004 года!
Насколько нам известно, мы были вообще первыми в Украине, кто сертифицировал
профили данной категории, хотя другие операторы начали завозить в Украину
такие профили гораздо раньше.
Может быть, пару слов о том, почему мы это сделали еще тогда. Система
обмена информации внутри компании позволяет получать данные со смежных
рынков и делать правильные — как показывает практика — выводы. Рынок
Украины формировался под влиянием как минимум двух низкоценовых рынков
— Польши и Турции. Кроме того, в начале 2000-х годов на центрально-
и западноевропейском рынке начала формироваться тенденция применения
профилей категории СЕN-В и СEN-С. На первое место стали выходить такие
моменты, как функциональность окна и его тепловые характеристики. Не
трудно было спрогнозировать, что нечто подобное будет и в Украине через
несколько лет.
Кроме того, в середине этого десятилетия стало понятно, что оконный
рынок Украины растет неоправданно быстро и придет к точке насыщения
быстрее, чем западно-европейские рынки. Так и произошло. На такие вызовы
надо иметь готовые ответы.
— Как работает объявленная в свое время «новая философия» взаимодействия REHAU со своими дистрибьюторами? Есть ли среди ваших дистрибьюторов фирмы, готовые помимо изготовления окон и дверей (для оболочки здания), полностью охватить услуги по инженерному обустройству энергоэффективного дома из элементов и систем REHAU?
— Хотел бы уточнить, что у нас нет дистрибьюторов. У нас есть только
Партнеры.
Как показали результаты работы в 2009 году — философия взаимодействия
работает. В то же время мы видим возможности для существенного улучшения
собственной работы. Наши Партнеры держат нас в постоянном тонусе, и
мы им за это благодарны.
Хочу сказать лишь, что наши Партнеры и отношения с ними — самое большое
наше достижение и самая большая наша гордость.
Ценно, например, также то, что, несмотря на довольно непростую ситуацию
в 2009 году, мы смогли реализовать целый ряд социальных проектов в самых
разных уголках Украины.
В каждом регионе Украины у нас есть Партнеры, которые помимо оконной
продукции предлагают и другие системы REHAU для обустройства энергоэффективных
домов.
— В беседах с представителями фирм, работающих на оконно-дверном рынке, сейчас часто звучит их некоторая растерянность по поводу перспектив этого бизнеса. Вы принадлежите к «хорошо информированным» или более к «безусловным» оптимистам? А в кратко- и среднесрочной перспективе? Ваши пожелания читателям нашего журнала, т.е. коллегам по оконному бизнесу?
— В качестве ответа можно привести слова М.М. Жванецкого: «Свет в конце
тоннеля виден, но тоннель все не кончается». (Почти по оригиналу)
Считаю, что по состоянию на сегодня рынок достиг своего дна.
Дальше пойдет незначительный рост. Рынок будет прибавлять незначительно
(около 5%) каждый год.
Не исключен более резкий рост, что может быть обусловлено реализацией
государственных программ повышения энергоэффективности существующего
жилого фонда (когда это возможно, сейчас не может сказать никто), либо
приходом значительных инвестиций в страну для развития инфраструктуры.
Мы работаем в очень благородном бизнесе, суть которого заключается также
в том, чтобы делать жизнь людей уютней и комфортней, читай — счастливей.
Поэтому всем читателям Вашего журнала — к коим отношу и себя — желаю
помнить об этом!
Интервью записал С. Шовкопляс, выпускающий
редактор журнала
«Окна. Двери. Витражи»