ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО РФ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
По данным Росстата, в 2010 г. в РФ было введено в эксплуатацию 714,1 тыс. квартир общей площадью 58,1 млн. м2 (97% к уровню 2009 г.) [5, 6], в 2011 г. ожидается ввод 63 млн. м2 (по оценкам Минрегионразвития России). Правительством РФ 17 декабря 2010 г. утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы [4], основными целями которой являются:
Общий объем финансирования Программы в 2011–2015 годах составит
620,69 млрд. руб.
Министерством регионального развития РФ 30 декабря 2010 г. были
утверждены Контрольные показатели по вводу жилья по субъектам РФ на период
2011–2015 годов и индикативные показатели по вводу жилья по субъектам РФ на
2016–2020 годы. [10]
Председатель Правительства РФ В.В. Путин 3 февраля 2011 г.
на совещании в г. Кирове, посвященном развитию жилищного строительства в регионах,
заявил: «По сути, мы определяем новые подходы и более высокие ориентиры в жилищной
политике. Прежде всего, нам нужно окончательно преодолеть последствия кризиса и
вновь начать активно наращивать объемы жилищного строительства. За предстоящие
пять лет нужно добиться роста в 1,5 раза — с 58 млн. м2 в 2010 году
до 90 млн. м2 в 2015-м. Всего же за период действия программы должно
быть построено почти 370 млн. м2 жилья. Следует добавить, что уже в
2016 г. планируется выйти на объем строительства 100 млн. м2 в год, а
к 2020 г. — 142 млн. м2.
Рис. 1. Динамика ввода жилья за период до 2020 года (данные Министерства регионального развития Российской Федерации)
Серьезный рост масштабов строительства нам нужен, чтобы сформировать баланс спроса и предложения, тем самым гарантировать предсказуемость жилищного рынка, застраховать его от рисков ценовых скачков, обеспечить стабильность, еще лучше — снижение цен на жилье, значит, и реальную перспективу для граждан обзавестись своей квартирой или домом». [9]
СИТУАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ: МНЕНИЯ И ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
По мнению специалистов, замедление темпов строительства было
вызвано не общей кризисной ситуацией, а специфическими особенностями системы
строительства и недостатками системы его финансирования, сложившимися в России.
[7]
По оценкам специалистов, в ближайшей перспективе произойдет изменение
структуры жилищного строительства (в том числе в результате увеличения доли
бюджетного финансирования) — отказ от объектов бизнес-класса в пользу домов
эконом-класса с меньшей площадью квартир и меньшим уровнем цен. Снизится и
предложение, но его структура, напротив, изменится в пользу высококачественного
жилья. Жилье эконом-класса получит статус муниципального и не выйдет на открытый
рынок.
В условиях восстановления платежеспособного спроса при сокращенном
объеме строительства и предложения жилья может начаться медленное повышение цен
на жилье до уровня, обеспечивающего рентабельность девелопмента. Средняя доходность
строительного бизнеса снизится и в дальнейшем не вернется на те нецивилизованные
уровни, на которых она была вчера. Крупные игроки, выжившие на рынке, расстанутся
со своей агрессивной стратегией и будут лучше просчитывать варианты бизнеса. В
целом рынок сделает новый серьезный шаг в становлении и развитии.
Более
определенно высказался Брюно Лафон, председатель совета директоров и генеральный
директор французской группы Lafarge, который в интервью газете «Ведомости» на
вопрос: Вы прогнозируете к 2014 г. восстановление российского строительного
рынка? — ответил: «Предсказать довольно трудно. Обычно я очень осторожно
высказываюсь на эту тему. Но я точно знаю, что российский строительный рынок
восстановится, и по объемам он будет больше, чем в 2007 г.» [11]
ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА ДЛЯ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Основными последствиями кризиса для стекольной промышленности стали:
Широкое распространение получила практика установки на объектах различного назначения светопрозрачных конструкций, по теплофизическим характеристикам не соответствующих природно-климатическим условиям конкретного региона строительства.
В июле 2010 г. вследствие полного ограничения подачи энергоносителей было остановлено производство на стекольном заводе «Востек» (Тверская область). В сложившейся ситуации большинство компаний отказалось от реализации заявленных ранее проектов и только 2 из них были завершены:
Рис. 2. Прогноз объемов потребления листового стекла на период до 2020 года (проект Стратегии развития промышленности строительных материалов)
Минрегионразвития России в феврале 2010 г. был представлен
проект Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до
2020 года [12], в основу которого были положены Контрольные показатели по вводу
жилья.
По инновационному варианту развития экономики РФ, в 2020 году относительно
2010 года прогнозируется увеличение потребления листового стекла — в 2,3 раза, по
инерционному варианту — в 1,8 раза.
В соответствии с инновационным вариантом
развития экономики РФ потребление листового стекла к 2020 году возрастет до
517,1 млн. м2, что потребует ввода в эксплуатацию дополнительных
мощностей по производству листового стекла в объеме 324,6 млн. м2.
Представленные в проекте Стратегии оценки роста потребления листового стекла,
чтобы стать ориентиром для стекольной промышленности, требуют дополнительной
проработки и детализации по видам продукции (стекло с покрытием, стеклопакеты,
стекло закаленное и многослойное и др.). В расчете на восстановление российского
строительного рынка после 2012 г. практически одновременно начато строительство
2-х новых стекольных заводов в Республике Татарстан и Ростовской области (Табл. 1).
По имеющейся информации, ОАО «ЮгРосПродукт» (Ставропольский край) также
рассматривает вопрос о строительстве 2-й линии по производству флоат-стекла.
В 2008–2010 гг. частный заказчик (индивидуальное жилищное строительство и замена
окон в действующем жилом фонде) стал основным потребителем оконных конструкций на
рынке (до 70%), что обеспечило достаточно высокий уровень потребления листового
стекла и изделий из него.
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ ПОВЫШЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО ОСТЕКЛЕНИЯ ОБЛАДАЕТ ВЫСОКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ РАЗВИТИЯ, ТАК, НАПРИМЕР, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДОЛЯ СТЕКЛОПАКЕТОВ СО СТЕКЛАМИ С НИЗКОЭМИССИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ СОСТАВЛЯЕТ ПРИМЕРНО 15% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА.
Непосредственное влияние на расширение применения светопрозрачных конструкций (СПК), удовлетворяющих повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности, оказывают:
- развитие законодательной базы РФ в области энергосбережения и технического регулирования;
- актуализация СНиП и ГОСТов, введение повышенных требований по энергосбережению и безопасности в нормативно-технические документы;
- обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований по энергосбережению и безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» был принят Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а требования энергетической эффективности последовательно были внесены:
Принята Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р), которая в рамках подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде» предусматривает проведение комплексного капитального ремонта многоквартирных жилых зданий с учетом требований энергетической эффективности.
АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утверждены:
- Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р) — 91 документ, в том числе: 8 — ГОСТ, 83 — СНиПа.
- Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ (Приказ Росстандарта от 01 июня 2010 г. № 2079) — 123 ГОСТа.
В настоящее время Министерством регионального развития РФ с
участием Национального объединения строителей проводится работа по актуализации
действующих СНиП и ГОСТ, 83 СНиП будут актуализированы до 1 июля 2012 г., в том
числе СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».
Важнейшей задачей на
перспективный период является дальнейшая гармонизация национальных стандартов с
международными стандартами ИСО и СЕН.
АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
По инициативе Союза Стекольных Предприятий создан Технический
комитет по стандартизации «Стекло» (приказ Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 8 июня 2009 г. № 1963). Союзом Стекольных Предприятий
была принята Программа разработки комплекса национальных стандартов для стекольной
промышленности на период 2008–2011 гг., предусматривающая разработку новых и
переработку действующих стандартов, всего 62 стандарта.
На увеличение объемов
потребления стекла с низкоэмиссионным «мягким» покрытием непосредственно влияют
принимаемые решения по повышению теплозащитных характеристик светопрозрачных
конструкций, устанавливающие более высокие нормативы, примером этого является
Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2010 г. № 900-ПП «О повышении
энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в
городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 9
июня 2009 г. № 536-ПП».
Следует повысить теплозащитные качества наружных
ограждающих конструкций до уровней не ниже, установленных таблицей 2.
Указанным требованиям отвечают светопрозрачные конструкции, в
которых светопрозрачное заполнение (стеклопакет) и непрозрачная часть оконного
блока являются гармонично утепленными. Предполагается, что таким образом может
быть существенно расширен рынок инновационной продукции (стеклопакетов со стеклом
с низкоэмиссионным «мягким» покрытием, профильных систем с высокими
теплофизическими характеристиками и др. продукции). Указанные виды продукции
имеются в продуктовой линейке многих российских компаний.
В 2004–2008 гг.
контроль за соблюдением требований нормативно-технической документации по
энергосбережению и тепловой защите зданий был снижен по следующим причинам:
- Разработчиками Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. № 184–ФЗ «О техническом регулировании» требования по энергосбережению и теплозащите, которые в предыдущие годы являлись основным направлением развития строительного комплекса и предприятий стройиндустрии, не были включены в число обязательных требований по безопасности (Статья 6. Цели принятия технических регламентов).
- В связи с упразднением Госстроя России (Управления технического нормирования, стандартизации и сертификации в его составе) в этот период не выполнялись функции общего руководства и координации разработки нормативно-технических документов в строительстве.
В течение 2009–2010 гг. в соответствии с Федеральным законом
от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ
и отдельные законодательные акты РФ» было произведено реформирование строительного
комплекса на принципах саморегулирования, созданы саморегулируемые организации
(СРО) строительного комплекса, а затем Национальные объединения изыскателей
(НОИЗ), проектировщиков (НОП) и строителей (НОСТРОЙ). В рамках Национального
объединения строителей создана система стандартизации НОСТРОЙ, в 2011 г.
разрабатываются стандарты организации (СТО), устанавливающие требования к качеству
и результатам строительных работ, контролю их соблюдения, обеспечивающие в конечном
итоге безопасность объектов капитального строительства.
[13] По инициативе
Координационного совета отрасли «Светопрозрачные конструкции» (создан 8 июня 2010 г.,
в состав входят: Союз производителей полимерных профилей, Союз Стекольных
Предприятий, НО «Ассоциация продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры»,
компании–производители оконных и фасадных конструкций) в рамках системы стандартизации
НОСТРОЙ разрабатывается блок стандартов «Светопрозрачные ограждающие конструкции
зданий и сооружений»:
За короткий период предстоит создать целостную систему правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных конструкций нового поколения. [14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ*
Принятые в 2009 г. Федеральные законы РФ [1,2,3] переводят
требования по энергосбережению и безопасности в строительстве зданий и сооружений
в число обязательных и приоритетных, соответственно, новые повышенные требования
должны быть введены в национальные стандарты на оконные и балконные дверные блоки,
фасадные системы и их компоненты.
Сложившаяся в настоящее время система
нормативно-технической документации на СПК, основу которой составляет Комплекс
стандартов на оконные и балконные дверные блоки, обеспечивает производство и
обращение продукции на рынке (требования к конкретным видам продукции и проведение
сертификационных испытаний).
Вместе с тем отсутствуют документы, в которых были
бы определены требования к проектированию и выбору оконных конструкций для зданий
и сооружений различного назначения с учетом многообразия природно-климатических
условий, нагрузок и воздействий, действия других факторов.
Как показал опыт
прошедших событий, акцент исключительно на разработку и введение в действие
стандартов не решает вопросов, связанных с технически обоснованным применением
светопрозрачных конструкций нового поколения на строительных объектах.
Принятие новых федеральных законов и реформирование строительного комплекса на
принципах саморегулирования создают предпосылки выхода отрасли из кризиса в
обновленном виде, что позволит обеспечить рост потребления инновационной продукции,
удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности.
Использованные источники
- Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» http://www.rg.ru/2009/11/27/lamp.html
- Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 30.12.2009 N 384-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ) http://www.consultant.ru/popular/techreg/
- Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» http://www.rg.ru/2009/1 2/31/stroy.html
- Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 гг. (утв. Постановлением
правительства РФ от 17 декабря 2010 г.)
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=109742 - О жилищном строительстве в 2009 году http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/21.htm
- О жилищном строительстве в 2010 году http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/22.htm
- [7] Спад на рынке строительства и продажи жилья в России. Стерник г.М. «Журнал Новой экономической ассоциации», № 3–4/2009, с. 185–207.
- Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р) http://government.ru/gov/results/13912/
- Материалы совещания «О развитии жилищного строительства в регионах» под руководством Председателя Правительства РФ В.В.Путина (г. Киров, 3 февраля 2011 г.) http://premier.gov.ru/visits/ru/14038/events/14037/
- [10] Контрольные показатели по вводу жилья по субъектам РФ на период 2011–2015 годов и индикативные показатели по вводу жилья по субъектам РФ на 2016–2020 годы http://www.minregion.ru/activities/housing_policy/reg/methods/759.html
- «Нужно быть русскими в России и китайцами — в Китае», — Брюно Лафон, председатель совета директоров и генеральный директор французской группы Lafarge. Интервью газете «Ведомости», № 154 (2672), 19 августа 2010.
- Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года (проект разработан Министерством регионального развития России в соответствии с поручением Правительства РФ от 4 мая 2006 года № ДМ-П45-1969).
- Приоритеты НОСТРОЙ — реализация программы стандартизации объединения. Л.С.Баринова, заместитель руководителя Аппарата НОСТРОЙ, С.В. Пугачев, директор департамента технического регулирования НОСТРОЙ. Бюллетень Национального объединения строителей, № 7, 2010.
- Российский оконно-фасадный рынок: программа консолидации на 2010–2012 гг. А.Ю. Белоедов, С.И. Тихомирнов, Л.М. Шахнес. Журнал «СтройПРОФИль», №4 (82) 2010.
Л.М. Шахнес, Союз Стекольных Предприятий, РФ. Тезисы доклада на Glass Performance Days, который состоится 17–20 июня 2011 г. (Тампере, Финляндия)