Принятые государством решения [1, 2, 3] определили приоритеты,
направленные на оптимизацию национальной структуры потребления энергоресурсов
в соответствии с наличием собственных энергоресурсов, а также на снижение
влияния на изменение климата путем повышения энергоэффективности хозяйственной
деятельности.
Дорожной картой повышения энергоэффективности в строительной отрасли стала
«Отраслевая программа повышения энергоэффективности в строительной области
на 2010–2014 год», разработанная в соответствии с решением Кабинета Министров
Украины [4] в 2009 году и определяющая приоритетные направления реализации
государственной политики энергосбережения, пути максимального использования
резервов экономии топливно-энергетических ресурсов в отрасли, комплекс
организационных, технических и экономических мер, взаимосвязанных с ресурсами,
исполнителями и срокам реализации, с учетом проведенного анализа существующего
состояния обеспечения энергоэффективности в строительной отрасли.
При определении приоритетов в формировании мероприятий по повышению энергоэффективности
в области была учтена существующая структура потребления тепловой энергии
в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, где наибольшее потребление
— при доставке энергии для коммунальных потребностей и собственно потребление
на жилищно-коммунальные нужды.
Учитывая незначительный удельный вес потребления энергоресурсов непосредственно
при производстве строительных материалов и изделий и проведении строительных
работ относительно затрат на удержание объектов строительства во время
их эксплуатации, основные усилия целесообразно сосредоточить на снижении
удельных показателей потребления энергоресурсов объектами жилищно-гражданского
назначения на протяжении всего жизненного цикла. Из этого следует, что
основным резервом энергосбережения является снижение потребления энергоресурсов
объектами жилищно-гражданского назначения, т.е. приведение теплотехнических
свойств этих объектов к современному европейскому уровню, что наряду с
экономией энергоресурсов решит проблему обеспечения нормативного уровня
комфорта жилой среды, отсутствие которого стало серьезной проблемой для
жителей многоквартирных жилых домов.
Исходя из законодательно определенных границ влияния центральных органов
исполнительной власти в условиях рыночной экономики, Минрегионстрой в
качестве приоритетного инструмента реализации государственной политики
в отрасли, предусматривает дальнейшее усовершенствование нормативно-методической
базы нового строительства и реконструкции объектов строительства, что
определит энергоэффективность решений, которые будут заложены при возведении
объектов и проведении дальнейшей модернизации (реконструкции) элементов
и инженерных систем зданий.
Проведенное министерством внедрение европейских подходов по ограничению
влияния государства на экономику обеспечением необходимого уровня безопасности
граждан изменило подходы к статусу энергосбережения в строительстве. Так,
к основным требованиям действующего в Украине «Технічного регламенту з
підтвердження відповідності будівельних виробів, будівель та споруд» отнесена
экономия энергии, которая определяет необходимость обеспечения при проектировании,
возведении сооружения и устройстве его инженерных систем эффективного
использования энергии, необходимой для эксплуатации, с учетом климатических
условий. Это обусловило выделение в отдельный класс Отраслевой программы
мероприятия по повышению тепловой изоляции зданий и сооружений по регионам.
По мере роста стоимости газа, как основного энергоресурса в Украине, будет
возрастать инвестиционная привлекательность утепления зданий, убыточная
с позиций традиционного бизнеса в текущих ценах поставляемого тепла. Целесообразность
проведения таких мероприятий подтверждает прогноз возможной экономии энергоресурсов
в строительной отрасли по данным «Енергетичної стратегії України до 2030
року».
Внедрению новых подходов и решений по комплексному обеспечению энергоэффективности
объектов строительства будет содействовать ввод в действие с 08.12.2009
(дата публикации) Закона Украины «О строительных нормах» (№ 1704-VІ).
Этим Законом определено, что «строительные нормы — утвержденный субъектом
нормирования подзаконный нормативный акт технического характера, который
содержит обязательные требования в сфере строительства, градостроительства
и архитектуры». Статьей 11 Закона определена обязательность применения
строительных норм всеми субъектами хозяйствования, а также в случае ссылки
в строительных нормах на стандарты, обязательность применения этих стандартов.
Предусмотренное Отраслевой программой проведение на протяжении пяти лет
адаптации национальных строительных норм и стандартов, регулирующих энергоэффективность
строительной отрасли, к европейским потребует обеспечения европейского
уровня производства материалов, оборудования и работ.
Необходимо отметить возрастание роли светопрозрачных конструкций в дальнейшем
решении проблем энергосбережения в жилищно-гражданском строительстве.
Так, например, проведенное поэтапное повышение нормативных требований
относительно термического сопротивления оградительных конструкций разрешило
существенно снизить общие эксплуатационные затраты тепла, что видно на
примере расчетов для 4-этажного 5-секционного дома серии І-480.
Одновременно с общим снижением теплопроводности ограждающих конструкций
изменилась их удельная структура, и доля потерь через окна превысила 60%.
Учитывая существенное влияние светопрозрачных конструкций на инсоляцию,
вентиляцию и микроклимат жилой среды, требования к ним будут возрастать
больше чем к другим конструкциям по мере внедрения европейских стандартов.
Повышение требований к отдельным элементам и к светопрозрачным конструкциям
в целом побуждает производителей отказаться от традиционных на это время
несоответствий оконных конструкций действующим нормативным требованиям.
Ожидаемое внедрение энергоаудита объектов строительства, фиксация параметров
конструкций в энергопаспортах, производимая с 2009 года, внедрение методов
натурного исследования свойств ограждающих конструкций разрешат обнаруживать
причины и источники нарушения нормативных требований к комфорту жилья,
который будет содействовать развитию бизнеса предпринимателей, работающих
в рамках действующей законодательно-нормативной базы.
В заключение необходимо отметить, что наработанная в отрасли нормативно-методическая
база не обеспечит ожидаемых результатов без обеспечения государством своей
доли участия в решении обоснованного определения границ рыночной привлекательности
и конкурентоспособности — мероприятий, запланированных на будущую пятилетку.
Самоустранение государства от участия в обеспечении рыночной привлекательности
мероприятий по повышению энергоэффективности отрасли на каждом этапе их
реализации может превратить ожидаемые результаты Программы в фантазии,
как это было неоднократно с другими ранее принятыми программами.
Литература:
1. Указ Президента України від 28.02.2008 № 174/2008 «Про невідкладні
заходи щодо забезпечення ефективного використання паливно-енергетичних
ресурсів».
2. Указ Президента України від 28.07.2008 № 679/2008 «Про рішення Ради
національної безпеки і оборони України від 30 травня 2008 року «Про стан
реалізації державної політики щодо забезпечення ефективного використання
паливно-енергетичних ресурсів»».
3. Розпорядження Кабінету Міністрів України від 16.10.2008 №1334-р «Про
схвалення пріоритетних напрямів діяльності у сфері энергоэффективности
та енергозбереження на 2008–2009 роки».
4. Розпорядження Кабінету Міністрів України від 17.12.2008 № 1567-р «Про
програми підвищення энергоэффективности та зменшення споживання енергоресурсів».
А.А. Нечепорчук, по материалам доклада на VII Международном конгрессе «ОКНА. ДВЕРИ. ФАСАДНЫЕ СИСТЕМЫ» в рамках IX Международной специализированной выставки «ПРИМУС: ОКНА. ДВЕРИ. ПРОФИЛИ 2010», Киев, 26 января 2010 г.