Игорь Бинковский, директор по маркетингу и сбыту компании REHAU
Фото: OKNA.ua
Про ситуацию на оконном рынке
OKNA.ua:
Как вы оцениваете развитие оконного рынка в 2018 году? Какие можно назвать тенденции?
Игорь Бинковский:
Положительный момент для оконного рынка 2018 в том, что он вообще
у нас есть. Если говорить о динамике, по моему мнению, рынок 2018 уменьшился по сравнению с прошлым годом. Что касается компании
REHAU, у нас есть хорошие перспективы выполнить планы на этот год.
OKNA.ua:
Что именно привело к падению рынка? Ведь два года подряд наблюдался рост.
Игорь Бинковский:
Положительную динамику двух прошлых лет обеспечила программа компенсации в рамках государственной программы теплых кредитов. Она дала рынку от 10% до 12% объема в окнах.
В текущем году суммы на теплые кредиты были значительно снижены. И это сыграло негативную роль. Второй негативный фактор — уменьшение покупательной способности населения. Третий — за 7 месяцев 2018 года в Украине принято жилья в эксплуатацию на 30% меньше, чем в прошлом году.
Рынок приближается к точке насыщения. С середины 90-х годов старые деревянные окна постоянно менялись на новые металлопластиковые. А сейчас началась волна замены старых ПВХ окон на современные энергоэффективные.
Рынок приближается к точке насыщения. Началась волна замены старых металлопластиковых окон на современные энергоэффективные
Игорь Бинковский
директор по маркетингу и сбыту бизнес-направления Решения для оконной индустрии компании REHAU
О перспективах отрасли
OKNA.ua:
Какие перспективы Вы видите в замене старых окон на новые современные?
Игорь Бинковский:
Я вижу перспективы для оконных компаний в энергосбережении и в начале работы Фонда энергоэффективности, где будет комплексный подход к термомодернизации многоквартирных домов. Еще одним источником для получения заказов уже сейчас является утепление бюджетных учреждений — школы, детские сады, поликлиники. На это направление предусмотрены бюджетные средства.
Есть также ЭСКО проекты. Это направление только начинает работать. В ЭСКО проектах возврат средств происходит за счет экономии на использовании энергоресурсов после проведения комплексной термомодернизации. Такие схемы уже работают в Прибалтике и частично в Польше. Конечно, институциональные инвесторы хотят четко видеть законодательную базу и механизмы, как будет выполняться проект и как будут возвращаться деньги. В Украине процесс внедрения ЭСКО контрактов только начался.
OKNA.ua:
По вашему мнению, когда начнет работать Фонд энергоэффективности?
Игорь Бинковский:
Он должен заработать, потому что мы уже подошли к критической черте. Четко можно сказать, что заработает в 2019 году.
Новые продукты REHAU
OKNA.ua:
На Fensterbau Frontale в Нюрнберге было показано много интересных smart решений. Окно уже стало функциональной частью умного дома. Какие новые продукты в этом году представила ваша компания? Какие новинки уже есть на украинском рынке?
Игорь Бинковский:
В Нюрнберге мы показали ряд концептуальных продуктов и решений. Продолжаем развивать флагманскую систему Geneo, где используется уникальный материал собственной разработки REHAU
RAU-FIPRO®. В этой системе 90% белых окон, которые можно изготавливать без использования армирования. В сочетании с энергоэффективным стеклопакетом она обеспечивает высокие показатели энергоэффективности. На выставке была представлена профильная система следующего поколения этого инновационного материала — REHAU
RAU-FIPRO X, в котором увеличено содержание стекловолокна. Это позволяет изготавливать конструкции большего на 10% размера. Максимальные размеры створки RAU-FIPRO X — 2700 мм на 1300 мм белого цвета и 2600 на 1200 мм ламинированные. Материал разработан как ответ на тенденцию рынка к использованию конструкций большого размера. В следующем месяце в Германии состоится запуск производства этой системы. Позже она должна появиться и в Украине.
Все большее значение приобретают требования к дизайну. Среди новинок было представлено декорирование оконного профиля нашими продуктами, взятыми из мебельного направления. На выставке были показаны и специфические декоры, например, для рынка Франции. Некоторые позиции из новой линейки уже есть в Украине.
OKNA.ua:
Как компания и партнеры применяют элементы диджитализации в своей продукции?
Игорь Бинковский:
Среди всех экспозиций на выставке больше всех интересовали технологии smart house и smart window. В этом сегменте мы представили REHAU Geneo INOVENT, система рекуперации воздуха, интегрированная в оконный
профиль. Она позволяет поддерживать тепловой баланс в помещении и уменьшает использование энергии. В Украину мы ее еще не завозим, но она эффективно используется на более зрелых рынках таких стран, как Германия, Швейцария и Австрия.
OKNA.ua:
Есть ли новые решения для безопасности окна?
Игорь Бинковский:
Да, это система REHAU Guard, которая концептуально отличается от других систем: она сигнализирует о приближении человека еще до непосредственного контакта злоумышленника с окном. Система имеет несколько режимов сигнализации: когда человек просто подошел, когда задержался на определенный промежуток времени и когда начинает пытаться открыть окно снаружи. Система запущена в производство в октябре 2018 начались продажи в Германии.
Германия выбрана в качестве пилотного рынка для всех продуктов компании. Это обусловлено как высоким развитием самого рынка, так и физической доступности специалистов к объектам, где устанавливаются наши продукты. Здесь продукция тестируется, вносятся изменения, и затем уже другие страны получают доступ к новым продуктам.
Еще мы показали систему очистки воздуха разработки наших специалистов и ряд программных продуктов для клиентов.
Все digital решения, которые интегрируются в smart house, реализуются пока в Германии.
OKNA.ua:
То есть в Украине эти технологии можно будет ожидать где-то на следующий сезон?
Игорь Бинковский:
Думаю, да. Мы стремимся к тому, чтобы в Украине новые продукты появлялись сразу после запуска в массовое производство.
В чем нуждается конечный потребитель
OKNA.ua:
Чего сегодня не хватает, по вашему мнению, конечному потребителю в Украине?
Игорь Бинковский:
Потребителю очень нужна профессиональная консультация, потому что люди стали гораздо более ответственно относиться к такой покупке, как окна. Если два-три года назад разговор по нашей горячей линии в среднем длился 3-5 минут, то сейчас это 30-40 минут! Люди ставят достаточно четкие вопросы, они более осведомлены и хотят разобраться. Покупательная способность еще достаточно низкая, поэтому покупатель взвешивает, во что именно он инвестирует и что эта инвестиция даст ему в будущем. Поэтому им нужна очень профессиональная и терпеливая консультация.
Также нужен качественный монтаж и соответствие готового, смонтированного продукта тому, о чем рассказывал консультант на стадии продажи. Это очень важные моменты.
За последние четыре года, когда тема энергоэффективности была поднята в Украине на совершенно другой уровень, люди начали разбираться в вопросах экономии энергоресурсов.
Потребителю нужна профессиональная консультация, качественный монтаж и соответствие готового продукта тому, о чем рассказывал консультант на стадии продажи
Игорь Бинковский
директор по маркетингу и сбыту бизнес-направления Решения для оконной индустрии компании REHAU
OKNA.ua:
То есть более весомым становится даже не само окно, а сервис?
Игорь Бинковский:
У людей сейчас формируется мнение, что окно должно быть априори качественным. Конечно, профиль и бренд играют свою роль, но люди начали сознательно выбирать качество. И здесь на первый план выходит ответственность продавца. К сожалению, некачественных окон на рынке еще достаточно много. И даже в рамках госпрограммы энергоэффективности было установлено более 50% окон, не соответствующих нормам энергоэффективности. Процент может даже больше, потому что контроль был на низком уровне. Программа энергоэффективности от ЕБРР IQ energy почувствовала привычку компаний продавать по государственной программе несоответствующую продукцию. Однако европейская программа имеет четкий механизм проверки продукции и отказывает в предоставлении компенсации, если обнаруживает обман (
подробно о схеме проверки по программе IQ energy можно прочитать здесь, — прим. ред.).
Люди начали сознательно выбирать качество. И здесь на первый план выходит ответственность продавца окон
Игорь Бинковский
директор по маркетингу и сбыту бизнес-направления Решения для оконной индустрии компании REHAU
OKNA.ua:
Не получим ли мы от Фонда энергоэффективности такие же результаты, как от «теплых кредитов»?
Игорь Бинковский:
Я знаю, что многие люди самоотверженно работают над созданием для Фонда энергоэффективности подобных IQ energy правил для качества продукции, используемой для модернизации многоквартирных домов. В частности, эта формулировка четких требований к окнам.
OKNA.ua:
Но будет ли механизм контроля?
Игорь Бинковский:
Механизмом контроля будет проведение сертификации здания.
Сегодня для популяризации энергоэффективности в Украине приложено очень много усилий. Открыты центры энергоэффективности, проведены сотни мероприятий по разъяснению относительно норм и продукции, оборудования и материалов. Мы участвовали в более 600 таких мероприятий, разработали понятные и наглядные материалы для ОСМД, без агитации, а для объяснения, что же такое окно. Многие председатели ОСМД разобрались и потом закупали правильные окна.
Колоссальную работу провели международные организации, такие как IFC — организация региональных центров энергоэффективности, работа с ОСМД и государственными институтами. И я считаю, что в комплексе эти меры сработали.
О тенденциях
OKNA.ua:
Да, результат мы видим. Насколько вырос процент 70-х (монтажная ширина 70 мм, — прим. ред.) и больших систем по сравнению с 60-ми в этом году?
Игорь Бинковский:
Цифры называть не буду, но могу сказать, что доля
70-х систем из года в год увеличивается. За 50% этот показатель перешел где-то в 2013-2014 годах. Положительный момент сыграло принятие новых норм — 0,75 коэффициент сопротивления теплопередаче окна. Многие строители прислушивались к этим требованиям и изменили свои проекты, например, с
60-ти мм систем на 70 мм. И сделали это фишкой своих новостроек.
Строительный рынок изменился, застройщиков стало меньше, но они крупнее. И многие из них затем организовывают собственные управляющие компании, которые эксплуатируют дома. То есть застройщики изначально понимают, что делают. Мои коллеги из технического отдела постоянно в движении, на объектах. Это существенный вклад сегмента строительного рынка в тему энергосбережения.
OKNA.ua:
Эта тенденция ощущается в различных регионах, или преимущественно в Киеве?
Игорь Бинковский:
Это ощутимо по всей Украине. Тенденции положительные на всем рынке, но есть внешние факторы, например, низкая покупательная способность населения как следствие развития экономики в целом.