Сложившаяся ситуация на строительном рынке Турции
Администрация жилищно-коммунального хозяйства Турции на основании партнерского соглашения передала свои строительные участки строительным компаниям. В результате этого потенциал жилищных домов составил 150 000. Сразу же была проведена мощная рекламная кампания, в которой были представлены проекты и макеты будущих домов. Учитывая возможность 20-40 летних жилищных кредитов, ипотечный закон и начало переговоров с европейским союзом, резко обострилась ситуация спекуляции в области жилищных домов: дома, которые сложно было продать за 100 000 долларов в начале года, уже со второго полугодия с легкостью скупались за 200 000.
В Турции за первое полугодие 2005 года было приобретено 200 000 лицензий на строительство жилых домов. За 9 месяцев число лицензий достигло 576000 |
Строительные компании, которые приобрели участки еще на стадии проектов, заключили договора в 4-5 раз превышающие установленную государством себестоимость. Таким образом, они получили гарантию на высокую прибыль и стали активно заниматься поисками строительных участков в больших городах.
Экономическая ситуация
Экономический рост за 3 декаду 2005 года в области жилищного строительства
составил 7%. Таким образом, в 2005 году общий экономический рост превысил
5%. После экономического кризиса в 2001 году турецкая лира в настоящее
время сохраняет стабильную позицию по отношению к валюте. Фирмы, правильно
анализирующие экономическое положение, уверенно закрепляют свои позиции.
Возможность долгосрочных платежей (составляющих от 12 до 48 месяцев) посредством
кредитных карт привела к бесконтрольно высокой скупке товаров людьми,
обладающими малым доходом. Все это заставило внести некоторые поправки
в закон.
Несмотря на значительное увеличение экспорта (74 миллиарда долларов),
импорт также увеличился. Дефицит финансового счета составил 38 миллиардов
долларов.
Рынок ПВХ
Производство теплоизоляционных конструкций в области индустриального жилища
на 85-90% связано с производством окон из ПВХ.
Несмотря на трудные годы, рынок ПВХ (по показателям количества использованного
сырья) продолжал расти: он увеличился на 22%, достигнув таким образом
280 000 тонн.
В последние годы лидирующая турецкая компания “Firat” (экструзия ПВХ-профилей)
достигла 60 000 тонной отметки и сохранила за собой первое место в списке.
Фирма “Адопен” оказалась на втором, а “Егепен” на третьем местах. Такая
активность рынка стимулирует появление новых компаний в этом бизнесе.
На данный момент на рынке присутствует около 60 производителей профиля
и столько же фирм, работающих под заказ и производящих профиль 2-го и
3-го сорта. Многие компании производят 5-камерные 70-миллиметровые профили.
Ниша 75-80-мм профилей остается достаточно свободной, и в ней не ожидается
большой конкуренции.
Турецкий рынок ПВХ-профилей (по показателям количества использованного сырья) продолжает расти: согласно данным 2005 года он увеличился на 22%, достигнув таким образом 280 000 тонн |
В компаниях, вырабатывающих свыше 5 000 тонн профиля, 50-70 мм профили
можно найти в любых вариантах. Такое разнообразие профилей появилось на
рынке с 2001 года, когда на рынок вышли китайские производители экструзионных
матриц.
Можно сказать, что 2005 год был годом успешной деятельности турецких фирм.
Созданные в составе фирм отделы, следившие за всеми “know-how” в области
экструзии, стали выпускать свои матрицы. Специалисты европейских и китайских
производителей матриц нашли новые деловые возможности в Турции. Для больших
потребителей (1 000-2 000 тонн профиля в год) появилась возможность делать
профиль любой формы и любого дизайна. Рост в данном секторе позволил расширить
производство вспомогательных и других профилей. Новшеством 2005 года является
выход на рынок фирм, занимающихся производством только жалюзевых профилей.
Большие жилищные проекты вызвали потребность в новых организационных объединениях:
многие средние и малые изготовители окон, объединившись, получили право
на более масштабные работы. Производители профиля поддержали их в этом
решении — крупные производители профиля взяли на себя финансирование станков
для новых объединений. Такое развитие сделало производство 4-х головочно
— сварочно-очистительных линий престижным и выгодным. В данное время три
фирмы (одна из них импортная) активно поставляют на рынок линии такого
рода. В 2006 году добавятся еще 3 фирмы.
Экспортеры ПВХ-профиля (экспорт составил — 50 000 тонн) планируют разместить
производство в соседних странах — одной их первых станет Россия, которая
внесла поправки в свой таможенный кодекс. Турецкие компании надеются,
что примеру России последуют и другие соседние государства.
Производство фурнитуры
Параллельно развитию рынка ПВХ-профилей, развивается и рынок фурнитуры.
К примеру, производство поворотно-откидных механизмов достигло 3,5 миллионов
штук, замочных цилиндров — 1 миллиона, ручек — 8,5 миллионов штук. Местное
производство возросло на 70%. Ожидается, что один из больших игроков —
компания Vorne — с помощью своей новой фабрики, которая будет выпускать
1 миллион поворотно-откидных механизмов в год, сможет удовлетворять все
запросы рынка.
Увеличение объема местного производства фурнитуры, приемлемые цены, высокое
качество — все это снижает спрос на импортные комплектующие. Однако здесь
прослеживается четкая взаимосвязь с производством ПВХ-профилей: все фирмы,
работающие с импортным профилем, предпочитают работать и с импортными
комплектующими.
Стремительное развитие рынка оборудования
Количество выпускаемых станков, связанных с производством окон, достигло
65 000. При этом 90% экспортируемых станков были признаны на международном
рынке.
Продолжается строительство новых фабрик и вложение денег в новые CNC станки.
В Турции самый большой производитель оборудования для обработки стекла
и производства стеклопакетов, компания CMS glass machinery, в 2006 году
откроет цех по изготовлению линий по закалке стекла.
Pencere