Представителям компаний-поставщиков стекла в Украину мы задали
следующие вопросы: |
Мелешевич Павел,
директор ООО “Витраж Сан-Гобен”
1. К дефициту стекла привел целый ряд причин. Во-первых, состоялось драматическое повышение спроса, во-вторых, европейские производители не отдали приоритеты Украине в поставках. Например, руководство нашего концерна посчитало, что Украина не самый приоритетный партнер. Источников поступления стекла в нашу страну всего три — отечественное производство в Лисичанске, Западноевропейский вектор и Россия с Беларусью. В России сейчас также наблюдается рост спроса, там хоть и открылось два новых завода — они не покрывают рынок. Естественно, Россия продает стекло своей стране, как и Европа заполняет свои рынки.
2. Я бы не сказал, что этот кризис прогнозировался. Макроэкономические процессы вообще предсказать трудно, и если бы нашелся такой Нострадамус от макроэкономики — цены б ему не было.
3. Цены выросли в два раза, и это далеко не предел. Уже давно роль завода “Патриот” значительно упала. Если они и производят 10 млн. кв. м стекла в год, то 50% экспортируют. Пять оставшихся миллионов квадратных метров не могут удовлетворить украинский рынок или его контролировать.
4. Самый кардинальный способ — строить производственные мощности. Это
решит проблему на какое-то время. Почему мы продавали стекло в другие
страны? Потому что там были цены выше. Но сегодня этот фактор исчез, а
политика осталась та же. Украина не является традиционным рынком для иностранных
поставщиков. Пока нас не рассматривают как перспективу для инвестирования.
Стране необходимо заинтересовать поставщиков стабильной политикой, подготовкой
базы бизнеса для перспективы.
Касательно максимальной ценыѕ Если сейчас можно продать “четверку” за
55 грн., хоть август не пик сезона, то в сентябре-октябре будет гораздо
хуже. Сейчас везут стекло из Китая, но даже миллион кв. метров не снимет
проблему, а только затормозит рост цены.
Роман Беран,
генеральный директор представительства компании “Главербель Украина”
1. Снижение производительности в Европе и достаточно небольшой интерес к стекольному бизнесу привел к тому, что компании не вкладывают в эту отрасль много денег, недостаточно инвестируют.
2. Этот кризис прогнозировался, но никто не думал, что он наступит так быстро и с таким размахом.
3. Цены выросли в два раза, поставщики не могут удовлетворить спрос, разрыв между спросом и предложением огромный, и в цифрах его определить сложно. В Украине есть только один завод-производитель, и он экспортирует стекло в Россию, так как у него долгосрочные контракты. При ввозе в Украину тоже есть свои лимиты, нельзя сказать, что государственные меры как-то уменьшили импорт, просто сейчас нехватка стекла в Европе, и производитель насыщает этот рынок. В сентябре цены вырастут еще на 15-20%.
4. Разрешить кризис можно только строительством наших заводов, к старым ценам вернуться уже невозможно. Скоро откроется завод-производитель стекла в Румынии, но в Румынии тоже нехватка стекла, так что вряд ли это поможет Украине. Сейчас можно сказать, что цены будут только расти.
Конопатский Олег,
генеральный директор фирмы “Бусел”
1. Причин подорожания стекла несколько. Прежде всего украинский стекольный
рынок опережает возможности заводов-поставщиков из России и Восточной
Европы. Вливаний от поставщиков нет, а строительство сейчас бурное.
У нас, в Украине, раньше было пять заводов-производителей сейчас только
один — “Пролетарий”, и доля импортного стекла составляет 50%. Долгое время
на рынке шла борьба между Россией и Польшей. Из Польши можно было грузить
стекло по низким ценам, пока там не развился собственный рынок потребления
стекла. Новые заводы по производству стекла в России только недавно запустили,
и им не хватает производительных мощностей. Лисичанский стеклозавод “Пролетарий”
держит нос по ветру и сразу же с появлением дефицита поднял цены до максимально
возможных. Но, думаю, с приходом на рынок китайского стекла рыночная цена
изменится, и наш производитель снизит цены.
2. Кризис этот был неожиданным, как и любой кризис, хотя определенные
тенденции ему предшествовали. Осенью всегда случается стекольный бум,
но удивило всех то, что он произошел раньше — с июня месяца. Если бы этот
дефицит был прогнозируемым, то накануне компании придержали бы стекло
и не продавали его дешево.
Но торговля шла по старым ценам.
3. По сравнению с маем цена увеличилась в 2,5 раза. Разрыв между спросом и предложением сейчас составляет около 2 млн. кв. м, и это долго еще будет аукаться. “Пролетарий” вряд ли изменил свои поставки за границу, потому что все контракты подписываются в начале года. Думаю, они и так “отодвинули” кого смогли. Ввоз стекла в Украину уменьшился, но скоро подъедет китайское стекло и уравновесит ситуацию.
4. Кризис может решить только время. Как обычно, все уляжется. Кто имеет
каналы, тот сейчас подтягивает стекло из Китая. Скоро в Украине будет
много китайского стекла разного качества, и к Новому Году рынок им заполнится.
В это же время закончится бум в Европе, запустится завод в Румынии, начнут
поставки польские заводы.
То есть к зиме ситуация успокоится. В январе еще никогда не было дефицита.
А цена отыграет назад — она точно будет меньше 40 грн. Дело в том, что
себестоимость стекла — 1-2 доллара, и повышать ее сейчас дальше — это
уже неприлично. Поставщик, он тоже покупатель, и ему следует помнить о
моральных обязательствах.
На изготовителях стеклопакетов и обработчиках стекла кризис
сказался в первую очередь. Мы поставили им следующие вопросы: |
Алексей Базуткин,
начальник отдела маркетинга ОАО “Полискло”
1. Мы его ожидали, так как опыт прошлого года показал нехватку стекла в летний период. За прошедший год новых заводов по изготовлению стекла не появилось. Так что стоило ждать того же бума, что и раньше. Да, мы готовились как могли — заключали контракты, делали запасы на наших складахѕ Но при большом объеме производства этих запасов очень мало, нам сейчас нужно гораздо больше стекла.
2. Мы были вынуждены поднять цены по некоторым позициям более чем в два раза. Сами на этом особо не зарабатываем, так как покупаем стекло по рыночным ценам — 45-55 грн., а клиенты не понимают, что случилось, и возмущаются. Должен сказать, что сейчас наша фирма пребывает в довольно плачевном положении — очень мало стекла и очень много заказов. Зато спекулянтам раздолье, наваривают как могут.
3. Сейчас мы ищем поставщиков по всему миру, которые смогли бы хоть частично обеспечить запасы стекла. А разрешить этот кризис на уровне страны могут только новые заводы. Лисичанский стеклозавод производит очень мало стекла, причем низкого качества. А с долгожданным китайским стеклом возникла задержка в связи с плохими погодными условиями в Южнокитайском море. Но надеяться на то, что китайское стекло решит проблему не приходится. Его будет недостаточно для того чтобы насытить рынок.
Сергей Григоришин,
директор департамента металлопластиковых конструкций ООО “Текко Плюс”
1. Мы знали о приближающемся кризисе почти за месяц до его начала. Нас о нем предупредили наши партнеры поставщики стекла. Они заверили, что у нашей компании не будет никаких проблем: благодаря нашим с ними длительным отношениям стеклом они нас обеспечат.
2. Сейчас время поставки стекла увеличилось от трех дней (как было раньше) до трех недель. Окна подорожали. Но нас обеспечивают английским и французским стеклом в нормальных количествах, поэтому можно сказать, что ситуация у нас стабильная.
3. Благодаря нашим партнерским отношениям работать мы будем так же, как и раньше. Поставщики нами довольны, так как мы закупаем много продукции. Единственный минус — это повышение цен, но это не отразилось на числе клиентов, их стало даже больше. Сейчас наше производство буквально захлебывается от заказов. Можно сказать, что мы выиграли на партнерских отношениях.
Юрий Музыка,
коммерческий директор ООО “Альтис Гласс”
1. Нет, этот кризис никак и никем не прогнозировался. Никто к нему не
готовился, иначе были бы предприняты действия по скупке стекла по старым
ценам.
2. Этот кризис разве что внес нервозность общей нестабильностью поставок.
Но поставщики нас, в принципе, удовлетворяют, и стекла хватает. Хоть цены
и выросли, число клиентов не уменьшилось.
3. Сейчас все ждут китайское стекло, но оно довольно мистическое, потому что с ним мало кто работал на украинском рынке. Мы не будем экспериментировать с ним в первых рядах. А кризис этот, я думаю, сезонный, и через месяц-другой, когда европейский рынок насытится — он исчезнет. Для предотвращения подобных ситуаций в будущем, конечно, нужно строить новые стеклозаводы.
Для подведения итогов мы обратились к производителю флоат-стекла
в Украине, который прямо или косвенно упоминался всеми “акулами
стекольного бизнеса”. |
Балюк Виктор,
зам. председателя правления по производству ЗАО Лисичанский стеклозавод
“Пролетарий”
1. Во-первых, Украина начала активно строить. Во-вторых, выросли цены
на энергоносители — народ начал утепляться и ставить новые оконные системы,
стеклопакеты. В-третьих, дефицит случился сразу после выборов, когда возникла
политическая нестабильность. В-четвертых, цены подскочили после того как
правительство приняло решение о 25 процентной пошлине на ввоз стекла из-за
границы.
Этой зимой склады нашего завода были забиты под завязку, но никто стекло
не брал. Нам приходилось в мае по демпинговой цене продавать его на ближний
восток.
В какой-то мере мы этот кризис предвидели и решили со следующего года
ввести новое производство флоат-стекла. Объемы нового производства будут
равняться двум третьим нынешнего.
2. Экспорт мы сейчас ограничили на 80%. Стекло уходит прямо с конвейера, хотя и в предыдущие годы оно никогда не задерживалось. Также мы немного нарастили мощность — на 10%.
3. Антимонопольный комитет начал расследование, причем неизвестно кто его инициировал. Видимо тот, кто не знает, что доля нашего стекла на рынке составляет всего 37%. Пускай расследуютѕ
4. Мы стали производить больше стекла. Каждый месяц выдаем 1 млн. 400
тыс. кв. м, но и это не покроет весь рынок.
В следующем году, когда наладится новая линия, отечественного стекла станет
больше. По поводу кризиса, Я думаю, цены в скором времени стабилизируются.
Но только тогда, когда стабильными станут и цены на газ.