Рекламация на окна: причины возникновения и устранение недостатков

 8 080
Окна из ПВХ на рынке уже 52 года и за это время нашли широкое применение по всему миру. На протяжении этих 52 лет они превратились в оптимизированный и над ежный в эксплуатации продукт. Но на пути от профиля до готового, вмонтированного в стену окна, потребуется сделать много шагов. При этом не исключены ошибки. Анализ рекламаций показывает, что существуют определенные повторяющиеся причины ошибок. Если при планировании, производстве и монтаже уделять этим типичным причинам должное внимание, можно избежать большинства рекламаций.

1. Статика как причина рекламаций
Обычные окна, встраиваемые в отверстие в стене, с точки зрения статической нагрузки никаких проблем не вызывают. Системный производитель уже предусмотрел параметры статики в технической документации. Производитель окон должен только придерживаться указаний по креплениям и по ограничениям в зависимости от размеров рам оконных створок.
Более точные расчеты нужны для крупных оконных элементов, таких как стеклянные стены и витрины. Здесь часто бывает недостаточно стальных креплений в стыкованных глухих профилях и профилях стоек. Возникает необходимость в дополнительных стальных креплениях, которые обеспечивают стабильность оконных элементов.
Одному производителю окон в Тиране заказали стеклянные стены размером 6,40 x 2,70 м, и он смонтировал сначала один элемент как образец. Застройщик забраковал его, потому что он вибрировал, а соединения глухих рам и стоек деформировались при легком нажатии.
При планировании производитель недооценил размеры элемента и исходил из того, что стальное крепление в профилях выдержит. Но речь идет не просто о нагрузке, а о жесткости системы. В технической документации системного производителя имеются таблицы, в которых производитель окон может просто найти значение необходимого момента инерции на единицу площади для стального крепления. С помощью этого значения он может выбрать соответствующее стальное крепление и избежать подобных рекламаций. Впоследствии остальные конструкции были выполнены правильно.
Вывод: Соблюдение указаний по статике в технической документации системного производителя.

2. Соединение элементов как причина рекламаций
Окна из ПВХ можно соединять в горизонтальные или вертикальные полосы любой длины. Однако при планировании конструкции необходимо учитывать изменение длины материала в зависимости от температуры и если полоса довольно длинная, то нужно предусмотреть соответствующие зазоры, чтобы избежать напряжений в конструкции.
На одном объекте в г. Дюссельдорф производитель окон встроил оконные полотна длиной 6,00 м, соединив при этом три окна шириной по 2,00 м. Из-за растяжения в длину горизонтальных профилей глухих оконных рам на солнечной стороне они осели на стыках соединения и под этим давлением стали короче. Возникли зазоры в форме буквы V, через которые потом попадала вода. Этой рекламации производитель окон мог бы избежать, если бы предусмотрел вместо прямого соединения соединение внахлест.
Вывод: Соблюдать указания по соединению элементов в технической документации системного производителя.


Рис. 1. Крупноформатные стеклянные стены требуют тщательно продуманной статики

3. Осушение фальцев и пазов как причина рекламации
Если во время ливня вода попадает в конструкцию рамы, она должна гарантировано выводиться наружу. Для этого на стеклянном фальце и на фальце глухой рамы предусмотрены отверстия для отвода воды и для компенсации давления пара. В технической документации системного производителя есть точные указания по размерам и расположению этих отверстий в глухой раме и в раме створки. Только в результате правильного выполнения окна получат на испытательном стенде оптимальные показатели ливнеустойчивости и воздухопроницаемости. На практике эти правила нередко игнорируют.
Вместо продольных щелевых отверстий (шлицев) для отвода необходимого количества воды иногда можно видеть три расположенные один за другим просверленные
5-миллиметровые отверстия, которые, однако, из-за поверхностного натяжения воды не могут ее выводить.
Необходимое для вентиляции уплотнение в горизонтальной глухой раме иногда по неведению не устанавливают. Это уплотнение необходимо для того, чтобы через него попадал воздух и вытеснял выводимую через шлицы воду. Если воздух не пройдет, то в области фальца образуется низкое давление, из-за чего вода не сможет вытекать наружу. При этом, однако, следует подчеркнуть, что окна из ПВХ известных производителей уже настолько оптимизированы и надежно испытаны, что в практике использования, несмотря на такие упущения при изготовлении и монтаже, в основном являются водонепроницаемыми.
Случаи попадания воды из-за выше названного недостатка наблюдались при особо сильной грозе, когда окно либо находилось на незащищенной подветренной стороне, либо на большой высоте.
Вывод: Соблюдать указания по осушению и вентиляции фальцев в технической документации системного производителя.

Рис. 2. Функции и расположение отверстий для отвода воды и компенсации давления пара

4. Цветочная пыльца как причина рекламации
Компания Plustec ГмбХ как производитель профилей получает иногда сообщения о том, что белые профили изменили свой цвет. В случае появления трудноудаляемых пятен коричнево-желтых оттенков речь идет, как правило, о цветочной пыльце, летучей ржавчине или других веществах из окружающей среды. При проведении лабораторных исследований регулярно выявлялись следы цветочной пыльцы или продуктов ее распада, или ржавчина, например, вблизи железнодорожных линий или промышленных предприятий. Эти вещества могут покрывать налетом нижнюю горизонтальную наружную поверхность профиля, но они не проникают в глубину материала профиля. Садовую мебель из ПВХ, например, перед использованием необходимо протирать, потому что во время цветения пыльца образует на ней видимый коричнево-желтый налет, тогда как налет на оконных рамах менее заметен.
Если поверхности из ПВХ чистят редко, то налет со временем на солнце может “запечься”, привариться и внедриться в поверхностный слой профиля. Бороться с этим, к сожалению, можно только чаще очищая нижнюю часть окон на протяжении тех недель, когда летает цветочная пыльца. Поставщиками сырья ведутся разработки средств радикального удаления таких запекшихся на солнце отложений и для одновременного «запечатывания» микропор на поверхностях разного состава.
Вывод: Просвещать и информировать клиентов с помощью пособия “Советы по уходу”


Рис. 3. Загрязнение поверхности из ПВХ пыльцой

Рис. 4. Некачественный уплотнитель со временем отвердевает

5. Фурнитура как причина рекламации
Производители профиля получают вместе с системой все принадлежности, необходимые для производства окон и обеспечения их качества. Но производитель окон может закупать такие принадлежности у других производителей. Часто для экономии затрат на перевозку так поступают со стальными креплениями или из соображений экономии на цене уплотнительных материалов. Важно, чтобы при таких закупках контролировалось качество.
Особенно большой риск возникает при закупке дешевого уплотнителя. Если такие уплотнители со временем затвердеют, они теряют свои качества, уменьшаются в объеме, растрескиваются вплоть до сквозных разрывов слоя уплотнителя. Тем самым окна утрачивают свою герметичность и ливнеустойчивость.
На одном объекте в г. Радеберге, Германия, дешевые уплотнители за первые 10 лет сначала полностью отвердели, а потом рассыпались.
Вывод: Требовать подтверждения испытаний уплотнителей и гарантии качества у поставщика, оговорив это в контракте.

6. Конденсат как причина рекламации
В жилых помещениях через старые, неплотные окна и двери и через другие щели и неплотности происходит постоянный воздухообмен влажного воздуха из помещения и свежего воздуха снаружи — как бы “автоматическая” вентиляция. С использованием новых и практически герметичных окон такой “принудительной вентиляции” не возникает. Что раньше происходило “автоматически”, сейчас нужно производить специально. Пользователь новых окон должен позаботиться о регулярном проветривании, чтобы избежать образования конденсата на своих окнах и увлажнения откосов. Постоянно высокая влажность и конденсат несут угрозу грибо-плесневого поражения стеновых конструкций, которое нельзя устранить обработкой фунгицидными средствами ввиду того, что мы имеем дело с жилыми помещениями.
Производители окон обязаны информировать об этом своих клиентов и давать пояснения, как правильно и регулярно необходимо проветривать и не допускать образования конденсата.
Вывод: Просвещать и информировать клиентов с помощью пособия “Советы по уходу”.

Невнимание к этим, на первый взгляд, мелочам может существенно подорвать доверие конечных потребителей и помимо прямых убытков может нанести многократно больший косвенный экономический ущерб.


Дипл. инж. Рудольф Вальтер, Руководитель
отдела конструкций и технологий эксплуатации,
PLUSTEC GmbH Bebra (Германия).
По материалам доклада на IV Международном Конгрессе
“ОКНА. ДВЕРИ. ФАСАДНЫЕ СИСТЕМЫ”, Киев, январь 2007
Смотрите также:
Найдите все свои архитектурные решения через OKNA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее