Окно, как элемент архитектурного ансамбля, может открыть тайны культуры, этнических взглядов, национальных традиций и предоставить дополнительное пространство для представления страны и ее населения.
Продолжая рубрику «Окна народов мира», мы решили заглянуть в арабские страны, чтобы рассказать об окнах, сквозь которые арабский народ наблюдает за жизнью нашей цивилизации.
Архитектурное достояние арабского народа очень интересное с точки зрения исторических событий. Почти все строительство в начале 20 в. было под стилистическим влиянием того или иного государства. Формируясь и развиваясь под жестким влиянием ислама, арабо-мусульманская культура сохранила свою особую самобытность и целостность. В разных арабских странах здания имеют местные особенности, потому возводились они мастерами на основе здешних традиций. Схожие черты проявляются в стиле официальных зданий - мечетей, дворцов, мавзолеев, медресе (учебные заведения), так как их заказчики ориентировались на архитектуру, которая сложилась в основном на территории Аравии, Ирака, Сирии, при весомом влиянии архитектуры Ирана.
Окна играют важную роль в архитектурных ансамблях арабского Востока. Особенностью расположения окон является отсутствие окон по фасаду, который выходит на улицу, ведь частная застройка закрыта от посторонних глухими стенами и решетками. Во внутренних дворах, куда выходят окна, расположенные цветники и бассейны.
По форме чаще встречаются узкие окна и арочные, причем арки могут быть острыми, подковообразными, полу круглыми.
Рамы окон изготавливают из различных материалов, обычно древесины, окрашенной в темно-коричневый цвет.
В современном строительстве используют алюминий.
А вот металлопластик довольно редко является материалом для изготовления оконных и дверных рам.
Обычно окна украшены решетками. С одной стороны, они защищают помещение от солнечных лучей, а с другой (согласно культурным традициям) закрывают от посторонних жильцов дома - женщин. Деревянные ставни - неотъемлемая часть оконных проемов во многих странах Востока. Современные технологии производства энергоэффективного стекла совсем не касаются зданий небольших городов и бедных районов, жители которых используют ставни, жалюзи и обычную ткань.
Существуют сооружения совсем без окон, например в Тунисе, и солнечный свет попадает через потолок, которого в привычном смысле нет.
Интересной темой является остекление, ибо само стекло является тем материалом, который можно украсить витражными узорами и красочной росписью. Ведь для арабской архитектуры характерно богатое орнаментальное убранство.
Арабский стиль отличается декоративностью. Цвета должны быть насыщенными и яркими: красный, синий, зеленый, белый и позолота. Арабы не любят гладких поверхностей и монотонных орнаментов. Традиционно места углублений покрываются синей или пурпурной краской, а выпуклые участки - позолотой. Это касается и витражного искусства.
Ведущим типом монументальных сооружений в архитектуре арабских стран были и остаются мечети. Одной из самых пышных и богатых мечетей является «Белая мечеть шейха Заида в Абу-Даби» (ОАЭ), при строительстве которой использованы белый мрамор и многочисленные инкрустации из драгоценных и полудрагоценных камней. Настоящими произведениями искусства можно считать окна и двери этой мечети. Пышные архитектурные формы в сочетании с резьбой чрезвычайной сложности, яркой росписью с позолотой, рисунками на стекле создают впечатление антуража какого-то сказочного, фантастического мира, отводят в область фантазий и нереальности.
В современном строительстве используют много стекла и алюминия, причем стекло с современным покрытием - последнее достижениями в области нанотехнологий.
Арабский стиль, наверное, является самым ярким этническим стилем, как в архитектуре, так и в интерьере. На сегодняшний день арабский стиль находит все больше поклонников в нашей стране и в Европе.
Тяготея к роскоши и изяществу, арабский стиль украсит простую городскую квартиру, загородный дом, кафе или ресторан.