Эта строка знаменитой песни Владимира Высоцкого очень емко описывает происходящее в горах. Кроме пресловутых лавин и камнепадов, это и космические перепады температур – и сезонные, и суточные. Это пониженное атмосферное давление, недостаток кислорода, жесткий ультрафиолет. И, тем не менее, миллионы людей год за годом с завидным упорством идут в горы. Кто по долгу службы – метеорологи, военные, спасатели; кто-то – ради спортивных наград или острых ощущений – альпинисты, горнолыжники, парапланеристы… Кто-то «за компанию», кто-то – в поисках Истины. Пожалуй, лучше всего на вопрос: «Зачем Вы ходите в горы?» ответил Вальтер Бонатти – один из величайших альпинистов ХХ века. «Потому, что только там мне не задают этот вопрос!» Как бы то ни было, количество горовосходителей только увеличивается. Совершенствуется снаряжение, одежда, тактика; специализированные журналы пестрят рекламой… Все это, казалось бы, бесконечно далеко от архитектуры и строительства. Казалось бы… Но копните глубже! Существует массивный пласт, со своими традициями, приемами, «СНИПами»; отдельными, экстремальными понятиями о «пользе, прочности, красоте» – архитектура высокогорья. Горные приюты или «хижины». В Германии они называются Berghütte, в Италии – Rifugio, в Англии – hut. Названия разные, цель общая – убежище в непогоду; отдых во время долгих переходов, после восхождений; база спасателей. Появились они в средневековье на альпийских перевалах для отдыха путников и паломников. Иногда приюты представляли собой грубо сложенную из камней хибару, но были и целые архитектурные ансамбли, такие как приют при монастыре у перевала Большой Сен-Бернар – где для спасения людей, попавших в лавины, была выведена одноименная порода собак. Зачастую приют совмещал в себе функции церкви, госпиталя и спасательной базы. К концу 19-го века с развитием альпинизма и горного туризма большинство приютов становятся «чисто туристическими».
В СССР, на фоне многочисленных альпиниад, сдачи норм «ГТО» и пропаганды туризма, система горных приютов (в европейском понимании) не прижилась. Возможно, дело было именно в коллективизме и массовости советского альпинизматуризма. Иными словами, ходить в горы индивидуально, не в организованной группе, было практически невозможно – а значит, и приюты были ни к чему. Исключением был знаменитый «Приют одиннадцати» на склоне Эльбруса (высшая точка Европы, 5 642м). Построенный в 1938 году он пережил горных егерей немецкого «Эдельвейса», разруху 40-х, процветание 70-х, перестройку и развал Союза… Это одно из немногих зданий СССР, спроектированных с учетом горной специфики. Овальный план, отсутствие углов, железный «дирижабль» крыши, слитой с фасадами – в нем все было подчинено функции – противостоянию ветрам, снегам и морозам великана-Эльбруса. Расположенный на высоте 4 120м, «Приют 11» был одним из самых высокогорных отелей мира, пока не сгорел в 1998 в результате неосторожного обращения с огнем.
Украинский «рынок» горной архитектуры на данный момент будто застыл в состоянии раннего европейского Средневековья. В лучшем случае «хижины» Карпат и Крыма представляют собой гидроизолированные клеенкой пастушьи колыбы и коши. Между тем наши горы – часто посещаемый, и все более популярный европейский «полигон» для туризма, восхождений, фрирайда, пара- и дельтапланеризма… Знаменитая обсерватория-приют «Белый слон» на карпатской Черногоре (2 021 м), построенная еще поляками – печальный монумент бесхозяйственности и наплевательскому отношению к памятникам архитектуры. Сейчас великолепное здание эпохи конструктивизма, в котором в конце 30-х стоял телескоп, функционировала гостиница и электростанция (!), превращено в руины.
Самое время обратиться к европейскому опыту. Наряду с бережно хранимыми столетними «хижинами» в Альпах, вырастают новые объекты – гимн хайтеку, экологии и энергосбережению. Одним из таких объектов является швейцарский горный приют Монте-Роза. Расположенная в долине Церматта на высоте 2 883м у подножия одноименной горы, эта «хижина» имеет столько же общего с «колыбами», сколько космический корабль с крестьянской телегой.
Проектирование длилось четыре года. Именно столько времени понадобилось архитектору Марселю Баумгартнеру (Marcel Baumgartner), Университету Цюриха (ETH university in Zurich) и Швейцарскому альпийскому клубу (Swiss Alpine Club), чтобы создать этот манифест 21-го века – причем стоящий не в привычном Абу-Даби или Шанхае, а на колотом сахаре альпийских скал, в трех часах пути по леднику от горного подъемника.
Наверное, именно четырем годам проектирования Монте Роза обязана рекордными сроками строительства – четыре месяца. Чтобы представить себе сложности логистики, достаточно сказать, что все материалы и оборудование доставлялись на вертолете, в том числе и бетон для фиксации анкерных опор фундамента. Конструктивно здание представляет собой деревянный каркас на центральном металлическом стволе, утепленный минеральным утеплителем толщиной до 200 мм, и покрытый цельной оболочкой из полированного алюминия. Форма здания, навеянная кристаллом горного хрусталя, глубоко продумана. Полированная поверхность, неожиданные грани и отсутствие прямых углов – результат многократных продувок в аэродинамической трубе – обеспечивают высокую стойкость к ветровым (до 55 м/с), и отсутствие снеговых нагрузок (снег никогда не задерживается на «крыше»). Конструкция – модульная, крупноблочная, собиралась «в долине» и блоками доставлялась по воздуху на стройплощадку. В цокольном этаже расположено технологическое оборудование, и всегда открытый спас-отсек с НЗ, продуктами и рацией; на первом – кухня и столовая-кафе, на втором, третьем, четвертом – жилые комнаты, вмещающие до 120 человек. Само собой, в жертву функции были принесены комфорт и мода. Вместо привычных двуспальных кроватей – двухэтажные «нары», вместо роскошных люстр – светодиодные (экономичные) светильники. В паре номеров третьего и четвертого этажей двери в принципе нельзя запереть – ведь их окна служат «общим» эвакуационным выходом на внешнюю пожарную лестницу (кстати сказать, в 1998 г. при пожаре «Приюта 11» многие погорельцы прыгали из окон – именно из-за пренебрежения архитектора такими «деталями»). Но главное – в приюте всегда есть электроэнергия и горячая вода. Как удалось достичь этого в километрах от ближайших коммуникаций? Вот тут и начинается хай-тек – весь южный фасад здания покрыт солнечными батареями (120 м2), соединенными с аккумуляторами, и обеспечивающими пиковую мощность до 17, и среднегодовую – 5 киловатт. Впрочем, батареи дают «всего» 90 % электроэнергии – еще 10 % обеспечивает дизель-генератор, работающий на рапсовом масле (!). Наверное, это просто «лирическое отступление» конструкторов, демонстрация очередной «зеленой» технологии – мол, мы и вот этак можем. Горячую воду греют 60 м2 солнечных коллекторов, установленных на склоне к юго-востоку от приюта. Сама вода – талая, собранная при помощи естественных водоемов на склоне – расходуется крайне экономно. Платные «поминутно» душевые, умывальники с «дозаторами», повторное использование воды в технических целях, минимизировали как забор, так и выброс стоков. Впрочем, стоки фильтруются до состояния питьевой воды…
Энергоэффективность во всем. Немалую роль играют окна – ленточное остекление кафе и лестницы, одновременно солнцезащитное и энергосберегающее – и «бойницы» номеров, максимально «теплые». Некоторые окна расположены непосредственно у спальных мест – вспоминаются верхние полки наших поездов, и становится ясно, что это было бы недостижимо без поистине «космических» технологий.
И все же, функция функцией, а в своеобразной, спартанской красоте этому объекту не откажешь. Присмотритесь к деталям - и «небрежно оборванная» терраса-вертодром, и покрытые «цифровой» резьбой лаконичные балки каркаса – во всем проглядывается истинно швейцарское внимание к мелочам. Такая она – Горная Роза Церматта – укрытие, памятник архитектуры и демонстратор технологий «в одном лице».
Хочется верить, что, может и не завтра, и не в следующем году, но подобные «розы» расцветут на склонах Черногоры, плато Ай-Петри, полонинах Боржавы. Надеюсь, эта статья пригодится будущим архитекторам горных приютов Карпат и Крыма – ведь они обязательно будут!
Для остекления горного приюта «Монте Роза» были использованы специально изготовленные стеклопакеты со стеклом SILVERSTAR от GLAS TRÖSCH (Глас Трёш):
- SILVERSTAR Neutral 61/32
- SILVERSTAR SELEKT
- SILVERSTAR SELEKT mit Brandschutz (с пожарозащитой)
Помимо высочайших энергосберегающих качеств стекла, в стеклопакетах «Глас Трёш» используются утепленные дистанционные рамки, исключающие обмерзание запотевание окон, заполнение межстекольных пространств инертными газами и другие инновации. В частности, при строительстве объектов в горах в стеклопакете путем откачки аргона создается разрежение, уравнивающее давление с атмосферным на высоте будущего объекта, что исключает линзование и продлевает срок службы пакета.
Иван Пономаренко,
главный архитектор группы компаний GLAS TROSCH в Украине и Молдове