В начале декабря состоялся I съезд строителей Днепропетровской области
«Кризис строительной отрасли. Кто виноват? Что делать?», в котором приняли
участие более 250 делегатов, в т. ч. представители стройассоциаций Запорожской
и Харьковской областей, что дает право назвать данный съезд скорее межрегиональным.
Зато власть к встрече особого интереса не проявила, что показало слабость
влияния застройщиков на ситуацию.
Немногочисленные представители городских властей не стали опровергать
прозвучавшие обвинения и достаточно скоро покинули собрание. Выступления
представителей Минрегионстроя и Верховной Рады свелись к тезисам на тему:
«что-то надо делать, что-то уже делается и еще больше будет сделано в
ближайшее время».
Строители, по их заявлениям, в эффективность решения проблем путем обсуждений
уже не верят, и готовы усиливать давление снизу всеми возможными способами.
В том числе и путем проведения массовых акций протеста, на которые их
толкает и растущее недовольство со стороны их собственных работников.
Обвинение в отсутствии реальной помощи со стороны государства стало ключевым
тезисом съезда. По словам застройщиков, большинство заявленных стабилизационных
мер так и остались декларативными: строительная документация продолжает
пылиться на подоконниках комиссий местных советов, возросло число контролирующих
и согласующих структур, затраты на строительство инженерных сетей не компенсируются,
вместо обещаний снизить финансовое давление появились дополнительные «оброки».
В частности, теперь, бесплатно передавая городу инженерные сети или финансовый
эквивалент квадратных метров по долевому участию, строители обязаны за
свой подарок еще и уплатить НДС! На фоне роста официальных платежей растут
и тарифы по «добровольным взносам» — чиновничий аппарат тоже по-своему
пытается выстоять в борьбе с кризисом. «После того, что государство сделало
со строительной отраслью, оно просто обязано на ней жениться», — под одобрительные
аплодисменты зала резюмировал уполномоченный Госкомпредпринимательства
в Днепропетровской области Владимир Дон.
Однако, жалуясь на административный аппарат, строители, как и прежде,
предпочли умолчать о собственной вине. А ведь, стремясь в конкурентной
борьбе перекупить как можно больше чиновников, строительная отрасль сама
и стала главным «локомотивом» роста коррумпированности органов власти.
В то же время несложно понять, что недовольство многих участников съезда
в адрес городских властей Днепропетровска в первую очередь объясняется
тем, что часть компаний в последние годы просто оказалась «не в доле»:
не их ставленники в городском совете на сегодня влияют на отвод земельных
участков или продвижение документации. Не исключено, что с изменением
расклада сил в горсовете поменяется и состав недовольных «чиновничьим
беспределом» застройщиков.
Кроме того, строители, требуя сегодня финансовой поддержки у власти, фактически
пытаются задним числом застраховать свои бизнес-риски. Когда в начале
2008 г. на рынке недвижимости начали намечаться первые признаки осложнений,
они единодушно уверяли, что никаких проблем нет, и упорно продолжали поднимать
цены на свои и без того неадекватно дорогие квартиры. А когда кризис набрал
обороты, ипотека обвалилась, квартиры перестали покупать, а огромные долги
перед банками остались (а у населения — не меньшие!), строители незамедлительно
обратились к государству за финансовой поддержкой.
Глава подкомитета по вопросам строительства и архитектуры Комитета Верховной
Рады по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и административной
реформы Владимир Яцуба также считает, что в падении объемов строительства
нельзя винить только госорганы. «Нельзя отрицать, что строители сами «разогнали»
рынок. Большей частью это касается, конечно, Киева, но 20–30% кризиса
в отрасли — это результат «перегретости» рынка», — отметил чиновник.
Справедливости ради стоит отметить, что взаимоотношения застройщиков и
власти никогда не были теплыми — первые всегда стремились уйти от налогов,
предпочитая платить взятки, а вторые поддерживали отрасль номинально.
За последние годы в Верховную Раду подавался не один законопроект по регулированию
стройотрасли и смежных сфер, но принимались они крайне редко. А если законы
и принимались, то чаще всего они лоббировали интересы отдельных депутатов
или финансовых групп, т.е. не шли на пользу всей отрасли. Обвинения в
адрес власти, которые прозвучали на съезде в Днепропетровске, большей
частью носили обобщенный, безадресный характер. А 15 местных компаний,
обвинивших горсовет в росте взяток (их обращение было зачитано на съезде),
предпочли сохранить инкогнито.
Основания жаловаться на отсутствие помощи от центральных властей у строителей
действительно есть. Например, в первом квартале 2009 г. в Еврозоне объемы
строительства были снижены в среднем на 9%. Показатель снижения объемов
строительной отрасли в Украине уже на тот момент составлял 44,4%. Благодаря
предпринятым европейскими государствами мерам в поддержку строительства,
уже во втором квартале стабилизировались строительные рынки в Норвегии,
Финляндии, Швеции и Франции, начался рост рынка в Чехии.
В Китае по итогам первого полугодия рост отрасли составил 8%, а продажи
недвижимости выросли на 60%. Достаточно бодро по сравнению с украинскими
коллегами чувствуют себя и строители СНГ: Россия, Казахстан, Узбекистан,
Белоруссия благодаря господдержке (миллиардным вливаниям в отрасль, развитию
программ ипотечного кредитования, госзаказам на строительство жилья, промышленных
объектов и дорог) сумели остановить отрицательную динамику в строительстве.
Неэффективность господдержки отрасли признают и сами представители власти.
За год действия «антикризисного» закона для строителей большинство его
положений так и не были воплощены. Причиной этого, как считает заместитель
Министра регионального развития и строительства Украины Дмитрий Исаенко,
является противодействие со стороны местных органов власти.
«В Минрегионстрой поступают жалобы строителей со всех регионов Украины
на то, что большинство положений «антикризисного» закона на местном уровне
не выполняются. Наверное, какие-то позиции в этом законе мы не учли. Сегодня
в Верховной Раде находится законопроект №23/64 «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты о содействии строительству», который, как
мы надеемся, все-таки заставит местные органы власти исполнять «антикризисный»
закон, — сообщил замминистра. Он высказал надежду, что парламент примет
новый законопроект еще в этом году: кризис в строительстве продолжится,
хоть и приобретет «узаконенные» рамки и в Новом году.
По материалам ugmk.info