Пульс рынка: потребительский потенциал оконной отрасли вырос на треть

Сегодняшнее наше интервью — с Андреем Лесьо, издателем интернет-проекта «OKNA.ua — Каталог оконных систем» — посвящено особенностям и итогам рынка светопрозрачных конструкций и оконных систем в Украине.

В подходящем к своему завершению непростом 2010 году наблюдались несколько пиков оживления и спада в оконно-дверной отрасли. Как Вы оцениваете итоги и характер движений рынка оконно-дверной отрасли 2010 года?

Судя по активности конечных потребителей светопрозрачных конструкций, несмотря на политическую ситуацию, бесспорно оказавшую влияние на строительный рынок, в 2010 г. наблюдался стабильный сезонный рост интереса заказчиков к оконной продукции вплоть до октяб­ря, после чего начал наблюдаться сезонный спад. При этом уровень активности в ноябре 2010 г. выше на 33,7% в сравнении с аналогичным периодом 2009 г.
Сравнительное повышение активности, по-видимому, связано с погодными условиями в Украине осенью 2010 г., частичным оживлением строительного рынка, а также общим повышением количества украинских пользователей Интернет.
Рост потребительского спроса на треть не связан с ростом покупательской способности, тут все наоборот — интерес к новым окнам «подогревается» общим ухудшением качества коммунального обслуживания по отоплению и необходимости замены старых окон во время индивидуальных ремонтов дряхлеющего жилого фонда, проводимых частными усилиями.

Осенью Кабмин наконец отменил санкции по расследованию демпинга при импорте листового стекла, инициированного Лисичанским заводом «Пролетарий». Какова Ваша оценка результатов введения знаменитой пошлины «31,25%» на ввоз стекла, и насколько ее отмена сумела оживить оконный рынок в конце 3-го и в 4-м квартале 2010 г.? Ваши прогнозы о перспективе отрасли светопрозрачных конструкций в 2011 г.?

Действительно, в третьем и начале четвертого квартала наблюдалось заметное оживление на рынке. Поскольку цены на оконную продукцию находятся в неэластичной зоне (говоря о массовом ПВХ-продукте), влияние на объемы всего рынка можно связывать не с ценой, а с нестабильностью правил игры, которые повлияли на нестабильность поставок и привели к снижению объемов. Вот в этом и было основное влияние ввода пошлины «31,25%».
Как мы и предполагали, похоже, что объемы рынка в 2010 г. будут несколько превосходить цифры за 2009 г., хотя год еще не закончился, и подводить итоги рано. В 2011 году, видимо, рост объемов продаж сохранится, однако он будет не настолько велик, чтобы достичь уровня 2008 г. Несмотря на то, что многоэтажное строительство оживилось, и в 2010 г. было разморожено большинство остановленных ранее крупных объектов, еще несколько лет будет наблюдаться дефицит нового строительства ввиду того, что в 2009–2010 г. не были заложены новые строительные объекты.


Рис. 1. Количество расчетов стоимости окон в OKNA.ua за 13 месяцев
как показатель потенциальной потребительской активности

Ваша компания известна тем, что довольно корректно и полно отслеживает покупательскую активность на рынке окон и дверей. Что Вы можете сказать о потребителе-2010? Каков его «портрет» и предпочтения? Переболел ли он пристрастием к дешевизне в ущерб качеству?

Пока рано окончательно говорить о поведении потребителей в этом году — 2010 год еще не закончился, но уже видны некоторые особенности. Например, потребитель стал действовать менее спонтанно. В предыдущие годы особенная активность наблюдалась буквально до первого снега. Теперь же об окнах думают чаще заранее, и пик активности сдвинулся с ноября на сентябрь–октябрь. Ч то же касается портрета потребителей окон, то, судя по статистике OKNA.ua, аудитория становится все более «женской». За год доля женской аудитории выросла на 1,3% и, как это ни странно, стала немного моложе. Рост аудитории «18–24» немного опережает рост аудиторий «25–34» и «35–44». Подобные изменения нужно учитывать в проведении рекламных кампаний.
Говорить о том, что потребитель переболел пристрастием к дешевизне, вероятно, еще рано, несмотря на те усилия, которые предпринимают некоторые участники рынка, в том числе и OKNA.ua, а также активные участники оконного форума forum.okna.ua. Тем не менее, положительные изменения в поведении потребителей уже замечены, в первую очередь менеджерами продаж. Те компании, которые обратили внимание на эти изменения, первыми получили, с одной стороны, возможность предоставить качественный продукт, а с другой — достичь хорошего уровня рентабельности.


Рис. 2. Объемы оконного рынка Украины (млн. окон), факт и прогноз

Известно, что ранее очень много СПД и «очень малых» предприятий участвовали в разделении труда при производстве оконно-дверных конструкций для конечного заказчика: замер, демонтаж старых и монтаж новых изделий, вывоз строймусора… При этом сами заказы размещались на более крупных предприятиях, обеспечивающих хотя и разный, но, в большинстве случаев, приемлемый уровень производства и соответствующего ему качества. Кризис в 2008–2009 г. сильно «потрепал» ряды частных предпринимателей. Ваше мнение о нынешней системе дистрибьюции оконно-дверной продукции?

Малый бизнес в оконной сфере в количественном исчислении в течение 2009 и 2010 гг. значительно увеличил свое присутствие. В первую очередь это касается частных предпринимателей (ФОП). Как ни странно, но ряды дилеров не только не уменьшились, а, наоборот, увеличились, отчасти за счет закрытия мелких предприятий. Причем при закрытии предприятия часто образуется не один оконный дилер, а сразу несколько. Это приводит к тому, что при укрупнении предприятий, одновременно увеличивается число участников оконного рынка.

OKNA.ua уже много лет действует в информационном пространстве Украины. Мои беседы с представителями зарубежных средств массовой информации свидетельствуют о том, что OKNA.ua к тому же — хорошо известный источник отраслевой информации как для Запада, так и для «ближнего» зарубежья. Как меняется роль Вашего интернет-проекта? Становится ли он неким средоточием «деловой жизни» и базой знаний в оконно-дверной отрасли? Насколько изменилась роль OKNA.ua при участии в различных отраслевых форумах и конференциях специалистов?

Трудно сказать, когда именно, наверное, еще лет 6–7 тому назад, мы заметили стабильное внимание к OKNA.ua посетителей из России, Германии, Турции, Польши, а потом и Казахстана и Беларуси и др. Этот интерес не снижается и сегодня. Ряд зарубежных компаний активно принимает участие в проекте не только в качестве читателей OKNA.ua, но и для публикации информации и проведения рекламных кампаний.
Становится ли OKNA.ua средоточием «оконной» деловой жизни? В какой-то степени это произошло уже давно. Мы предоставляем все больше новых возможностей для донесения информации до потребителей. Так, за последние пару лет появились новые разделы — карты с оконными компаниями, на которых потребители могут отыскать ближайшего поставщика окон, появились видео- и фотогалереи работ, средства для удобного формирования предложений. Теперь имеется такой уникальный сервис, как расчет ветровых нагрузок с учетом местных особенностей для регионов Украины согласно действующим нормативам. Все эти и многие другие возможности, которые мы предоставляем, позволяют выгодно использовать OKNA.ua для продвижения товаров и услуг.
Интернет-издание OKNA.ua про­­должает занимать активную позицию, принимать участие в «общественной и деловой жизни» оконного сообщества и развивает свою деятельность в этом направлении.


Рис. 3. Демография заказчиков окон: пол и возраст (по данным Яндекса)

Но есть и новая инициатива в этой области — раздел «Персоны оконного рынка» (https://okna.ua/persons/), в котором можно увидеть ответственных сотрудников, в первую очередь контактирующих с клиентами — менеджеров продаж, инженеров-замерщиков, руководителей отделов продаж, и, конечно же, директоров. Проблема качества услуг и товаров в большей степени может существовать ввиду отсутствия персональной ответственности перед клиентом. Именно для этого добавлена возможность «оживить» конкретными сотрудниками неодушевленное название компании. С другой стороны, клиенты, видя открытость компании и данные конкретных сотрудников, доверяют такой компании в большей мере.


Рис. 4. Скриншот для просмотра журнала «Окна.Двери.Витражи» в «реальном виде»

Как развиваются другие направления сайта? Расскажите подробнее о системе оценок посещаемости, в частности, как Вы отслеживаете достоверность и количество читателей Интернет-версии нашего журнала и рейтинг его статей в общем рейтинге публикаций на OKNA.ua?

Кроме уже указанных нововведений, в OKNA.ua ведется постоянная работа по улучшению существующих сервисов, в том числе введена очередная, на мой взгляд, наиболее удобная версия «тематического» поиска, который наиболее полно охватывает накопленную информацию издания. Для учета посетителей OKNA.ua, в том числе и для учета статистики просмотра статей журнала «Окна.Двери.Витражи», а также для учета посетителей сайтов-партнеров, установивших счетчики OKNA.ua, еще 3 года назад был запущен отдельный сервер, с помощью которого мы можем оперативно формировать статистику для рейтингов статей, компаний и сайтов.
Подсчет производится по строгому алгоритму и системе фильтров, исключающей поисковых роботов, системы накрутки статистики, «клик-клюбы» и прочих псевдопосетителей.
Такой строгий учет может потерять часть реальных пользователей, но зато дает более реалистичные данные о посещении, например, статей. То есть цифру нынешних посещений материалов журнала «Окна.Двери.Витражи» посетителями OKNA.ua в месяц на уровне 175000–180000 можно считать совершенно достоверной и даже несколько заниженной.


Рис. 5. Статистика посещаемости сайта OKNA.ua за 2005–2010 гг.

С недавних пор появилась возможность видеть наш журнал на страницах портала OKNA.ua в таком же виде, как он напечатан — вместе со всеми иллюстрациями и даже рекламой. Как отнеслись посетители портала к такому нововведению?

Действительно, недавно были предоставлены первые номера журнала «Окна.Двери.Витражи» для просмотра в оригинальной верстке, то есть в виде, максимально приближенном к бумажной версии. Пример такой версии — https://okna.ua/magazine/m-katalog_20102011
Пока рановато сравнивать количество просмотренных статей в традиционном для сайта виде с количеством просмотров журнала в книжном виде. Но наша задача предоставить выбор для посетителей сайта, одним — удобнее читать статьи, другим — листать журнал.

Какие новые сервисы Вы планируете вскоре предложить посетителям Вашего специализированного Интернет-ресурса? Ваши пожелания читателям нашего журнала (и, одновременно — пользователям OKNA.ua) в новом году?

Планов, как всегда, много, а желаний по созданию новых возможностей — еще больше. Но в реальном мире неизбежно сталкиваемся с ограниченными ресурсами. Традиционно мы не анонсируем новые сервисы, пока они не готовы. Это дает нам возможность гибко реагировать на изменение ситуации и оправдывать ожидания. Помня о том наследии, которое нам досталось, о том гигантском объеме окон, требующих замены в Украине, хочу пожелать всем читателям журнала «Окна.Двери.Витражи», участникам «Клуба профессионалов оконного рынка», форума forum.okna.ua и каталога OKNA.ua хороших клиентов, достойного качества продукции и сервиса, и главное — высоких и стабильных прибылей!
Успехов в следующем году!


Интервью с Андреем Лесьо,
издателем «OKNA.ua — Каталог оконных систем»
(https://okna.ua/, infoВитраж.ua,
тел. +38 067 5064426, +38 044 4861036)
провел С. Шовкопляс,
выпускающий редактор журнала
«Окна.Двери.Витражи»

Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.
Связанный контент
HOPPE Серія Гамбург

Новое и лучшее